ЗАКОН
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 15 марта 2003 года N 32-РЗ
Об утверждении республиканской целевой программы "Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2010 года"
Принят Парламентом Кабардино-Балкарской Республики
18 февраля 2003 года
Действие Закона приостановлено на период с 1.01.2012 до 31.12.2012 года Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30.12.2011 года N 129-РЗ
(изменения и дополнения:
Закон Кабардино-Балкарской Республики в редакции от 28.07.2006 года N 59-РЗ, НГР: RU07000200600205
Закон Кабардино-Балкарской Республики в редакции от 08.06.2009 года N 28-РЗ, НГР: RU07000200900150
Закон Кабардино-Балкарской Республики в редакции от 31.12.2010 года N 114-РЗ, НГР: RU07000201000329
Закон Кабардино-Балкарской Республики в редакции от 30.12.2011 года N 129-РЗ, НГР: RU07000201100413
Статья 1.
Утвердить республиканскую целевую программу "Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2010 года" (прилагается).
Статья 2.
Правительству Кабардино-Балкарской Республики:
1) предусматривать средства для реализации республиканской целевой программы "Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2010 года" при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2004-2010 годы;
2) ежегодно представлять в Парламент Кабардино-Балкарской Республики отчет о ходе реализации республиканской целевой программы "Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2010 года" и проект прогноза реализации указанной Программы на очередной год не позднее чем за месяц до рассмотрения проекта закона КБР о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на очередной финансовый год.
Президент
Кабардино-Балкарской Республики
В. Коков
г. Нальчик
15 марта 2003 года
N 32-РЗ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2010 ГОДА"
Паспорт Программы
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
III. Мероприятия программы
1. Развитие жилищного строительства в сельской местности
2. Развитие сети образовательных учреждений в сельской местности
3. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности
4. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности
5. Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности
6. Развитие электрических сетей в сельской местности
7. Развитие газификации в сельской местности
8. Развитие водоснабжения в сельской местности
9. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности
10. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности
IV. Финансовое и ресурсное обеспечение программы
V. Механизм реализации программы
VI. Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения
VII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы
Приложения
Наименование Программы | - республиканская целевая программа "Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2010 года" |
Основание для разработки Программы | - Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года", Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 августа 2002 года N 367-Р |
Государственный заказчик Программы | - Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
Координатор Программы | - Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики |
Основные разработчики Программы | - Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, Министерство здравоохранения Кабардино - Балкарской Республики, Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики, Министерство промышленности и связи Кабардино-Балкарской Республики, Министерство печати и информации Кабардино - Балкарской Республики, Министерство строительства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство топлива и энергетики Кабардино - Балкарской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по физической культуре и спорту |
Цель Программы | - повышение экономического потенциала и социального уровня сельских поселений, обеспечение самодостаточности и сокращение разрыва в уровнях жизни сельского и городского жителя |
Задачи Программы | - повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских поселений, обеспечение сельского населения доступными, качественными социальными услугами; создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских поселений, создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в ведение органов местного самоуправления; расширение и обеспечение привлекательности рынка труда в сельской местности, развитие сельской экономики; создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2003 - 2010 годы: I этап: 2003 - 2006 годы; II этап: 2007 - 2010 годы |
Основные мероприятия Программы | - мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура, торгово-бытовое обслуживание, электрификация, газификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство. Реализация мероприятий обеспечит: улучшение жилищных условий сельского населения; улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи; сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни; повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; активизацию культурно-досуговой деятельности на селе; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью; расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания новых рабочих мест |
Основные исполнители мероприятий Программы | - Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерство образования и науки Кабардино - Балкарской Республики, Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики, Министерство печати и информации Кабардино-Балкарской Республики, Министерство строительства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство топлива и энергетики Кабардино-Балкарской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по физической культуре и спорту, органы местного самоуправления (по согласованию), строительные, проектные, научные организации (на конкурсной основе), общественные организации |
Объемы и источники финансирования Программы | - общая сумма прогнозируемых расходов на реализацию Программы - 7,6 млрд. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1,9 млрд. рублей (25 процентов); средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 2,6 млрд. рублей (34 про-цента); средства внебюджетных источников - 3,1 млрд. рублей (41 процент). |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - реализация Программы позволит: построить (приобрести) 440,44 тыс. кв. метров жилья для гра-ждан, проживающих в сельской местности, в том числе построить (приобрести) 19,96 тыс. кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов на се-ле; повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом до 79 процентов; довести количество обучающихся в благоустроенных сельских образовательных учреждениях в первую смену до 99 процентов; повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 62 - 63 процентов; увеличить продолжительность жизни больных с заболеваниями социального характера, в том числе граждан, страдающих диабетом; повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями сельские населенные пункты; привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 40 процентов учащейся сельской молодежи и 33 процента работающих в сельской местности; расширить сеть комплексных предприятий торгово-бытового обслуживания; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 98 процентов; обеспечить ввод в сельских населенных пунктах республики 16,08 тыс. телефонных номеров; привести в нормативно-техническое состояние 500,3 км автомобильных дорог и расширить сеть автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты, на 15,9 км; |
Система управления и контроля за реализацией Программы | - управление реализацией Программы осуществляет в установленном порядке координатор Программы - Министерство сельского хозяйства Кабардино - Балкарской Республики. Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Парламент Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики "О государственных (целевых) программах социально-экономического развития Кабардино - Балкарской Республики" |
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
Сложившаяся практика инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий привела к диспропорциям в развитии сельских поселений.
Часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Водопровод имеется в 77 процентах сельских жилых домов, газ - в 67 процентах.
Средняя обеспеченность жильем одного сельского жителя составляет 16,7 кв. метров, что ниже средне-республиканского уровня, не снижается объем ветхого и аварийного жилищного фонда.
За последнее десятилетие сеть участковых больниц увеличилась на 2 единицы и составила 13 единиц, на базе фельдшерско-акушерских пунктов (84 единиц на 1992 год) создано 97 сельских врачебных амбулаторий. В ходе реформирования здравоохранения создана инфраструктура по оказанию первичной медико-санитарной помощи. Первичную медико-санитарную помощь сельскому населению оказывают 35 врачебных участков, 97 врачебных амбулаторий, 13 участковых больниц, 4 районные номерные больницы.
Вместе с тем сельские медицинские учреждения не укомплектованы кадрами врачей, имеющих комплексную подготовку по разным врачебным специальностям (врачей общей практики) и способных выполнять функции участкового, семейного, санитарного врача и сельского профпатолога.
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тыс. жителей на селе на 8 процентов меньше, чем в городе.
Обеспеченность сельского населения врачами составляет 24,6 процента в расчете на 10 тыс. человек, средним медицинским персоналом - 75,9 процента.
Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе изношена, не соответствует нормативам, сохраняются объекты, размещенные в помещениях, не имеющих коммунальных удобств. Большинство сельских врачебных амбулаторий не имеет табельного оснащения. Около 80 процентов диагностического и лечебного оборудования морально и физически устарело и требует замены.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 30 процентов. Занимаются физической культурой и спортом всего 5 - 8 процентов взрослого населения и 10 - 11 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 - 60 процентов. Практически прекратилось проведение республиканских и местных спортивных соревнований.
По отчетам детских образовательных учреждений в 2002 году в аварийном и неудовлетворительном состоянии в республике находятся 12 из 128 сельских детсадов, что составляет 9,4 процента;
Количество детей, занимающихся в общественных дошкольных учреждениях, повысилось за последние два года с 39 процентов до 54 процентов (в расчете на детей от 3 до 6 лет), в то время как в городе этот показатель уже достиг 100 процентов.
За последние пять лет в сельской местности введено 3536 новых школьных мест, что позволило довести обеспеченность ими в среднем по селу до 98 процентов. В большинстве сельских школ учебно-материальная база находится в хорошем или удовлетворительном состоянии, в капитальном ремонте нуждаются 43 процента зданий.
За последнее десятилетие число клубов и домов культуры сократилось на 30 процентов, киноустановок - на 10. Не функционирует система обслуживания жителей периферийных сельских поселений передвижными средствами культуры.
Более 82 процентов клубных учреждений (большинство размещается в библиотеках) требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и физически изношено. Недостаточно финансируются культурно-воспитательная работа, комплектование фондов сельских библиотек, подписка на периодические издания.
В связи с резким падением платежеспособного спроса сельского населения оборот розничной торговли на селе сократился по сравнению с 1990 годом на 60 процентов. В общественном питании осталось менее половины предприятий от уровня 1990 года.
Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания.
Потери в электросетях из-за сверхнормативного их износа возросли на 20 - 25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 63 часов в год.
К началу 2001 года воздушные электрические линии и трансформаторные подстанции, находящиеся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна. Более 30 процентов линий электропередач, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находятся в технически непригодном состоянии.
В сельской местности эксплуатируется 3868,8 км распределительных газовых сетей, газифицировано 84,5 тыс. домов (квартир), из них 65,5 тыс. - природным газом, а остальные 20 тыс. домов (квартир) - сжиженным. Уровень газификации сельского жилого фонда - 67 процентов.
Действующая в республике система водоснабжения сельских населенных пунктов находится в относительно удовлетворительном состоянии (исключая ряд сельских населенных пунктов), износ работающих сетей составляет от 30 до 70 процентов и непрерывно возрастает, что обуславливает частые аварии и, как следствие, загрязнение водопроводных сетей. Потери воды из-за коррозии и износа труб в сельских населенных пунктах превышают уровень 60 процентов. На многих водозаборах и водоводах не выдержаны размеры зон санитарной охраны.
Водозаборные скважины не имеют водомеров и приборов учета электрической энергии.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля: в одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует, более половины учреждений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания не телефонизировано.
В Кабардино-Балкарской Республике 9 филиалов открытого акционерного общества "Каббалктелеком" предоставляют услуги связи в сельской местности. Эксплуатируются 121 автоматизированная телефонная станция, из них 117 станций - координатного типа, работающих от 15 до 30 лет, морально и физически устаревших и требующих замены. Требуется их реконструкция.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы и тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры, а также препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
Потребность в строительстве дорог с твердым покрытием составляет 516,2 км.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной республиканской целевой программы "Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2010 года" (далее - Программа) обусловлена: