Действующий

О целевой республиканской программе "Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми" (с изменениями на 27 декабря 2006 года)

3.2. Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) (B)


Анализ исходного состояния

Управление государственными расходами является важнейшей составляющей бюджетной политики Республики Коми. Основные задачи по совершенствованию бюджетной политики на очередной финансовый год утверждаются постановлениями Правительства Республики Коми об основных направлениях бюджетной политики Республики Коми:

1) на 2003 год - постановлением Правительства Республики Коми от 27 сентября 2002 года N 154 "Об основных направлениях бюджетной политики Республики Коми на 2003 год";

2) на 2004 год - постановлением Правительства Республики Коми от 16 сентября 2003 года N 208 "Об основных направлениях бюджетной политики Республики Коми на 2004 год";

3) на 2005 год - постановлением Правительства Республики Коми от 28 июля 2004 года N 127 "Об основных направлениях бюджетной политики Республики Коми на 2003 год"*.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "Об основных направлениях бюджетной политики Республики Коми на 2005 год". - Примечание изготовителя базы данных.


Изложенные в этих документах стратегические цели и задачи находят свое отражение в ежегодном Бюджетном послании Главы Республики Коми.

Утверждаемые направления бюджетной политики определяют основные задачи и приоритеты, реализация которых в процессе формирования и исполнения республиканского бюджета Республики Коми позволит обеспечить сбалансированность бюджетной системы Республики Коми и эффективность производимых бюджетных расходов.

Начиная с 2003 года бюджетная политика Республики Коми становится все более ориентированной на перспективу, двигаясь от достижения стабильности, реальности и сбалансированности бюджета к оптимизации, повышению эффективности и результативности бюджетных расходов. Проводимая в 2003-2004 годах органами государственной власти Республики Коми бюджетная политика обеспечила улучшение экономической ситуации и сохранение социальной стабильности в республике. Основным результатом проведенных мероприятий стало обеспечение сбалансированности бюджетной системы Республики Коми и, следовательно, поддержание экономической и финансовой стабильности, создание условий для экономического роста, повышения уровня жизни и доходов населения, роста инвестиционной активности, выполнения обязательств государства перед населением.

Основываясь на решении задач, поставленных и реализуемых Правительством Российской Федерации, в бюджетной политике Республики Коми на 2005 год нашли свое отражение такие направления, как повышение прозрачности и эффективности бюджетных расходов, осуществляемых через финансирование республиканских целевых программ. Основными критериями при разработке новых программ определены:

1) соответствие проблемы, решаемой программно-целевым методом, стратегическим целям и приоритетам развития Республики Коми;

2) наличие количественно определенного результата реализации программы;

3) значительный мультипликативный эффект, который во многом определяется комплексностью решаемых программой проблем.

Анализ существующей ситуации показывает, что основополагающий принцип БОР - обеспечение взаимосвязи между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования - не является принципиально новым для Республики Коми и уже активно используется для планирования бюджетных расходов в рамках целевых республиканских программ. В меньшей степени такой подход используется при планировании бюджетных расходов для главных распорядителей бюджетных средств. Использование существующих норм и нормативов, регламентирующих деятельность получателей бюджетных средств различного уровня, позволяет лишь выявить объем затрат, никак не связанный с конечным результатом их деятельности. А в случае если нормативы и позволяют определить конечный результат, отсутствуют механизмы определения качества полученного результата, что не позволяет осуществлять планирование расходов в зависимости от полученного результата.

План реформирования

Целью Программы является совершенствование методов планирования бюджетных расходов на основе установления требований к конечному результату, повышение самостоятельности бюджетных учреждений и использование среднесрочного финансового планирования. Среди методов, обеспечивающих решение этих задач, особую роль играют бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), и комплексное среднесрочное планирование расходов в рамках жестких бюджетных ограничений.

Переход на БОР позволит планировать, исполнять и осуществлять контроль над исполнением республиканского бюджета Республики Коми в зависимости от распределения бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям органов исполнительной власти Республики Коми с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых непосредственных и конечных результатов использования бюджетных средств. Кроме того, это даст возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно прогнозировать и оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество.

Реализация основополагающего принципа БОР - обеспечение взаимосвязи между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования - будет осуществлена посредством внедрения системы соответствующих правил и процедур в бюджетный процесс Республики Коми. В рамках БОР главные распорядители средств республиканского бюджета Республики Коми должны будут обосновывать объемы и структуру своих расходных потребностей, формулируя:

1) стратегические цели своей деятельности, которые они намереваются достичь исходя из собственной компетентности и с учетом стратегии на среднесрочную перспективу;

2) тактические задачи, посредством решения которых реализуются стратегические цели, которые, в свою очередь, направлены на достижение значимых для общества результатов;

3) ведомственные программы, предусматривающие предоставление услуг определенного качества и объема, обеспечивающие решение конкретных тактических задач.

Программы, разработанные в соответствии с принципами БОР, должны содержать:

1) описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов их реализации, включая как непосредственные результаты, то есть предоставление услуг определенного качества и объема, так и конечные результаты, то есть эффект от предоставленных услуг для их получателей;

2) систему показателей для измерения результатов реализации программ и целевые значения для каждого из таких показателей, что позволит осуществлять:

а) предварительную оценку программ на этапе согласования проекта бюджета;

б) мониторинг степени достижения намеченных целей и запланированных результатов в ходе реализации программ;

в) оценку эффективности реализации программ по их выполнении.