(с изменениями на 14 июля 2023 года)
(в ред. Законов Карачаево-Черкесской Республики от 17.10.2000 N 24-РЗ, от 24.07.2001 N 21-РЗ, от 22.12.2003 N 73-РЗ, от 21.06.2004 N 10-РЗ, от 25.10.2004 N 36-РЗ, от 12.01.2005 N 15-РЗ, от 19.12.2005 N 101-РЗ, от 17.04.2006 N 32-РЗ, от 19.07.2006 N 56-РЗ, от 14.11.2006 N 86-РЗ, от 05.12.2007 N 77-РЗ, от 25.07.2008 N 62-РЗ, от 25.07.2008 N 64-РЗ, от 13.03.2009 N 20-РЗ, от 10.06.2009 N 24-РЗ, от 12.01.2010 N 7-РЗ, от 21.06.2010 N 37-РЗ, от 29.07.2010 N 46-РЗ, от 09.12.2010 N 73-РЗ, от 31.12.2010 N 85-РЗ, от 17.01.2011 N 2-РЗ, от 22.04.2011 N 12-РЗ, от 05.07.2011 N 36-РЗ, от 10.08.2011 N 53-РЗ, от 15.11.2011 N 66-РЗ, от 18.05.2012 N 32-РЗ, от 28.06.2012 N 61-РЗ, от 25.07.2012 N 66-РЗ, от 28.12.2012 N 122-РЗ, от 13.03.2013 N 5-РЗ, от 31.12.2013 N 106-РЗ, от 09.06.2015 N 36-РЗ, от 24.02.2016 N 3-РЗ, от 25.12.2017 N 89-РЗ, от 14.05.2018 N 15-РЗ, от 07.10.2020 N 59-РЗ, от 12.05.2021 N 13-РЗ, от 07.07.2021 N 45-РЗ, от 31.05.2022 N 28-РЗ, от 11.03.2022 N 1-РЗ, от 14.07.2023 N 38-РЗ)
Принят
Народным Собранием
22 января 1999 года
Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
(в ред. Закона Карачаево-Черкесской Республики от 31.05.2022 N 28-РЗ)
Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики на основании полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и Конституцией Карачаево-Черкесской Республики, осуществляет:
(в ред. Закона Карачаево-Черкесской Республики от 22.12.2003 N 73-РЗ)
1) правовое (законодательное) регулирование вопросов ведения Карачаево-Черкесской Республики как субъекта Российской Федерации, а также вопросов совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики;
2) контрольные функции по предметам ведения Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
3) взаимодействие с представительными органами местного самоуправления;
4) привлечение населения, общественных объединений к управлению республикой.
(в ред. Закона Карачаево-Черкесской Республики от 17.10.2000 N 24-РЗ)
Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики.
Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики принимает законы по вопросам ведения Карачаево-Черкесской Республики, а также в соответствии с Конституцией Российской Федерации, по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
Принимаемые Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики законы, постановления и иные правовые нормативные акты по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией учитывают специфику Карачаево-Черкесской Республики и не могут противоречить федеральному законодательству.
(в ред. Закона Карачаево-Черкесской Республики от 14.05.2018 N 15-РЗ)
1. В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики и Правительство Карачаево-Черкесской Республики осуществляют свои полномочия самостоятельно.
2. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики и Правительство Карачаево-Черкесской Республики взаимодействуют в установленных Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - федеральный закон об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации) и законами Карачаево-Черкесской Республики формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития Карачаево-Черкесской Республики и в интересах его населения.
(в ред. Закона Карачаево-Черкесской Республики от 31.05.2022 N 28-РЗ)
3. Правовые акты Главы Карачаево-Черкесской Республики, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики направляются в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики в течение семи рабочих дней с момента их принятия.
4. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики вправе обратиться к Главе Карачаево-Черкесской Республики или в органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, указанные в пункте 3 настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.
5. Глава Карачаево-Черкесской Республики вправе обратиться в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
6. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики направляет Главе Карачаево-Черкесской Республики планы законопроектной работы и проекты законов Карачаево-Черкесской Республики.
7. На заседаниях Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и его органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики или лица, уполномоченные указанными руководителями.
8. На заседаниях органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики вправе присутствовать депутаты либо по поручению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики или его председателя работники аппарата Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики обеспечивает гарантии развития и деятельности органов местного самоуправления на территории республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Карачаево-Черкесской Республики, федеральным и республиканским законодательством и настоящим Законом.
(в ред. Закона Карачаево-Черкесской Республики от 17.10.2000 N 24-РЗ)
1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Главе Карачаево-Черкесской Республики, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, представительным органам местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, территориальному органу Министерства юстиции Российской Федерации, прокурору Карачаево-Черкесской Республики.
(в ред. Законов Карачаево-Черкесской Республики от 22.12.2003 N 73-РЗ, от 19.12.2005 N 101-РЗ, от 05.07.2011 N 36-РЗ, от 24.02.2016 N 3-РЗ, от 31.05.2022 N 28-РЗ)
2. Право законодательной инициативы принадлежит также Верховному суду Карачаево-Черкесской Республики, Арбитражному суду Карачаево-Черкесской Республики, Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики, Уполномоченному по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике, Контрольно-счетной палате Карачаево-Черкесской Республики и Республиканскому совету профессиональных союзов по вопросам их ведения.
(в ред. Законов Карачаево-Черкесской Республики от 22.12.2003 N 73-РЗ, от 05.12.2007 N 77-РЗ, от 24.02.2016 N 3-РЗ, от 11.03.2022 N 1-РЗ)
3. Проекты законов вносятся в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики.
4. Законопроекты, внесенные в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики Главой Карачаево-Черкесской Республики, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
(в ред. Законов Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2011 N 36-РЗ, от 31.05.2022 N 28-РЗ)
(в ред. Закона Карачаево-Черкесской Республики от 22.12.2003 N 73-РЗ)
1. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, лицевой счет в Управлении Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, гербовую печать, штамп, бланки и другие реквизиты с государственной символикой республики.
2. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
3. Расходы на обеспечение деятельности Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики предусматриваются в бюджете Карачаево-Черкесской Республики отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Управление и (или) распоряжение Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета Карачаево-Черкесской Республики в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета Карачаево-Черкесской Республики не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и (или) депутатов. При этом полномочия Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики по осуществлению контроля за исполнением бюджета Карачаево-Черкесской республики не ограничиваются.
1. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Карачаево-Черкесской Республики и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики. Порядок избрания депутатов определяется федеральным законодательством и республиканским законом о выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
(в ред. Закона Карачаево-Черкесской Республики от 22.12.2003 N 73-РЗ)
2. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики состоит из 50 депутатов, избираемых сроком на пять лет.