ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
от 14 ноября 2002 года N 22-РЗ
г.Владикавказ
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Северная Осетия - Алания "О недропользовании в Республике Северная Осетия - Алания"
Статья 1
Внести изменения и дополнения и Закон Республики Северная Осетия - Алания "О недропользовании в Республике Северная Осетия - Алания", изложив его в следующей редакции:
"ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
О недропользовании в Республике Северная Осетия - Алания
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Настоящий Закон определяет основные принципы регулирования отношений, возникающих в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр, а также отходов горнодобывающих и связанных с ними перерабатывающих производств и иных минеральных ресурсов.
Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов Республики Северная Осетия - Алания и ее граждан, а также прав пользователей недр.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Законодательство Республики Северная Осетия - Алания о недропользовании
Законодательство Республики Северная Осетия - Алания о недропользовании основывается на Конституции Российском Федерации,
Законе Российской Федерации "О недрах", иных федеральных законах,
Конституции Республики Северная Осетия - Алания, и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других республиканских законов и нормативных правовых актов.
Настоящий Закон действует на всей территории республики.
Законы и иные нормативные правовые акты Республики Северная Осетия - Алания, регулирующие отношения недропользования, не могут противоречить настоящему Закону.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия - Алания.
Статья 2. Правовое регулирование отношений недропользования
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Северная Осетия - Алания в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Северная Осетия - Алания, а также заключаемыми в соответствии с ними федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Республика Северная Осетия - Алания принимает свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Статья 3. Собственность на недра
Недра в границах территории Республики Северная Осетия - Алания, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами Российской Федерации.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, по условиям лицензии, могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности республики, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Статья 4. Государственный фонд недр
Государственный фонд недр Республики Северная Осетия - Алания составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр и неиспользуемые части недр в пределах административных границ Республики Северная Осетия - Алания.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр осуществляется совместно органами государственной власти Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания в интересах народов, проживающих на ее территории.
Правительство Республики Северная Осетия - Алания утверждает государственные республиканские программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр; по представлению территориального органа управления государственным фондом недр и под контролем Парламента Республики Северная Осетия - Алания решает вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.
Российской Федерацией из республиканского фонда недр могут выделяться участки (объекты федерального значения) для обеспечения государственной безопасности основ ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам. Границы этих участков и порядок пользования недрами на них устанавливаются принятием совместных решений органами государственной власти Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания.
Статья 5. Компетенция органов государственной власти Республики Северная Осетия - Алания в сфере регулировании отношении недропользования
В компетенцию Республики Северная Осетия - Алания в сфере регулирования отношений недропользования входят:
1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов о недрах;
2) разработка и реализация республиканских программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
3) введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках республиканского значения в целях обеспечения охраны окружающей природной среды, жизни и здоровья людей;
4) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны и защиты недр на своей территории с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств;
5) участие в разработке и реализации федеральных и региональных программ использования недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
6) участие в совместном с Российской Федерацией определении перечня республиканских полезных ископаемых, относимых к общераспространенным;
7) по представлению территориального органа в области управления государственным фондом недр установление конкретных размеров платежей за пользование недрами;
8) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком;
9) определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых;
10) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
11) создание и ведение республиканского фонда геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджета республики и соответствующих местных бюджетов;
12) составление республиканского баланса запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений не связанных с добычей полезных ископаемых;
13) установление порядка пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр республиканского значения и строительства подземных сооружений республиканского значения;
14) защита прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
15) распоряжение совместно с Российское Федерацией единым государственным фондом недр на территории республики и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, республиканского и местного значения, подготовка совместно с Российской Федерацией перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
16) лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр республиканского и местного значения;
17) контроль за использованием средств (отчислений), направляемых из бюджета Республики Северная Осетия - Алания на целевое финансирование геолого - разведочных работ;
18) обеспечение безопасности проведения геолого - разведочных работ;
19) участие в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр в пределах полномочий, установленных федеральными законами;
20) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
Статья 6. Компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования отношении недропользования
Ведению органов местного самоуправления города Владикавказа и районов республики в сфере регулирования отношении недропользования подлежат:
1) участие в разработке и реализации республиканских программ развития и использования минерально-сырьевой базы с учетом социально - экономических и экологических интересов население территории;
2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
3) предоставление, в соответствии с установленным порядком, разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
4) приостановление работ, связанных о пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений 22 статьи настоящего Закона;
5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
6) введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде;
7) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально - экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков.
Раздел II. Пользование недрами
Статья 7. Виды пользования недрами
Недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Допускается совмещение нескольких видов пользования недрами.
При предоставлении недр в пользование одновременно для геологического изучения, поисков, разведки и добычи полезных ископаемых пользователи недр могут, согласно лицензии, начинать добычу до государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
Статья 8. Участки недр, предоставляемые в пользование
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья, недра предоставляются пользователю в виде участков, представляющих собой геометризованные блоки недр.
Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода.
При определении грани горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставленному в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению территориального органа управления государственным фондом недр придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.