ЗАКОН
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 27 февраля 1998 года N 4
О системе государственного управления охраной труда на территории Тюменской области
Принят постановлением Тюменской областной Думы
12 февраля 1998 года N 30
Признан утратившим силу Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 340 (НГР: ru72000200400338)
В редакции Законов Тюменской области
от 08.02.2001 г. N 266 (НГР: ru72000200100025) (в ред. от 16.03.2001 г. N 296 (НГР: ru72000200100055)
от 11.04.2001 г. N 329 (НГР: ru72000200100088)
от 11.03.2004 N 211 (НГР: ru72000200400040)
от 07.10.2004 N 258 (НГР: ru72000200400195)
Настоящий Закон принят с целью урегулирования отношений в сфере государственного управления охраной труда на территории Тюменской области. (в редакции Закона Тюменской области от 08.02.2001 г. N 266)
(Статья 1 изложена в новой редакции Закона Тюменской области от 08.02.2001 г. N 266)
Статья 1. Цель и основные задачи государственного управления охраной труда
Целью государственного управления охраной труда на территории Тюменской области является реализация государственной политики в сфере охраны труда, задачи и основные направления которой определены Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", другими законодательными актами Российской Федерации и Тюменской области.
(часть 2 ст.1 исключена Законом Тюменской области от 11.04.2001 г. N 329)
Реализация основных задач государственной политики в сфере управления охраной труда обеспечивается согласованными действиями исполнительных органов государственной власти Тюменской области и местного самоуправления, территориальных исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
(Статья 2 изложена в новой редакции Закона Тюменской области от 08.02.2001 г. N 266)
Правовую основу охраны труда на территории Тюменской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", иные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Тюменской области.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере управления охраной труда на территории области определяется законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не установлено договором о разграничении полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти области могут передавать им осуществление части своих полномочий в сфере государственного управления охраной труда, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
(В редакции Закона Тюменской области от 08.02.2001 г. N 266)
Тюменская областная Дума в пределах своей компетенции:
- принимает законы и иные нормативные акты по вопросам охраны труда, обеспечению безопасности производственных объектов, территорий и населения, осуществляет толкование принятых законов и иных нормативно-правовых актов;
- утверждает в составе бюджета области отдельной строкой финансирование областных целевых программ и мероприятий по охране труда и отчеты об их исполнении;
- осуществляет иные не указанные в данной статье полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Уставом области.
Администрация области в пределах своих полномочий осуществляет исполнение законодательства об охране труда, для чего:
- проводит на территории области государственную политику в сфере охраны труда;
- обеспечивает развитие межрегионального сотрудничества в сфере охраны труда (в ред. от 07.10.2004 N 258);
- образует службы охраны труда в составе областного органа по труду и других структурных подразделениях;
- осуществляет иные, не указанные в данной статье полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Уставом области;
- утверждает областные программы по охране труда (в ред. от 11.03.2004 N 211).
Часть 2 исключена (в ред. от 11.03.2004 N 211).
Отдельные полномочия в сфере государственного управления охраной труда могут быть переданы в установленном порядке органам местного самоуправления с передачей необходимых финансовых средств.
(В редакции Закона Тюменской области от 08.02.2001 г. N 266 в редакции Закона Тюменской области от 16 марта 2001 г. N 296)
(Статья 6 изложена в новой редакции Закона Тюменской области от 08.02.2001 г. N 266)
Исполнительный орган государственной власти Тюменской области в сфере охраны труда:
осуществляет реализацию государственной политики в сфере охраны труда на территории области;
осуществляет государственное управление охраной труда, организует и осуществляет государственную экспертизу условий труда работников, сертификацию работ по охране труда в организациях в соответствии с федеральным законодательством (в ред. от 07.10.2004 N 258);
участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Тюменской области об охране труда;
участвует в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условии и охраны труда;
организует разработку территориальных (областной, в рамках соглашения о сотрудничестве общеобластной) целевых программ улучшения условий и охраны труда, осуществляет контроль за их выполнением;
принимает участие в разработке и осуществлении мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
организует обучение специалистов по охране труда, проверку знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
изучает и анализирует обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, работа без применения которых запрещена соответствующими нормативными и правовыми актами, оказывает содействие работодателям в размещении заказов на изготовление и приобретение средств индивидуальной защиты на предприятиях области;
проводит выставки средств индивидуальной защиты, приборов контроля и измерений;
обобщает и распространяет передовой опыт в области охраны труда, проводит совещания - семинары по проблемам охраны труда;
координирует научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы по охране труда;
оказывает содействие предприятиям и организациям области в обеспечении нормативно-методической документацией по охране труда;
принимает участие или организует работу представителей исполнительных органов государственной власти Тюменской области в расследовании несчастных случаев на производстве;
подготавливает, на основе анализа состояния охраны труда, производственного травматизма, обзоры и ежегодные доклады Министру труда и социального развития Российской Федерации и Губернатору области о состоянии охраны труда в области;
обеспечивает взаимодействие по вопросам охраны труда исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и Тюменской области, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и других объединений работников;
обеспечивает работу областной межведомственной комиссии по охране труда исполнительного органа государственной власти Тюменской области;
исключен (в ред. от 07.10.2004 N 258);
информирует общественность о выявленных на предприятиях нарушениях правовых актов о труде и охране труда, ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников;
содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" осуществляет контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений по охране труда;
ведет прием, рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и их объединений о нарушениях их прав на охрану труда, принимает меры по их устранению.
Для обеспечения государственных функций в сфере управления охраной труда исполнительный орган государственной власти Тюменской области в сфере охраны труда вправе создавать информационно-методические центры, исследовательские лаборатории условий труда в форме государственных унитарных предприятий и учреждений.
Должностные лица органа государственного управления охраной труда имеют право беспрепятственного допуска на предприятия и в организации для проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Руководитель исполнительного органа государственной власти Тюменской области в сфере охраны труда, при наличии заключения государственной экспертизы условий труда, имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации организации или прекращении деятельности ее подразделения вследствие нарушения требований охраны труда.
(Согласно Закону Тюменской области от 08.02.2001 г. N 266 настоящий Закон дополнен статьей 7 с изменением дальнейшей нумерации статей)
Проведение государственной экспертизы условий труда в Тюменской области осуществляется исполнительным органом государственной власти области в сфере охраны труда в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации (в ред. от 11.03.2004 N 211, от 07.10.2004 N 258).
Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов (в ред. от 07.10.2004 N 258).
Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, в соответствии с федеральным законодательством имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно - правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.
Территориальный орган государственной власти Тюменской области на своей территории:
- реализует государственную политику по охране труда под методическим руководством исполнительного органа государственной власти Тюменской области в сфере охраны труда;
- организует разработку и утверждение территориальной программы по улучшению условий и охраны труда, контролирует ее выполнение;
- координирует и осуществляет методическое руководство работой служб охраны труда организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности;
- подготавливает предложения в проекты областных законодательных актов;
- разрабатывает с привлечением заинтересованных организаций мероприятия по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда, проведение выставок средств индивидуальной защиты, приборов контроля и измерений, а также совещаний - семинаров по проблемам охраны труда;
- изучает и анализирует обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, работа без применения которых запрещена соответствующими нормативными и правовыми актами, оказывает содействие работодателям в размещении заказов на изготовление средств индивидуальной защиты на предприятиях области;
- организует обучение и проверку знаний работников, включая руководителей и специалистов, в области охраны труда (в ред. от 07.10.2004 N 258);
- участвует в расследовании несчастных случаев на производстве;
- подготавливает на основе анализа охраны труда, причин производственного травматизма обзоры и доклады о состоянии охраны труда и представляет исполнительному органу государственной власти Тюменской области в сфере охраны труда;
(Абзац 10 статьи 8 исключен согласно Закону Тюменской области от 08.02.2001 г. N 266)