ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ЧЕТВЕРТЫЙ СОЗЫВ
Десятое заседание

РЕШЕНИЕ

от 27 сентября 2005 года N 10/6
г.Екатеринбург


Об итогах работы Комитета Администрации города Екатеринбурга по защите прав потребителей в период с 1993 года по август 2005 года



Заслушав и обсудив информацию об итогах работы Комитета Администрации города Екатеринбурга по защите прав потребителей в период с 1993 года по август 2005 года, руководствуясь статьей 14 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума

решила:

1. Информацию об итогах работы Комитета Администрации города Екатеринбурга по защите прав потребителей в период с 1993 года по август 2005 года принять к сведению (Приложение 1).

2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.

3. Опубликовать настоящее Решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы".

4. Контроль исполнения настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по экономическому развитию и инвестициям, промышленности и предпринимательской деятельности (Флеганов С.В.).

Глава города
А.М.Чернецкий

     

     
Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 27 сентября 2005 года N 10/6


ИНФОРМАЦИЯ
об итогах работы Комитета Администрации города Екатеринбурга по защите прав потребителей в период с 1993 года по август 2005 года

     
Законодательные основы организации и деятельности Комитета по защите прав потребителей


Комитет Администрации города Екатеринбурга (далее - Комитет) по защите прав потребителей организован 19 июля 1993 года Постановлением Главы города для реализации полномочий по защите прав потребителей, предоставленных органам местного самоуправления Федеральным законом "О защите прав потребителей" (статьи 44, 46), в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом муниципального образования "город Екатеринбург".

Комитет - структурное подразделение Администрации города Екатеринбурга, не являющееся юридическим лицом. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и иными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами Свердловской области и г.Екатеринбурга, Уставом муниципального образования "город Екатеринбург", Положением о Комитете, утвержденном Постановлением Главы города от 08.04.2004 N 371, иными постановлениями Главы города.

Комитет от имени Администрации города создает в г.Екатеринбурге правовые условия для реализации прав потребителей, деятельности обществ и кредитных союзов потребителей, в том числе предотвращает реализацию на потребительском рынке города опасных для жизни, здоровья или имущества потребителей товаров (услуг, работ) установленным законодательством способом.

Сфера правозащитной деятельности Комитета


Комитет оказывает правовую помощь потребителям с целью восстановления их нарушенных прав и представляет Администрацию города как орган местного самоуправления в спорах по вопросам:

- розничная торговля;

- бытовые услуги и работы;

- транспортные услуги по перевозке пассажиров и багажа;

- услуги связи почтовой, телеграфной, телефонной;

- услуги коммунальные и по содержанию и эксплуатации жилья;

- услуги по доставке теле- и радиосигналов;

- услуги страхования;

- банковские услуги;

- прочие финансовые услуги;

- услуги туристические;

- юридические услуги (нотариат, адвокатура и пр.);

- услуги риэлтерские (продажа, аренда, залог недвижимости);

- услуги образования;

- услуги медицинские и ветеринарные;

- услуги культурно-зрелищные;

- прочие услуги интеллектуального характера;

- работы ремонтные и строительные;

- прочие возмездные работы и услуги.

Основные задачи Комитета

1. Создание на территории города единой и эффективной системы защиты прав потребителей.

2. Участие в создании на территории города Екатеринбурга цивилизованного рынка товаров (вещей, работ и услуг), защищающего права потребителей за счет развития добросовестной конкуренции.

Основные функции Комитета

1. Обеспечение приема жителей г.Екатеринбурга и рассмотрение устных и письменных обращений граждан по вопросам ущемления их потребительских прав.

2. Консультирование потребителей по вопросам их прав, способам их защиты, а также по законности условий, включаемых в их договоры с продавцами (исполнителями, изготовителями).

3. Анализ действующих договорных отношений продавцов (исполнителей, изготовителей) с потребителями на территории города с целью выявления условий, ущемляющих права потребителя.

4. Осуществление контроля деятельности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей муниципальных унитарных предприятий, учреждений по вопросам соблюдения ими норм Федерального закона "О защите прав потребителей".

5. Участие в разработке и разработка проектов правовых актов муниципального образования "город Екатеринбург" и методических рекомендаций для организаций, муниципальных унитарных предприятий и учреждений по вопросам, связанным с действием Федерального закона "О защите прав потребителей". Анализ проектов документов, поступающих для согласования в Комитет на соответствие действующим правовым нормам.

6. Проведение просветительской, профилактической и методической работы по правилам деятельности с продавцами, исполнителями и изготовителями.

7. Сбор и анализ информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами) и информирование государственных органов, осуществляющих контроль качества, безопасности товаров (работ, услуг).

8. Осуществление взаимодействия с территориальными органами МАП и Госстандарта России, органами санитарно-гигиенического (Роспотребнадзора), ветеринарного надзора, экологической безопасности и т.п. по вопросам, предусмотренным государственной системой защиты прав потребителей.

9. Контроль в пределах полномочий, предоставленных законодательством и настоящим положением, соблюдения правил торговли, предоставления услуг и исполнения работ организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями на территории г. Екатеринбурга.

10. Разработка образцов документов и методических рекомендаций по досудебной и судебной защите прав потребителей.

11. Предотвращение реализации товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья и имущества потребителей.

12. Пропаганда потребительских знаний, поддержка общественных объединений потребителей, кредитных союзов потребителей и организация обучения основам потребительских знаний.

13. Оказание правовой помощи потребителям:

- предоставление консультаций;

- представление их интересов в судах по прецедентам в случаях, предусмотренных законом;

- выдача заключений по судебным делам по инициативе Комитета либо по инициативе лиц, участвующих в деле, либо по инициативе суда;

- обращение в суд в защиту неопределенного круга потребителей;

- участие в судебном заседании в качестве специалиста по инициативе суда.

14. Ведение централизованного учета обращений граждан, подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан предложений по устранению причин нарушения прав потребителей.

Создание правовых условий для реализации на территории города эффективной защиты прав потребителей


С 1998 по 2003 годы на территории города успешно реализовывалась Комплексная программа защиты прав потребителей, которая утверждалась и контролировалась Екатеринбургской городской Думой. Мероприятия программы выполнялись во взаимодействии с районными администрациями, структурными подразделениями Администрации города, другими организациями, такими как Торгово-промышленная палата Свердловской области, Городской межрайонный центр санэпиднадзора, Уральский центр стандартизации и метрологии (УЦСМ), высшими учебными заведениями и т.п. Мероприятия программы включали в себя следующие направления: правовая защита прав потребителей, бытовое обслуживание, образование, здравоохранение, информационно-правовые услуги, транспорт, фармацевтические услуги, ценовую политику и деятельность районных администраций по работе с населением. Итоги выполнения программы неоднократно заслушивались и принимались к сведению депутатами Екатеринбургской городской Думы.

Мероприятия по защите прав потребителей ежегодно включаются в стратегические программы Основных направлений деятельности Администрации по социально-экономическому развитию города Екатеринбурга и успешно выполняются.

Структура обращений потребителей за 12 лет


Розничная торговля - 48996 обращений (45,1% здесь и далее от общего количества обращений);

Возмездные услуги - 47972 обращения (44,1%);

Работы бытового подряда - 5539 обращений (5,1%).

Правовая помощь жителям города


С 1993 по 2005 годы Комитет оказал правовую помощь более 108 тыс. граждан, в среднем более 9 тыс. в год. Правовые консультации предотвратили возможные убытки жителей города в размере более 600 млн. руб. Только за последние 7 лет в суды от Комитета в интересах потребителей предъявлено 137 исков на сумму более 7 млн. 860 тыс. руб.

Комитет активно осуществлял полномочия, предоставленные нормой статьи 46 Федерального закона "О защите прав потребителей", по защите прав и интересов неопределенного круга потребителей: предъявлен 21 иск в защиту неопределенного круга лиц, в частности:

- к АО "Екатеринбургская городская телефонная сеть" по приведению заключаемого ЕГТС с потребителями договора об оказании услуг телефонной связи в соответствие с действующим законодательством. Иск предъявлен в марте 1996 года, удовлетворен полностью в октябре 1997 года;

- к АО "Екатеринбургская международная телефонная сеть" о признании противоправными действий ответчика, выражающихся во взимании дополнительной платы за услуги в размере 10% сверх тарифа, в использовании неповеренной аппаратуры учета времени, применении при начислении стоимости услуги повышающих коэффициентов. Иск предъявлен в мае 1996 года, удовлетворен частично в июне 1997 года;

- к Акционерному коммерческому Сберегательному банку РФ о признании противоправными действий ответчика по одностороннему уменьшению процентной ставки срочных договоров. Иск предъявлен в январе 1997 года, удовлетворен в 2000 году, что позволило вкладчикам всей России в течение 3 лет взыскивать с АКСБ РФ незаконно сниженные проценты по срочным вкладам;

- к Страховому Акционерному Обществу "Росгосстрах-Свердловск" о признании противоправными действий ответчика по уклонению от исполнения обязательств по договорам с потребителями и одностороннему изменению условий договора. Исковое заявление предъявлено в мае 1998 года и требования полностью удовлетворены в добровольном порядке;

- к ОАО "Свердловэнерго" о противоправных действиях по отключению электроэнергии у потребителей. Иск предъявлен в 2001 году, удовлетворен в том же году;

- к ООО "Промлайн" в защиту потребителей информационных услуг. Иск предъявлен в 2003 году и удовлетворен в том же году. Действия организации признаны противоправными и т.д.

В 2005 году судами рассматриваются иски в защиту неопределенного круга потребителей к ЗАО "Банк "Русский Стандарт" - о несоблюдении письменной формы договора кредита; к ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" - о признании условий договора ущемляющими права потребителей; к ООО "Гамма-тел1" - о признании некоторых условий гарантийного обслуживания сложной бытовой техники ущемляющими права потребителей.

За 12 лет оказана помощь в оформлении:

- 18577 исковых заявлений (в среднем 1548 в год), что составляет 17,1 % от количества обратившихся в Комитет.

- 60508 претензий (55,7%).

Сотрудниками Комитета дано 23 361 консультация (21,5%) и 3517 "интернет-консультаций".

Судебная практика Комитета


Сотрудники Комитета активно работали в судах. С их участием рассмотрено 572 дела. 215 дел удовлетворено на сумму более 13 млн. 645 тыс. руб., заключено 56 мировых соглашений на сумму более 1 млн. 824 тыс. руб. С 2005 года, в связи с внесением изменений в Федеральный закон "О защите прав потребителей", за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя суд обязан взыскивать с ответчика - нарушителя прав потребителей в городской бюджет штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Штраф в городской бюджет по делам, в которых принимал участие Комитет, составляет на 1 сентября 2005 года, по подтвержденной документально информации, 949 тыс. 260 руб.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»