Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2002 года N 154

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2003 ГОД

Утратил силу в связи с изданием постановления Правительства РК от 16.03.2005 г. N 59

В целях определения приоритетов при формировании и исполнении республиканского бюджета Республики Коми на 2003 год и в соответствии с Законом Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми" Правительство Республики Коми постановляет:

1. Одобрить Основные направления бюджетной политики Республики Коми на 2003 год согласно приложению.

2. Включить Основные направления бюджетной политики Республики Коми на 2003 год в состав Бюджетного послания Главы Республики Коми на 2003 год.

3. Министерству финансов Республики Коми, Министерству экономического развития Республики Коми, иным органам исполнительной власти Республики Коми руководствоваться Основными направлениями бюджетной политики Республики Коми на 2003 год при формировании проекта республиканского бюджета Республики Коми.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться Основными направлениями бюджетной политики Республики Коми на 2003 год при формировании проектов местных бюджетов.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Республики Коми Колмакова Ю.А.

Глава Республики Коми
В.ТОРЛОПОВ
Утверждены
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 27 сентября 2002 г. N 154

(приложение)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2003 ГОД


Настоящие направления бюджетной политики устанавливают Основные ориентиры и приоритеты, реализация которых в процессе формирования и исполнения республиканского бюджета Республики Коми (далее именуется - бюджет) на 2003 год будет способствовать достижению целей и решению задач, установленных Экономической программой Правительства Республики Коми на 2001-2005 годы.

I. Предварительные итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2002 году


Реализация органами государственной власти Республики Коми Основных направлений бюджетной и налоговой политики в текущем году происходит в условиях, когда продолжает действовать ряд негативных факторов в сфере бюджетно - налоговых отношений.

До настоящего времени в рамках действующего федерального законодательства сохраняются крайне ограниченные налоговые полномочия субъектов Российской Федерации, что не позволяет на их уровне более полно использовать налоговую политику как рычаг управления экономикой в регионе. Сохраняется негативная тенденция централизации доходов бюджетной системы Российской Федерации на федеральном уровне. Постоянно меняющиеся подходы при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год ограничивают возможности среднесрочного (на 2-3 года) бюджетного планирования на уровне субъектов Российской Федерации. В этих условиях работа по формированию бюджета на 2002 год имела напряженный и длительный характер. Закон Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2002 год" был принят лишь в марте 2002 г.

В результате изменений в налоговом законодательстве, обусловленных введением глав Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций" и "Налог на добычу полезных ископаемых", а также в связи с перераспределением налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении 8:2 Республика Коми потеряла значительную часть своих налоговых доходов. Так, поступления в консолидированный бюджет Республики Коми за 8 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составили по налогу на прибыль организаций 92,4 процента, по платежам за пользование природными ресурсами - 82,9 процента. Эффект, ожидаемый в связи с ослаблением налогового бремени предприятий, может быть получен лишь в перспективе с определенным временным лагом.

В то же время в 2002 году значительно возросла нагрузка на консолидированный бюджет Республики Коми в связи с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы, которое не было обеспечено соответствующей финансовой поддержкой из федерального бюджета. Доля расходов консолидированного бюджета Республики Коми на оплату труда с учетом единого социального налога в общей сумме расходов по итогам 8 месяцев текущего года составила 37,1 процента.

В сфере регулирования межбюджетных отношений до сих пор не принят Федеральный закон "О минимальных государственных социальных стандартах", который должен создать основу для разработки нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Отсутствие такого закона тормозит формирование объективных и прозрачных механизмов предоставления финансовой помощи из федерального бюджета.

В то же время в Республике Коми постепенно формируется отношение к бюджету как к инструменту рыночной экономики, накапливается опыт бюджетного планирования, разрабатываются правовые нормы, регламентирующие бюджетный процесс и межбюджетные отношения.

В 2002 году принят Закон Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", который устанавливает правовые основы функционирования бюджетной системы Республики Коми.

Начиная с текущего года, осуществлен переход на казначейское исполнение бюджета по доходам.

В целях укрепления доходной базы местных бюджетов в их пользу Законом Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2002 год" было осуществлено перераспределение регулирующих доходов, поступающих в бюджетную систему Республики Коми.

В составе республиканского бюджета Республики Коми впервые создан Фонд финансовой поддержки муниципальных образований, объем которого составляет пятую часть всех доходов республиканского бюджета Республики Коми. В составе Фонда, помимо дотаций на осуществление расходов, не обеспеченных собственными доходами муниципальных образований, предусмотрены субвенции на финансирование целевых расходов и реализацию законов Республики Коми.

Активизирована работа по формированию, размещению заказа на поставку продукции для государственных нужд Республики Коми и контролю за его исполнением, что позволило получить в текущем году реальную экономию бюджетных средств.

II. Основные задачи и приоритеты бюджетной политики на 2003 год


Целью бюджетной политики Республики Коми на 2003 год является обеспечение устойчивых темпов экономического роста и социальной стабильности в республике.

В 2003 году в условиях ограниченности бюджетных ресурсов главной задачей станет использование всех имеющихся резервов существенного повышения доходов бюджета, а также концентрация бюджетных ресурсов на решении ключевых задач одновременно со значительным сокращением неэффективных бюджетных расходов.

Приоритетной задачей следует считать своевременное направление бюджетных средств на выплату заработной платы, стипендий, других социальных и компенсационных выплат населению; на оплату текущих коммунальных услуг и тепло-, энергопотребления объектов бюджетной сферы и жилого фонда.

Второй приоритет - реальность и сбалансированность бюджета. Принятые бюджетные обязательства должны быть обеспечены реальными бюджетными ресурсами или средствами, привлеченными для финансирования дефицита бюджета в пределах норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. При этом принятие бюджетных обязательств в 2003 году должно определяться наличием бюджетных ресурсов для их реализации в течение всего времени действия новых обязательств.

Третий приоритет - урегулирование кредиторской задолженности бюджета. При формировании бюджета должны быть проведены инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженностей бюджета и проверка их обоснованности, разработаны мероприятия по их ликвидации (реструктуризации), обеспечено безусловное финансирование плановых текущих расходов.

Четвертый приоритет - оптимизация структуры и погашение государственного долга Республики Коми. Наряду с политикой сдерживания долгов насущной необходимостью стало сокращение государственного долга Республики Коми, что позволит сократить процентные расходы бюджета на его обслуживание.

Пятый приоритет - обеспечение прозрачности бюджета и совершенствование бюджетного процесса. Предстоит обеспечить формирование казначейской системы исполнения бюджета в части расходов на республиканском уровне. Требованием времени становятся усиление контроля за целевым использованием государственных финансовых средств, введение режима экономии государственных расходов.

Шестой приоритет - упорядочение системы социальных льгот и выплат. Необходимо активизировать ревизию законодательства Республики Коми в части предоставления социальных льгот, совершенствовать учет льготных категорий граждан, обеспечить реализацию принципа адресной формы социальной защиты населения.

III. Основные задачи бюджетной политики в сфере формирования доходов бюджета


В условиях продолжающейся налоговой реформы необходимо обеспечить взаимодействие органов государственной власти Республики Коми с федеральными органами власти в вопросах разработки и реализации налоговых законодательных актов.

В связи с тем, что в текущем году Налоговым кодексом Российской Федерации установлен региональный транспортный налог, необходимо обеспечить своевременное принятие закона Республики Коми о введении транспортного налога на территории Республики Коми с 1 января 2003 г.

В связи с внесением дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающих специальные налоговые режимы "Упрощенная система налогообложения" и "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", в текущем году необходимо обеспечить своевременное принятие законодательных актов Республики Коми для приведения законодательства Республики Коми в соответствие с новыми условиями налогообложения предприятий малого бизнеса. Упрощение налогообложения субъектов малого бизнеса и продолжение работы по расширению сфер применения единого налога на вмененный доход позволит обеспечить более полное привлечение к налогообложению индивидуальных предпринимателей, а также планомерное поступление налогов от субъектов малого бизнеса.

Основой для формирования доходной части бюджета должен стать прогноз социально - экономического развития Республики Коми, городов и районов на 2003 год, определяющий тенденции развития отраслей экономики и социальной сферы и позволяющий объективно оценить степень использования экономического потенциала республики, города или района.

В целях расширения налоговой базы бюджета будет продолжена работа по созданию благоприятных экономических условий для развития предприятий посредством оказания различных форм государственной поддержки. При этом необходима корректировка направлений, принципов и условий оказания инвестиционной поддержки предприятий в сторону создания стимулов для инвестирования в реальный сектор экономики. Приоритетными формами инвестиционной поддержки предприятий будут:

компенсация части затрат на уплату процентов по банковским кредитам, привлеченным предприятиями для реализации инвестиционных проектов;

компенсация части процентного дохода по облигациям, эмитируемым предприятиями Республики Коми в целях привлечения средств для финансирования инвестиционных программ;

предоставление государственных гарантий Республики Коми под инвестиционные проекты с учетом качества обеспечения обязательств заемщиков перед республикой и платежеспособности заемщиков;

предоставление инвестиционных налоговых кредитов.

Государственная поддержка будет осуществляться на основе принципов конкурсного отбора и информационной прозрачности механизмов ее осуществления.

Следует сохранить курс на минимизацию налоговых льгот. В области предоставления налоговых льгот приоритетной должна стать инвестиционная направленность предоставляемых налоговых льгот. Одной из основных задач является выработка необходимых механизмов, которые сделают Закон Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми" приоритетным в фактическом объеме налоговых льгот, предоставляемых на республиканском уровне. В то же время важно сохранить предоставление налоговых льгот организациям, оказывающим социально значимые услуги, и организациям, представляющим интересы социально не защищенных слоев населения. При предоставлении налоговых льгот следует предусматривать целевое использование средств, остающихся в распоряжении налогоплательщиков.

Увеличению поступления в бюджет акцизов, уплачиваемых товаропроизводителями алкогольной продукции и акцизными складами, должно способствовать ужесточение государственного контроля за качеством, безопасностью и оборотом алкогольной продукции на территории Республики Коми.

Для увеличения поступлений платежей за пользование земельными ресурсами необходимо после принятия соответствующих федеральных норм обеспечить проведение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю с целью определения земельной собственности Республики Коми. Следующим этапом должно стать проведение полной инвентаризации земель и уточнение реестров пользователей земельных участков на праве аренды и безвозмездного пользования, а также переоформление земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следует усилить претензионно - исковую работу по взиманию задолженности перед бюджетом по арендной плате за землю.

Задачей на перспективу является развитие нормативного правового обеспечения арендных отношений на землю в Республике Коми, в частности, установление базовой арендной платы за земли по всем категориям земель на основе кадастровой оценки земель.

В области лесопользования следует ужесточить требования к оценке лесных ресурсов, отпускаемых в рубку, к качеству освидетельствования лесосек, поскольку потеря неучтенного лесного ресурса напрямую приводит к снижению сумм лесного дохода. Резервом повышения доходов бюджета должно стать повышение уровня освоения расчетной лесосеки. В этих целях следует содействовать привлечению инвестиций в лесной комплекс, осуществлять приоритетную политику по предоставлению в пользование участков лесного фонда предприятиям, осуществляющим глубокую переработку древесины. Для реализации полномочий по эффективному управлению лесным фондом необходимо увеличивать проведение лесных конкурсов и аукционов.

Для увеличения собственных доходных источников бюджета нужна целенаправленная работа по увеличению поступлений в бюджет неналоговых доходов.

В целях создания системы эффективного управления государственным имуществом Республики Коми требуется обеспечить инвентаризацию государственной собственности Республики Коми, продолжить формирование реестра имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми, обеспечить формирование соответствующих баз данных по управлению и использованию государственной собственности Республики Коми. Следует разработать Программу управления государственным имуществом на среднесрочную перспективу, обеспечить разработку методических документов по вопросам управления и распоряжения государственной собственностью Республики Коми.

Следует добиваться повышения отдачи от собственности, находящейся в распоряжении Республики Коми. По отношению к имуществу, не приносящему доход вообще или приносящему незначительный доход, должны быть приняты решения о продаже, передаче его в доверительное управление профессиональным управляющим, внесении в качестве вклада Республики Коми в уставный капитал.

В области арендных отношений необходимо обеспечить переход к экономически обоснованным ставкам арендной платы, обеспечивающим не только компенсацию затрат по учету и управлению земельными участками и государственным имуществом Республики Коми, но и пополнение доходной части бюджета. При этом размер арендной платы за пользование недвижимостью, находящейся в государственной собственности Республики Коми, должен быть не ниже сложившегося уровня рыночных ставок арендной платы.

Необходимо повышать эффективность управления государственными унитарными предприятиями Республики Коми, а также работы с акционерными обществами, пакеты акций которых находятся в государственной собственности Республики Коми, в том числе с целью совершенствования дивидендной политики прибыльно работающих предприятий.

Наряду с реализацией программ финансового оздоровления, технического перевооружения и реформирования градообразующих, экономически и социально значимых государственных унитарных предприятий Республики Коми и акционерных обществ, следует активизировать работу по продаже пакетов акций нерентабельно работающих акционерных обществ, пакетов акций предприятий, доля республики в уставных капиталах которых не позволяет эффективно участвовать в управлении обществом, по преобразованию нерентабельно работающих государственных унитарных предприятий Республики Коми путем реорганизации и приватизации. После принятия соответствующего закона Республики Коми о приватизации государственного имущества Республики Коми должна быть разработана и в установленном порядке утверждена Программа приватизации государственной собственности Республики Коми. Начиная с 2003 финансового года, данный документ должен рассматриваться одновременно с проектом республиканского бюджета Республики Коми на очередной финансовый год.

Необходимо использовать возможности по увеличению объемов и видов услуг учреждений здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, предоставляемых населению на платной основе. При этом недопустима подмена платными медицинскими услугами бесплатной медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Коми. При формировании доходной части бюджета должны быть учтены доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, с разбивкой объема доходов от платных услуг по отраслям.

IV. Первоочередные задачи в области расходов бюджета


Объективно необходимым становится решение задачи рационализации расходов бюджета, сокращения неэффективных государственных обязательств и расходов. Настало время тщательно проанализировать каждую строку расходов бюджета на предмет целесообразности и эффективности.

В первую очередь подлежат сокращению расходы на содержание административного аппарата. В рамках этой работы следует установить жесткий контроль за соблюдением действующих нормативных требований по формированию структуры аппаратов органов государственной власти Республики Коми, обеспечить системный подход в работе по приведению условий оплаты труда государственных служащих Республики Коми в соответствие с федеральным законодательством. При этом необходимо продолжить упорядочение функций органов исполнительной власти Республики Коми с целью дальнейшей оптимизации структуры органов исполнительной власти Республики Коми и, как следствие, сокращения аппарата.

Второе. Одним из важных инструментов решения социально - экономических проблем Республики Коми на среднесрочную перспективу являются республиканские программы. Количество республиканских программ должно быть сокращено, что позволит сконцентрировать средства бюджета на приоритетных направлениях.

Третье. Необходимо активизировать ревизию республиканского законодательства в части предоставления социальных льгот. Следует пересмотреть положения ранее принятых республиканских законов, возлагающих на бюджет груз непомерных обязательств, и принять принципиальные решения о полной отмене таких положений или о замене их адресными формами социальной поддержки.

Четвертое. Требованием времени становится определение эффективности работы бюджетных учреждений. На основе качественных и количественных показателей оценки результатов их работы должны быть приняты соответствующие решения о реорганизации сети бюджетных учреждений и сокращении их штатной численности, и при этом предусмотрены и реализованы мероприятия по социальной защите и трудоустройству высвобождаемых работников. Необходимо создать механизмы, обеспечивающие заинтересованность бюджетных учреждений в повышении качества предоставляемых услуг, а также в разумной экономии средств.

Пятое. Текущий год показал, что повышение заработной платы работников бюджетной сферы Республики Коми, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, повлекло за собой увеличение расходов консолидированного бюджета Республики Коми на эти цели дополнительно на 2,6 млрд. рублей и создало ситуацию общей финансовой несбалансированности. Обеспечение своевременной и полной выплаты заработной платы оборачивается сокращением расходов бюджета по всем остальным направлениям, ростом кредиторской задолженности бюджета и долговых обязательств республики. На фоне такой ситуации решение о сохранении региональных надбавок к заработной плате данной категории работников, для чего требуется порядка 0,5 млрд. рублей в год, было неоправданно расточительным. С учетом этого необходимо привести условия оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствие с федеральным законодательством. В целях недопущения снижения уровня заработной платы работников организаций бюджетной сферы сроки отмены региональных доплат по оплате их труда должны быть приурочены к очередному повышению заработной платы этой категории работников на федеральном уровне. Отмена региональных доплат должна быть произведена в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»