Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

от 07 мая 1996 года N 5

О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Дагестан от 2 февраля 2010 года N 8
____________________________________________________________________

Принят на сессии Народного Собрания Республики Дагестан 25 апреля 1996 года

{Изменение: Закон Республики Дагестан от 25 сентября 2000 года N 14}

{Изменение: Закон Республики Дагестан от 19 октября 2001 года N 32}

{Изменения: Закон Республики Дагестан от 09 декабря 2003 года N 39}

{Изменение: Закон Республики Дагестан от 04 апреля 2006 года N 23}

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Конституционный Суд Республики Дагестан - судебный орган по защите конституционного строя Республики Дагестан.

{В редакции Закона Республики Дагестан от 25 сентября 2000 года N 14}

Конституционный Суд Республики Дагестан является высшим судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть самостоятельно и независимо в форме конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд Республики Дагестан (далее - Конституционный Суд) призван обеспечить судебную защиту конституционного строя Республики Дагестан, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенство и прямое действие Конституции Республики Дагестан на всей ее территории. Деятельность Конституционного Суда основывается на принципах законности, независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон.

Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде


Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда определяются Конституцией Республики Дагестан и настоящим Законом.

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда


Конституционный Суд по запросам Президента Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, депутатов Народного Собрания, Правительства Республики Дагестан, Верховного Суда Республики Дагестан, Арбитражного Суда Республики Дагестан, Прокурора Республики Дагестан, представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан разрешает дела о соответствии Конституции Республики Дагестан:

{В редакции Закона Республики Дагестан от 09 декабря 2003 года N 39}

{В редакции Закона Республики Дагестан от 04 апреля 2006 года N 23}

1) республиканских законов, нормативных актов Президента Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан;

{В редакции Закона Республики Дагестан от 04 апреля 2006 года N 23}

2) не вступивших в силу договоров, заключенных от имени Республики Дагестан;

3) уставов муниципальных образований;

{В редакции Закона Республики Дагестан от 09 декабря 2003 года N 39}

4) нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований.

{В редакции Закона Республики Дагестан от 09 декабря 2003 года N 39}

Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:

1) между органами государственной власти Республики Дагестан;

2) между органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления.

Конституционный Суд по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Дагестан, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционный Суд по запросам Президента Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан:

{В редакции Закона Республики Дагестан от 04 апреля 2006 года N 23}

1) дает толкование Конституции Республики Дагестан;

{В редакции Закона Республики Дагестан от 25 сентября 2000 года N 14}

{В редакции Закона Республики Дагестан от 19 октября 2001 года N 32}

{Часть 5 исключена в редакции Закона Республики Дагестан от 04 апреля 2006 года N 23}

Конституционный Суд рассматривает и иные дела, если это предусмотрено законами Республики Дагестан.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Статья 4. Пределы проверки по делам, рассматриваемым Конституционным Судом


Пределы проверки по делам, рассматриваемым Конституционным Судом, определяются Конституционным Судом только по предмету, затронутому в обращении. При рассмотрении вопросов Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон.

Конституционный Суд может вынести решение и в отношении нормативных актов, основанных на проверенном нормативном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если об этом и не упоминалось в обращении.

Статья 5. Последствия признания законов Республики Дагестан, нормативных актов, а также договоров не соответствующими Конституции Республики Дагестан


Законы Республики Дагестан, нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Республики Дагестан не вступившие в силу договоры, заключенные от имени Республики Дагестан, не подлежат введению в действие и применению.

Признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Республики Дагестан является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте, признанном неконституционным либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда


Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории Республики Дагестан для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Статья 7. Представление Конституционного Суда


Конституционный Суд, выявив конкретные нарушения Конституции Республики Дагестан и законодательства, действующего на территории Республики Дагестан, вправе своим представлением обратить внимание компетентных органов и должностных лиц на выявленные нарушения.

Представление Конституционного Суда должно быть рассмотрено теми органами и должностными лицами, которым оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня его получения. О принятом решении незамедлительно уведомляется Конституционный Суд.

Статья 8. Послание Конституционного Суда о состоянии конституционной законности


Конституционный Суд вправе ежегодно, основываясь на рассмотренных им делах, направлять в Государственный Совет Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан и Правительство Республики Дагестан Послание о состоянии конституционной законности в республике.

Статья 9. Запрос и требование Конституционного Суда


Конституционный Суд для обеспечения производства и решения иных вопросов, входящих в его компетенцию, а судья при подготовке к рассмотрению конкретного вопроса вправе направлять запросы и требования в органы государственной власти и местного самоуправления, руководителям предприятий, учреждений и организаций, гражданам и их объединениям, которые должны исполнять их в установленные судом сроки.

Статья 10. Законодательная инициатива Конституционного Суда


В соответствии с Конституцией Республики Дагестан Конституционному Суду принадлежит право законодательной инициативы по вопросам своего ведения.

Статья 11. Состав и срок полномочий Конституционного Суда


Конституционный Суд состоит из пяти судей. На своем заседании большинством голосов от общего числа судьи избирают из своего состава Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судью-секретаря Конституционного Суда.

Конституционный Суд осуществляет свою деятельность при наличии в его составе не менее трех судей.

Председатель Конституционного Суда, заместитель Председателя Конституционного Суда и судья-секретарь Конституционного Суда избираются на срок полномочий судьи Конституционного Суда и могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия, что констатируется решением Конституционного Суда. Новые выборы на вакантную должность проводятся не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии.

Срок полномочий Конституционного Суда не ограничен.

Статья 12. Язык конституционного судопроизводства


Производство в Конституционном Суде ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Статья 13. Гарантии деятельности Конституционного Суда


Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов.

Финансирование Конституционного Суда производится за счет республиканского бюджета Республики Дагестан и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. Смета расходов Конституционного Суда не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ СТАТУС СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 14. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда


Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее тридцати пяти лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

{В редакции Закона Республики Дагестан от 09 декабря 2003 года N 39}

Статья 15. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда


Президент Республики Дагестан представляет Народному Собранию кандидатуру для назначения на должность судьи Конституционного Суда.

{В редакции Закона Республики Дагестан от 04 апреля 2006 года N 23}

Народное Собрание Республики Дагестан рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда в срок не позднее двух месяцев с момента получения представления Президента Республики Дагестан.

{В редакции Закона Республики Дагестан от 04 апреля 2006 года N 23}

Судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа депутатов Народного Собрания.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Республики Дагестан в Народное Собрание не позднее месяца со дня открытия вакансии.

{В редакции Закона Республики Дагестан от 04 апреля 2006 года N 23}

Судья Конституционного Суда, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.

Статья 16. Присяга судьи Конституционного Суда


Председатель Народного Собрания Республики Дагестан на сессии приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда приносит присягу следующего содержания: "Я, (ф.и.о.), клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда, подчиняясь при этом только Конституции Республики Дагестан".

Статья 17. Деятельность, не совместимая с должностью судьи Конституционного Суда


Судья Конституционного Суда не может быть депутатом Народного Собрания, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда.

Судья Конституционного Суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»