ЗАКОН
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 10 декабря 1997 года N 135
Об особенностях организации работы по опеке и попечительству
Принят постановлением Тюменской областной Думой 27 ноября 1997 года N 842
Признан утратившим силу Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 331 (НГР: ru72000200400327)
В редакции Закона Тюменской области от 20.04.2004 N 223 (НГР: ru72000200400077)
Настоящий Закон регулирует вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и государственных органов по осуществлению опеки и попечительства на территории области в соответствии с полномочиями, предоставленными субъектам Российской Федерации статьей 72 Конституции Российской Федерации, статьей 31 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации.
Органы опеки и попечительства, учреждения образования, лечебные учреждения и учреждения социальной защиты населения и государственные органы руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Уставом Тюменской области, Законом Тюменской области "О местном самоуправлении", настоящим Законом, уставами муниципальных образований, действующими нормативными актами Российской Федерации и Тюменской области (в ред. от 20.04.2004 N 223).
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Функции по опеке и попечительству осуществляют:
- в отношении несовершеннолетних лиц - органы управления образованием и органы управления в сфере социальной защиты населения (в ред. от 20.04.2004 N 223);
- в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, - органы управления здравоохранением;
- в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, - органы управления в сфере социальной защиты населения (в ред. от 20.04.2004 N 223).
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
- обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;
- осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием этой категории несовершеннолетних;
- защита прав и интересов недееспособных граждан, не полностью дееспособных граждан, совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и выполнять свои обязанности (в ред. от 20.04.2004 N 223).
В соответствии с возложенными на них задачами органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства:
- организуют выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в установлении над ними попечительства (в ред. от 20.04.2004 N 223);
- устанавливают опеку и попечительство над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (в ред. от 20.04.2004 N 223);
- назначают опекунов и попечителей;
- определяют управляющего имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 38 и 43 Гражданского кодекса Российской Федерации, и заключают с ним договор о доверительном управлении имуществом (в ред. от 20.04.2004 N 223);
- освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;
- заключают с приемными родителями договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
- принимают решение о помещении ребенка в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения, приемную семью;
- принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
- дают предварительное письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечных и несовершеннолетних, сдаче его в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и несовершеннолетним прав, раздел их имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных или несовершеннолетних (в ред. от 20.04.2004 N 223);
- принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;
- предъявляют в судах иски, связанные с защитой прав и законных интересов подопечных и несовершеннолетних, а также о признании граждан ограниченно дееспособными, недееспособными;
- решают вопросы присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
- решают вопросы содержания подопечных, ухода за ними, их лечения, защиты их интересов и прав;
- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам усыновления, опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
- реализуют иные полномочия по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.
Муниципальные органы управления образованием, здравоохранением и социальной защитой населения:
- осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготавливают материалы, необходимые для назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на них обязанностей;
- обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и выполнять свои обязанности, а также обеспечивают сохранность имущества (в ред. от 20.04.2004 N 223);
- ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство;
- осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
- в установленном законом порядке осуществляют защиту прав и интересов подопечных в случае ненадлежащего использования опекуном или попечителем своих обязанностей, в том числе использования ими опеки и попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи (в ред. от 20.04.2004 N 223);
- подготавливают материалы о назначении выплат денежных средств на содержание подопечного в установленном порядке и размерах (в ред. от 20.04.2004 N 223);
- участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных и несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
- привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;
- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
- осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.
Кроме функций, перечисленных в статье 5 настоящего Закона, органы управления образованием:
- участвуют в выявлении несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения и ведут их учет;
- осуществляют подготовку документов и устройство детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, для установления опеки и попечительства, помещения в приемную семью, усыновления, а при отсутствии такой возможности - помещения в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
- осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей усыновителя, подготавливают материалы в суд, необходимые для усыновления (удочерения), а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);
- осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, готовят проект договора о создании приемной семьи;
- оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;
- дают заключение о возможности раздельного проживания опекуна и попечителя с подопечным, достигшим 16 лет (в ред. от 20.04.2004 N 223);
- дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;
- участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в государственной помощи, и других случаях, предусмотренных законодательством;
- проводят обследование условий жизни ребенка, лица, претендующего на его воспитание, представляют в суд заключения по спорам, связанным с содержанием, воспитанием и образованием детей;
- разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей;
- участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрание детей (в ред. от 20.04.2004 N 223);
- осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;
- подготавливают документы для регистрации брака лиц, не достигших совершеннолетия;
- осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.
Кроме функций, перечисленных в статье 5 настоящего Закона, органы управления здравоохранением:
- выявляют лиц, имеющих психические расстройства и нуждающихся в установлении над ними опеки, новорожденных детей, оказавшихся без опеки родителей (в ред. от 20.04.2004 N 223);
- оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства (в ред. от 20.04.2004 N 223);
- осуществляют устройство новорожденных детей, оказавшихся без опеки родителей, в подведомственные учреждения;
- обеспечивает медицинское освидетельствование кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители;
- участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных и несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
- выполняют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.
Кроме функций, перечисленных в статье 5 настоящего Закона, органы социальной защиты населения:
- выявляют несовершеннолетних лиц, нуждающихся в государственной помощи;
- абзац 3 исключен (в ред. от 20.04.2004 N 223);
- оказывают социально-правовую и материальную помощь несовершеннолетним лицам, нуждающимся в государственной помощи;
- оказывают необходимую помощь до установления попечительства дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и выполнять свои обязанности (в ред. от 20.04.2004 N 223);
- осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, в дома - интернаты для престарелых и инвалидов;
- назначают попечителя (помощника) для осуществления попечительства в форме патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности (в ред. от 20.04.2004 N 223);
- осуществляют устройство несовершеннолетних лиц, нуждающихся в государственной помощи, в приюты и центры социально-бытовой реабилитации;
- участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных и несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
- выполняют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.