АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2005 года N 138-па
г.Южно-Сахалинск
Об утверждении Концепции "Основные направления государственной информационной политики Сахалинской области до 2010 года"
Государственная информационная политика в Сахалинской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Сахалинской области и является неотъемлемой составляющей частью деятельности органов власти региона. Принятие Концепции "Основные направления государственной информационной политики в Сахалинской области до 2010 года" определяется потребностью координации и реального управления процессом по формированию и развитию комплексной интегрированной информационной среды, созданию высокотехнологичной отрасли информационных услуг для повышения конкурентоспособности Сахалинской области, привлечения инвестиций и развития экономического потенциала.
В Концепции определяются основные направления деятельности органов государственной власти области по консолидации и стабилизации общества, созданию единого информационного пространства с учетом основных особенностей Сахалинской области:
- территориальной протяженности и отдаленности районов;
- разнородности информационных ресурсов;
- недостаточности обеспечения компьютерными технологиями средств массовой информации;
- разобщенности локальных систем различных органов власти и отсутствия их взаимосвязи;
- отсутствия информационного взаимодействия между органами власти, организациями и населения по удовлетворению информационных потребностей;
- отсутствия подготовленных кадров в средствах массовой информации и информатизации.
В целях развития информационно-коммуникационных технологий, проведения скоординированных действий органов государственной власти, направленных на обеспечение дальнейшего устойчивого социально-экономического развития Сахалинской области, администрация Сахалинской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию "Основные направления государственной информационной политики в Сахалинской области до 2010 года".
2. Руководителям областных органов исполнительной власти и рекомендовать главам муниципальных образований руководствоваться положениями Концепции при разработке отраслевых программ и планов действий, прогнозов социально-экономического развития области.
3. Департаменту по печати, телерадиовещанию и связи Сахалинской области (Антипов В.И.):
- осуществлять координацию работ по выполнению Концепции "Основные направления информационной политики Сахалинской области до 2010 года";
- разработать в двухмесячный срок план программных мероприятий по реализации Концепции "Основные направления государственной информационной политики Сахалинской области до 2010 года".
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя аппарата администрации области Романова А.Г.
Губернатор области
И.П.Малахов
КОНЦЕПЦИЯ
"Основные направления государственной информационной политики в Сахалинской
области до 2010 года"
Концепция "Основные направления государственной информационной политики в Сахалинской области до 2010 года" представляет собой официально принятую систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти Сахалинской области по формированию общей стратегии государственной информационной политики в Сахалинской области, интеграции Сахалинской области в информационное общество, реализации прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере, развитию экономического потенциала Сахалинской области.
Цель Концепции - определение целей, задач государственной информационной политики в Сахалинской области (далее - областная государственная информационная политика), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов ее воздействия на социально-экономическое, политическое и культурное развитие Сахалинской области в начале XXI века.
Концепция рассматривает областную государственную информационную политику как инструмент повышения эффективности управления регионом, укрепления взаимосвязи федерального центра, Сахалинской области и муниципальных образований.
В Концепции учтены основные особенности Сахалинской области, к которым относятся: территориальная протяженность и отдаленность территорий многих муниципальных образований, разнородность локальных информационных систем, недостаточная развитость информационных ресурсов средств связи, недостаток подготовленных кадров.
Концепция является основой для разработки нормативных документов, в том числе программ и проектов в сфере информации, информатизации, связи, полиграфической и издательской деятельности, исходящей из интересов личности, общества и Сахалинской области как субъекта Российской Федерации в информационной сфере.
Правовую базу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Устав Сахалинской области, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Сахалинской области, регулирующие общественные отношения в информационной сфере, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры и соглашения Российской Федерации.
Реализация Концепции закладывает основы для решения таких жизненно важных задач, как формирование единого информационного пространства Сахалинской области, ее интеграция в общероссийское мировое информационное
пространство, уделяя при этом особое внимание обеспечению информационной безопасности Сахалинской области, интересов личности, общества и Сахалинской области как субъекта Российской Федерации в информационной сфере, развитие сферы информационных услуг, совершенствование правового поля регулирования происходящих информационных процессов.
Областная государственная информационная политика является важной составной частью развития Сахалинской области и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Долгосрочными стратегическими целями государственной информационной политики являются:
- интеграция Сахалинской области в российское и мировое информационное пространство;
- развитие высокотехнологичной отрасли производства информационных продуктов и рынка информационных услуг как фактора производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала;
- формирование благоприятной информационной среды на территории области в целях привлечения инвестиций и развития экономического потенциала;
- обеспечение интересов личности, общества и Сахалинской области как субъекта Российской Федерации в информационной сфере;
- обеспечение информационной безопасности Сахалинской области.
Необходимым условием этого является создание единого информационного пространства Сахалинской области, развитие средств массовых коммуникаций в регионе.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
- обеспечение широкого доступа всех жителей области к общественно значимой информации и информационным продуктам посредством формирования общедоступных информационных ресурсов и оказания информационных услуг;
- развитие средств массовых коммуникаций, создание правовых, экономических, организационных условий для эффективной работы средств массовой информации;
- формирование необходимой правовой базы в информационной сфере;
- повышение уровня использования информационно-коммуникационных технологий и информационных систем в социально-экономической, культурной и научно-технической сферах общественной жизни;
- обеспечение информационной открытости органов государственной власти Сахалинской области, предоставление объективной информации об их деятельности;
- модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры,
- создание действенного механизма подготовки и повышения квалификации журналистских кадров, качественное улучшение продукции средств массовой информации;
- создание механизмов, способствующих широкому привлечению внебюджетных источников средств для развития и поддержки информационно-коммуникационных технологий.
Политика открытого общества предполагает участие в управлении регионом большого количества его жителей, и в этом особую роль играют информационные ресурсы Сахалинской области - связь, электронные и печатные СМИ, новые компьютерные и цифровые информационные технологии. Информационная политика должна системно реализовывать распространение общечеловеческих, гуманитарных идей.
Принципы информационной политики базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, нормах федерального законодательства, регулирующего информационную сферу, нормах законодательства Сахалинской области, отражающих специфику региона, и свойствах информации.
Принцип приоритетности прав личности. Этот принцип устанавливается ст. 2 Конституции РФ, в которой утверждается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.
Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Ограничение свободы производства и распространения информации возможно только федеральным законом в целях и интересах личности, общества, государства.
Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства.
Принцип гласности. Ни одна государственная структура не может вводить ограничения на доступ потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес. Ограничения могут вводиться только федеральным законом.
Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ, законодательство РФ и законодательство Сахалинской области. Отсюда также следует, что информационно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции и законодательству РФ.
Принцип ответственности означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний правовых норм, касающихся регулирования информационной сферы.
Принцип единства информационного пространства - усилия всех участников информационной деятельности направлены на формирование регионального сегмента единого информационного пространства Российской Федерации.
Принцип государственных интересов - обеспечение и закрепление роли Сахалинской области при формировании и реализации областной политики в сфере информации, информатизации и информационной безопасности.
Принцип социальной ориентации - основные мероприятия информационной политики направляются на обеспечение социальных интересов всех жителей области.
Принцип системности - при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования учитываются его последствия для состояния других и всех в совокупности.
4.1. Информационные ресурсы
В Сахалинской области в настоящее время происходит активное формирование информационных ресурсов в различных сферах деятельности: социальной, экономической, политической, культурной, включая сферу государственного и муниципального управления. Ведутся работы по автоматизации процессов накопления, хранения и обработки информации, внедряются автоматизированные рабочие места специалистов, создаются локальные вычислительные сети. Формируются локальные банки данных, содержащие информацию по отдельным аспектам экономики и социальной сферы.
Информация из информационных ресурсов распространяется в результате подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг. При этом информационные услуги зачастую являются слишком дорогими для массового пользования, многие ресурсы не имеют справочного аппарата и средств навигации, создаваемые информационные продукты разнородны как по форме представления информации, структурам данных, так и по программному обеспечению. Отсутствует координация процессов производства информатизационных продуктов и предоставления информационных услуг.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
- создание единых условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов в сфере государственного и муниципального управления;
- интеграция существующих ведомственных и территориальных (городских, районных) информационных систем и ресурсов в единую распределенную систему инфокоммуникаций в целях создания условий для качественного и эффективного обеспечения ими граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений;
- формирование и защита государственных информационных ресурсов. Первоочередными мероприятиями информационной политики в области
- формирования, развития и использования информационных ресурсов должны стать:
- разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения системы управления информационными ресурсами;
- разделение полномочий по владению и распоряжению государственными информационными ресурсами между Российской Федерацией, Сахалинской областью и органами местного самоуправления;
- создание под эгидой органов государственной власти Сахалинской области региональной информационной системы на основе интеграции существующих и создаваемых баз данных отраслей и ведомств, позволяющей оперативно получать информацию всем субъектам управления и жителям области;
- создание интегрированной информационной системы документационного обеспечения (электронного документооборота) органов государственной власти области;
- разработка и реализация финансово-экономических методов регулирования деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов;
- разработка и реализация целевых областных и межмуниципальных программ, направленных на формирование и использование различных категорий информационных ресурсов, в том числе научно-технической и социальной информации, информатизации библиотек и архивов.