Недействующий


ЗАКОН

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 15 апреля 2002 года N 17-РЗ
г.Черкесск

О деятельности в сфере печати, книгоиздания и информационных услуг

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12 ноября 2007 года N 69-РЗ
____________________________________________________________________


Принят
Народным Собранием
28 февраля 2002 года
29 марта 2002 года

Глава 1. Общие положения

     
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона


Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы государственной политики Карачаево-Черкесской Республики в отношении средств массовой информации, книгоиздания, производства и распространения печатной продукции, структур, оказывающих информационные услуги, на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Закон направлен на обеспечение конституционного права граждан на получение полной и объективной информации, на обеспечение потребностей населения республики в книжной продукции на языках народов Карачаево-Черкесской Республики.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе,
их определения


В настоящем Законе используются следующие понятия:

массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

средства массовой информации - периодическое печатное издание, теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации ;

периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

редакция средства массовой информации - организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющее производство и выпуск средства массовой информации.

издатель - издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально - техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

полиграфическое предприятие - предприятие государственной формы собственности или организация иной формы собственности, осуществляющие материально - техническое обеспечение выпуска газетной и книжно-журнальной продукции;

информационное агентство - организация, осуществляющая сбор и оперативное распространение информации;

информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами;

распространитель - лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

Статья 3. Законодательство о печати, издательской деятельности и информационных услугах


Законодательство о печати, издательской деятельности и информационных услугах состоит из федеральных законов "О средствах массовой информации", "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", "Об информации, информатизации и защите информации", "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", иных законодательных актов Российской Федерации и настоящего Закона.

Глава II. Организация деятельности в сфере печати, книгоиздания и информационных услуг

     
Статья 4. Основные принципы государственной политики Карачаево-Черкесской Республики в сфере печати, издательской деятельности и информационных услуг


Основными принципами государственной политики Карачаево-Черкесской Республики в отношении средств массовой информации, производства и распространения печатной продукции, структур, оказывающих информационные услуги являются:

гарантия свободы слова, права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым способом, допускаемым действующим законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики;

запрещение любых форм ограничения свободы печати и слова по мотивам политического, идеологического, религиозного, национального и расового характера;

воспрепятствование пропаганды через средства массовой информации насилия, порнографии, национализма, шовинизма, религиозной и социальной розни;

равной ответственности государства, средств массовой информации, производителей и распространителей печатной продукции, организаций и лиц, оказывающих информационные услуги, за соблюдение действующего законодательства;

приоритет в поддержке со стороны государства тем средствам массовой информации, производителям и распространителям печатной продукции, которые реализуют преимущественно социально и культурно значимые программы и проекты.

Статья 5. Права и обязанности лиц, занятых в сфере печати, издательской деятельности и информационных услуг


Осуществлять деятельность в сфере печати, издательской деятельности и информационных услуг имеет право гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган.

Не может выступать учредителем средства массовой информации объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающий постоянно в Российской Федерации.

Для достижения своих целей редакция средства массовой информации, издательство, полиграфическое предприятие, информационное агентство имеет право:

осуществлять самостоятельную деятельность;

заключать договоры с организациями, предприятиями, учреждениями, физическими лицами на выполнение ими работ или оказание услуг;

определять в установленном порядке тиражи, номиналы изданий;

осуществлять рекламную деятельность в соответствии с действующим законодательством;

реализовывать самостоятельно свою продукцию (услуги).

Редакция средства массовой информации, издательство, полиграфическое предприятие, информационное агентство несут ответственность за злоупотребление свободой массовой информации в соответствии с действующим законодательством;

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации, издательства и информационного агентства, со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений, материалов, изданий, их отдельных частей, - не допускается

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

Статья 6. Получение сведений о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц


Право получения средством массовой информации, прошедшего государственную регистрацию, сведений о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных организаций и учреждений и их должностных лиц реализуется:

а) путем непосредственного присутствия на открытых сессиях законодательного (представительного) органа, заседаниях правительства, органов местного самоуправления, - при условии аккредитации журналиста в соответствующем органе государственной власти и местного самоуправления или по приглашению руководства этих органов;

б) путем получения сведений от руководства указанных органов и (или) их пресс-служб, - при условии письменного или устного запроса в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления;

запрещается отказ в предоставлении сведений, не составляющих государственную тайну и конфиденциальную;

средство массовой информации обязано сохранять конфиденциальность информации и источник получения информации в соответствии с действующим федеральным законодательством.

в) путем получения сведений из иных источников;

предоставление сведений республиканскими органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными организациями и учреждениями может производиться за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги в соответствии с действующим законодательством.

Право на получение и распространение информации может быть ограничено исключительно федеральными законами, регулирующими охрану государственной тайны и конфиденциальной.

Статья 7. Ограничения в получении и распространении коммерческой информации


Ограничение права на получение и распространение информации, составляющей коммерческую тайну, регулируется федеральным законом.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Статья 8. Право на опровержение


Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство, сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.

Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст. Редакция радио- телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может представить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст, при условии его соответствия требованиям Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", и передать его в записи.

Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения.

Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные ею сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их, в том же средстве массовой информации.

Статья 9. Распространение рекламы


Распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На территории Карачаево-Черкесской Республики запрещается распространение специализированных выпусков радио- и телепрограмм эротического характера, не соответствующих менталитету народов республики.

Розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется органами местного самоуправления.

Статья 10. Аккредитация представителей средств массовой информации


Аккредитация представителей средств массовой информации осуществляется с целью обеспечения открытости и гласности, обеспечения жителей республики достоверной и оперативной информацией.

Аккредитация представителей средств массовой информации осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Представители средства массовой информации, официально зарегистрированные, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, имеют право на аккредитацию в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных организациях и учреждениях, органах общественных объединений, при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

Статья 11. Ведение Реестра субъектов информационных услуг


Организация, учреждение, предприятие, оказывающее информационные услуги на территории Карачаево-Черкесской Республики, включаются в республиканский Реестр субъектов информационных услуг.

Для включения в Реестр указанные организации, учреждения, предприятия обязаны представить в Правительство Карачаево-Черкесской Республики следующие документы:

копия Устава (учредительного договора), копия свидетельства о регистрации, сведения об учредителях,

сведения о виде предоставляемых информационных услуг, сведения о территории распространения деятельности, сведения о юридическом и фактическом адресе, сведения о численности работников, задействованных в оказании информационных услуг.

Для средств массовой информации также необходимо представить сведения о периодичности и тираже.

Сведения об изменениях в указанных данных сообщаются в Правительство Карачаево-Черкесской Республики не позднее двух недель с момента возникновения таких изменений.

Ведение Реестра субъектов информационных услуг осуществляется специально уполномоченным органом.

Статья 12. Приватизация предприятий, обеспечивающих выпуск газетной, книжной продукции и оказывающих информационные услуги


Приватизация предприятий, обеспечивающих выпуск газетной, книжной продукции и оказывающих информационные услуги, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о приватизации.

Глава III. Заключительные положения

     
Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства в сфере печати, издательской деятельности и информационных услугах


Нарушение законодательства о печати, издательской деятельности и информационных услугах влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона


Закон Карачаево-Черкесской Республики "О деятельности в сфере печати, книгоиздания и информационных услуг " вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Карачаево-Черкесской Республики
В. М.Семенов

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»