Механизм реализации Программы включает в себя организационное, ресурсное, научное, правовое и, самое главное, финансовое обеспечение.
5.1 Организационное обеспечение
Государственным заказчиком Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, которое организует ее выполнение совместно с Земельным комитетом Республики Северная Осетия-Алания, Комитетом природных ресурсов по Республике Северная Осетия-Алания, Северо-Кавказским научно-исследовательским институтом горного и предгорного сельского хозяйства.
Организационное обеспечение Программы предусматривает реализацию намеченных мероприятий через районные исполнительные органы власти республики, соблюдение научно-обоснованных систем земледелия в каждой зоне, осуществляемых через ландшафтное землеустройство, учитывающее особенности аграрной реформы.
Главным вопросом применения системы земледелия является обеспечение расширенного воспроизводства плодородия почв и высоких экономических показателей. Необходимо предусмотреть мероприятия по нейтрализации неблагоприятных воздействий на почву, комплекс мер по оптимизации внутрипочвенных процессов, способствующих повышению почвенного плодородия и продуктивности растений, продолжить совершенствование зональных научно обоснованных систем земледелия. Провести уточнение существующих систем, а где они отсутствуют - проектирование и введение севооборотов, обеспечивающих защиту почв от эрозии и повышение плодородия почв.
Непосредственная реализация землепользователями и собственниками земли предусмотренных Программой мероприятий, направленных на сохранение и недопущение дальнейшего снижения, поддержание и повышение плодородия почв, осуществляется на основе утвержденных проектов землеустройства, содержащих мероприятия по рациональному использованию и охране * земель, разрабатываемых проектно - изыскательскими организациями по землеустройству, имеющими соответствующие лицензии на проведение этих работ, по заказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания и его подразделений.
Координирующим органом выполнения Программы является создаваемый межведомственный консультативный совет по контролю реализации Государственной комплексной программы повышения плодородия почв (3 этап).
5.2 Ресурсное обеспечение
Ресурсное обеспечение предоставляется существующими государственными водохозяйственными и агрохимическими предприятиями, лесхозами и лесомелиоративными станциями, учреждениями и различными акционерными и другими предприятиями, привлекаемыми в качестве подрядчиков. Часть работ будет выполняться непосредственно землепользователями.
Имеющаяся производственная база в основном недостаточна для выполнения намеченных работ, так как за последние годы совершенно не пополнялся парк почвообрабатывающей мелиоративной техники, машин для проведения агрохимических работ. Оснащение подрядных организаций также низкое. Поэтому требуется поставка большого количества техники. Необходимы также меры по укреплению производственной базы водохозяйственных эксплуатационных организаций, агрохимической службы и лесхозов.
Потребность в технике для реализации мероприятий и работ, предусмотренных Программой, приведена в таблице 10.
5.3 Научное обеспечение
Реализация Программы повышения плодородия почв наравне с ресурсным и финансовым обеспечением возможна при самом широком и надежном научном обеспечении.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, Земельному, комитету Республики Северная Осетия-Алания с участием заинтересованных министерств и ведомств и районов необходимо обеспечить в 2002-2005 гг. проведение исследований по следующим важнейшим проблемам:
система управления процессами почвообразования и формирования высокоплодородных почв в условиях роста антропогенной нагрузки и интенсификации земледелия;
разработка научных основ формирования экологически сбалансированных агроландшафтов в системе земледелия, методы их осуществления в условиях земельной реформы, экологически безопасные энергосберегающие технологии воспроизводства плодородия почв и комплексы агрофильных технических средств для их осуществления;
методы комплексных мероприятий, экологически безопасные системы земледелия и интенсивные ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях;
экспертные и информационно-советующие системы управления плодородием почв и агротехнологии с учетом экологических и экономических ограничений;
технология и средства возделывания сельскохозяйственных культур, влияющих на снижение поступления в природную среду радионуклидов и тяжелых металлов;
система ведения мониторинга эколого-мелиоративного состояния земель;
экономический механизм реализации Программы в условиях рыночных отношений;
подготовка и переподготовка кадров по проблемам повышения плодородия почв и ландшафтному земледелию.
К выполнению научно-исследовательских работ привлечь научный потенциал республики. Примерная стоимость научно-исследовательских работ 7 млн. рублей (в ценах 1991 года).
Результаты исследований будут использованы для проектирования и освоения систем земледелия первого поколения, обеспечивающих значительное и стабильное повышение продуктивности пашни и других угодий агроландшафта, ресурсо- и энергосбережение, охрану природной среды в условиях многоукладной экономики республики.
5.4 Правовое обеспечение
Правовое обеспечение представлено Земельным кодексом Российской Федерации, Законом "Об охране окружающей природной среды", Федеральным законом "О мелиорации земель". Указом Президента РФ от 27.10.1993 г. N 1767 (ред. от 25.01.1999 г.) "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 491 "О мониторинге земель", Положением о мониторинге земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 491, Гражданским кодексом Российской Федерации.
После рассмотрения и одобрения Государственной комплексной программы повышения плодородия почв РСО-Алания на 2002-2005 гг. (3 этап) в установленном порядке предусматривается на ее основе разработать необходимые нормативные правовые документы с учетом сложившегося положения в агропромышленном комплексе республики.
5. 5 Финансовое обеспечение