ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
от 05 декабря 2005 года N 92-ЗРХ
ОБ УЧАСТИИ НАСЕЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Республики Хакасия от 09.03.2016 N 10-ЗРХ, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 10.03.2016).
____________________________________________________________________
Принят Верховным Советом Республики Хакасия 25 ноября 2005 года
(с изменениями от 24.02.2012 г., Закон Республики Хакасия N 12-ЗРХ, НГР RU19000201200121)
Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Хакасия.
Настоящий Закон регулирует порядок и условия участия населения в охране общественного порядка на территории Республики Хакасия.
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
общественные формирования граждан по охране общественного порядка (штаб, общественные пункты охраны порядка, добровольные народные дружины, отряды содействия полиции, оперативные студенческие отряды и т.д.) (далее - общественное формирование граждан) - форма организации общественной самодеятельности граждан по охране общественного порядка в Республике Хакасия, создаваемая коллективами предприятий, учреждений на основе добровольного вхождения граждан;
штаб общественного формирования граждан по охране общественного порядка (далее - штаб общественного формирования граждан) - общественное образование, созданное для координации деятельности и оказания методической помощи общественному формированию граждан по охране общественного порядка;
общественный пункт охраны общественного порядка - общественное формирование, обеспечивающее согласованность действий граждан по охране общественного порядка и функционирующее на определенной территории;
совет общественности - руководящий и координирующий орган общественного пункта охраны общественного порядка или коллектива предприятия, учреждения, организации.
Настоящий Закон направлен на обеспечение деятельности общественных формирований граждан, оказание помощи органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Хакасия, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия.
Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в охране общественного порядка.
Действие настоящего Закона распространяется на все общественные формирования граждан, участвующих в охране общественного порядка.
Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, гласности, добровольности и равноправия, уважения личности, прав и свобод человека и гражданина.
1. Общественные формирования граждан могут создаваться по инициативе органов местного самоуправления муниципальных образований, коллективов предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории Республики Хакасия, в соответствии с настоящим Законом.
2. Членами общественного формирования граждан могут быть лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, проживающие либо осуществляющие трудовую или иную деятельность на территорий; в пределах которой создано общественное формирование граждан, способные по своим моральным качествам и состоянию здоровья; осуществлять деятельность по охране общественного порядка, кроме ограниченно дееспособных и недееспособных граждан, признанных таковыми в установленном законом порядке.
3. Общественное формирование граждан в пределах своей компетенции и для реализации своих задач может создавать руководящие органы, секции, комитеты и иные структурные подразделения.
1. Штаб общественного формирования граждан образуется по решению общественного формирования граждан.
2. В состав штаба входят должностные лица предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, находящихся на соответствующей территории, руководители общественных формирований, представители трудовых коллективов.
3. Численный состав и деятельность штаба общественного формирования граждан определяются настоящим Законом и принятым в соответствии с ним положением.
Штаб общественного формирования граждан осуществляет следующие основные полномочия:
1) координирует деятельность общественного формирования граждан, оказывает ему методическую и иную помощь;
2) разрабатывает и вносит в органы местного самоуправления, органы внутренних дел Республики Хакасия предложения по вопросам укрепления общественного порядка и профилактики правонарушений;
3) заслушивает отчеты общественного формирования граждан;
4) обобщает и распространяет опыт работы общественного формирования граждан;
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о нем.
Основными направлениями деятельности общественного формирования граждан являются:
1) обеспечение охраны общественного порядка совместно с органами внутренних дел Республики Хакасия на предприятиях, в учреждениях, организациях, на улицах, площадях, в жилых микрорайонах, общежитиях, на транспорте, в местах массового отдыха и других общественных местах;
2) предупреждение детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
3) оказание неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев;
4) участие в спасении граждан, животных, а также обеспечение общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, чрезвычайного положения, эпидемий и др.);
5) проведение воспитательной и профилактической работы с гражданами, склонными к совершению правонарушений;
6) правовая пропаганда среди населения;
7) иные направления деятельности, предусмотренные положением об общественном формировании граждан, не противоречащие действующему законодательству.
1. Общественный пункт охраны общественного порядка создается гражданами, коллективами предприятий, учреждений и организаций по месту жительства, работы или учебы. Целью его деятельности является совместное решение вопросов, касающихся охраны общественного порядка на соответствующей территории, на предприятиях, в учреждениях или организациях.
2. Полномочия общественного пункта охраны общественного порядка определяются положением об общественном пункте охраны общественного порядка, принятым на общем собрании (конференции) заинтересованных граждан, коллективов предприятий, учреждений, организаций.
3. Руководящим и координирующим органом общественного пункта охраны общественного порядка является совет общественности.
4. Общественный пункт охраны общественного порядка может образовывать секции, комитеты и иные структурные подразделения.
Положение об общественном формировании граждан устанавливает:
1) название, цели общественного формирования граждан, его организационно-правовую форму;
2) структуру общественного формирования граждан, территорию, на которой данное формирование осуществляет свою деятельность;
3) условия и порядок приобретения и утраты членства общественного формирования граждан, права и обязанности членов общественного формирования (для формирований, имеющих членство);
4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного формирования граждан, сроки их полномочий, место нахождения;
5) порядок прекращения деятельности общественного формирования граждан, его ликвидации, внесения изменений и дополнений в положение о нём;
6) иные вопросы, относящиеся к деятельности общественного формирования граждан.
1. Каждый гражданин имеет право принимать участие в охране общественного порядка, защищая всеми средствами и способами, не запрещенными законом, свою жизнь, достоинство и собственность других лиц от противоправных посягательств.
2. Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.
1. Формы индивидуального участия граждан в охране общественного порядка:
1) пропаганда правовых знаний;
2) содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
3) деятельность по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) иное участие в обеспечении правопорядка.
2. Формой индивидуального участия граждан в охране общественного порядка может быть внештатное сотрудничество с правоохранительными органами - добровольное участие в работе правоохранительных органов граждан, не состоящих в их штате (внештатные сотрудники правоохранительных органов) и действующих под руководством их должностных лиц, - порядок которого регулируется федеральными законами и нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в следующих формах:
1) участие в составе добровольной народной дружины;
2) участие в составе общественных формирований граждан, не являющихся добровольными народными дружинами (в общественных пунктах охраны порядка, отрядах содействия полиции, оперативных студенческих отрядах и т.д.).
1. Добровольная народная дружина является общественным формированием граждан, созданным с целью оказания содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка.
2. Добровольная народная дружина создаётся по инициативе населения при содействии органов местного самоуправления муниципального образования и органов внутренних дел в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
3. Задачи, функции и организация деятельности добровольной народной дружины, порядок, условия приобретения и утраты членства в ней, обязанности, права, ответственность, правовые и социальные гарантии членов добровольной народной дружины, источники, порядок финансирования их материального и морального поощрения, порядок взаимодействия с органами внутренних дел устанавливаются уставом добровольной народной дружины.
1. Граждане могут на добровольной основе, с уведомлением территориального органа внутренних дел и органа местного самоуправления муниципального образования, создавать самодеятельные группы для охраны общественного порядка.
2. Такая форма общественного формирования не требует наличия устава. Порядок создания и деятельности общественных формирований граждан, не являющихся добровольными народными дружинами, устанавливается органом местного самоуправления муниципального образования.
1. Общественные формирования граждан самостоятельно разрабатывают и утверждают в органах местного самоуправления муниципальных образований отличительные знаки для своих членов.
2. Подтверждением нахождения члена общественного формирования граждан при исполнении своих добровольных обязанностей является наличие удостоверения, нагрудного знака (жетона) или нарукавного знака (повязки).