Недействующий

О разработке комплексной целевой программы "Привлечение инвестиций в Астраханскую область на 2005-2008 годы"

4. Основные мероприятия


В программу предполагается включить осуществление следующих основных мероприятий:

4.1. Стимулирование инвестиционной активности

4.1.1. Совершенствование действующих законов Астраханской области "Об инвестиционной деятельности в Астраханской области" и "О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области".

В настоящее время в области созданы и реально действуют механизмы урегулирования инвестиционной деятельности, включающие законы Астраханской области "Об инвестиционной деятельности в Астраханской области", "О Бюджете развития Астраханской области" и "О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области", а также другие нормативные правовые акты, принятые в их развитие.

Закон Астраханской области "Об инвестиционной деятельности в Астраханской области", который был принят еще в 1998 году, направлен на стимулирование инвестиционной деятельности, защиту интересов субъектов инвестиционной деятельности, определяет формы государственной поддержки инвестиций.

На сегодняшний день необходимо внесение изменений и дополнений в данный закон, касающихся:

- развития частно-государственного партнерства в инвестиционной сфере, которое будет осуществляться путем заключения с крупными отечественными инвесторами инвестиционных соглашений и разработки совместных долгосрочных инвестиционных программ,

- повышения эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности путем заключения инвестиционных договоров, жестко конкретизирующих экономические показатели инвестиционного проекта и обязательства сторон по их исполнению.

Одним из действующих видов государственной поддержки реализации инвестиционных проектов является льготное налогообложение предприятий, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов, в части налога на прибыль и имущество. Получение данных налоговых льгот возможно только через предоставление инвестиционному проекту статуса "инвестиционный проект, одобренный Администрацией области" либо "особо важный инвестиционный проект". Однако процедура получения статуса требует оформления солидного пакета документов и определенного временного интервала, что служит препятствием для предприятий, осуществляющих инвестиционные вложения самостоятельно.

Вместе с тем опыт других субъектов Федерации (Санкт-Петербург, Саратов) свидетельствует, что наиболее эффективным способом налогового стимулирования инвестиционной деятельности предприятий является самостоятельное получение налоговых льгот, определенных областным законом, при условии вложения инвестиций не менее оговоренного законом объема.

Поэтому необходимы проведение анализа налоговых платежей крупных и средних предприятий, осуществляющих наибольшую долю инвестиционных вложений на территории области, и подготовка на его основе изменений в Закон Астраханской области "О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области".

4.1.2. Формирование совместно с предприятиями инвестиционных предложений для стратегических инвесторов.

В настоящее время реализация инвестиционных проектов осуществляется либо по инициативе предприятий, либо по инициативе Администрации области. Эти проекты по объему инвестиций можно отнести к малым проектам, поэтому их финансирование осуществляется в основном за счет собственных средств предприятий либо за счет привлеченных инвестиционных ресурсов кредитных организаций.

В то же время реализация крупных проектов требует привлечения средств стратегических инвесторов. По существующей практике работы с этой категорией инвесторов необходима разработка инвестиционных проектов, отвечающих повышенным требованиям к этим документам, зачастую соответствующим международным правилам разработки бизнес-планов.

Выполнение этой работы самостоятельно предприятиям области чаще всего не под силу. Поэтому со стороны органов исполнительной власти Астраханской области необходимо оказание консультационно-методической помощи при разработке крупных проектов, имеющих важное значение для экономики области, а также в случае необходимости привлечение специализированных консалтинговых компаний.

Это позволит повысить эффективность в поиске инвесторов для таких проектов и снизить предпринимательский риск на этапе разработки предпроектной документации.

4.2. Формирование прогрессивного инвестиционного законодательства

4.2.1. Разработка и принятие закона Астраханской области "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Астраханской области, для осуществления инвестиционной деятельности (строительства и реконструкции) с правом дальнейшей эксплуатации".

На сегодняшний день в реестре государственной собственности Астраханской области числится ряд объектов незавершенного строительства многолетней давности зданий и сооружений, законсервированных либо используемых не по назначению. Кроме того, в силу недостаточности средств областного бюджета на капитальные вложения и ряда других объективных причин количество объектов незавершенного строительства ежегодно увеличивается. Существует также ряд объектов государственной собственности Астраханской области (в том числе и объекты инженерной инфраструктуры), нуждающихся в реконструкции.

Вместе с тем многие из этих объектов представляют интерес для потенциальных инвесторов при реализации инвестиционных проектов, что и обуславливает необходимость принятия данного закона, который должен предусматривать порядок предоставления объектов недвижимости (здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, земельные участки), находящихся в собственности Астраханской области, инвесторам, выбранным на конкурсной основе, для реализации инвестиционных проектов, с последующей эксплуатацией этих объектов на условиях заключения концессионных договоров либо аренды с дальнейшим выкупом.

4.2.2. Разработка блока нормативных правовых актов по подготовке инвестиционных площадок для реализации инвестиционных проектов.

При принятии потенциальным инвестором решения о вложении средств большое значение имеет определение места под строительство. При этом преимущество получают специально подготовленные площадки, оснащенные всеми необходимыми коммуникациями.

Поэтому необходима разработка ряда нормативных и иных правовых актов, определяющих порядок проведения инженерной подготовки земельных участков, повышающей их привлекательность для потенциальных инвесторов в целях последующей реализации инвестиционных проектов.

Разработка данных актов должна предваряться подготовительной работой по проведению инвентаризации инвестиционных площадок на территории области, которая позволит определить дальнейшие цели использования объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Астраханской области и потребность в их инженерной подготовке для реализации инвестиционного проекта.

Аналогичную работу должны провести и муниципальные образования в части земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

4.2.3. Привлечение частных инвесторов к строительству объектов социальной инфраструктуры.

В настоящее время в связи с недостатком средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения, срок строительства ряда социальных объектов растягивается на долгие годы. В связи с этим увеличивается сметная стоимость строительства, откладывается решение социальных проблем.

Выходом из этой ситуации может стать привлечение к такому строительству заинтересованных инвесторов, способных осуществить работы в приемлемые сроки за счет собственных средств на условиях рассрочки платежей из областного бюджета на несколько лет. В качестве стимулирующих факторов инвестору могут быть предложены льготы по налогообложению, возможность использования части построенных объектов в коммерческих целях инвестора и т.д.