Настоящая методика разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Волгоградской области на текущий финансовый год.
1. Объем средств бюджета Волгоградской области
и критерии распределения их в рамках
межбюджетных отношений
Объем средств, распределяемых в рамках межбюджетных отношений, определяется согласно требованиям Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" в части доходных источников по видам налоговых и неналоговых поступлений от потенциального контингента плательщиков в бюджеты разных уровней, а также доходов областного бюджета, передаваемых в виде дотаций и субвенций.
Регулирующие доходные источники, передаваемые местным бюджетам, учитываются в пределах не менее:
50 процентов в среднем по области налога на доходы физических лиц, удерживаемых предприятиями, учреждениями и организациями;
5 процентов в среднем по области налога на прибыль организаций (в том числе иностранных юридических лиц);
5 процентов в среднем по области акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы;
10 процентов в среднем по области акцизов на остальные товары, производимые на территории области;
60 процентов налога с продаж от общей суммы поступлений на соответствующей территории.
Доходы местных бюджетов и областного бюджета рассчитываются на основании показателей прогноза социально - экономического развития Волгоградской области в разрезе городов и районов, отраслей народного хозяйства, доходных источников по видам налоговых и неналоговых поступлений.
Исходные данные принимаются на основании показателей комитета экономики администрации Волгоградской области, комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области, Волгоградского областного комитета государственной статистики и согласовываются с органами местного самоуправления.
Расчеты поступления доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области на текущий финансовый год производятся с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.
Исчисление доходов от потенциального контингента плательщиков в разрезе муниципальных образований корректируется на прогнозируемый уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов. (ч. 11 п. 1 исключена - Закон Волгоградской области от 24.03.2003 г. N 800-ОД НГР: ru 34000200300064)
В основу расчета доходов бюджетов муниципальных образований берется налоговый потенциал территории с учетом уровня и структуры развития ее экономики, в связи с чем доходы муниципальных образований делятся на минимально гарантированные бюджетным законодательством и на регулирующие - определенные на региональном уровне. Расходная часть бюджетов муниципальных образований рассчитывается на основе финансовых нормативов с применением коэффициентов - дефляторов.
Расчет расходов при составлении бюджетов муниципальных образований производится с учетом полного обеспечения минимального уровня социально значимых бюджетных услуг, оказываемых населению.
Межбюджетные отношения строятся через отчисления от федеральных регулирующих налогов не ниже уровня, установленного Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
В результате доведенного минимально гарантированного норматива отчисления от регулирующих налогов определяется сумма превышения расходов над доходами, или финансовый разрыв по каждой территории. В целях сокращения денежных потоков между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований через нормативное регулирование территориям передаются увеличенные нормативы по регулирующим и другим налогам. В случае недостатка доходов для финансирования минимального набора бюджетных услуг недостающие средства для финансирования текущих расходов выделяются территориям из областного бюджета в виде финансовой помощи (дотации).
Кроме того, на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в расходной части областного бюджета предусматриваются средства в сумме 52000 тыс. рублей (фонд выравнивания).
Дополнительная финансовая помощь выделяется для обеспечения финансовых обязательств, установленных Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". При определении суммы дополнительных расходов для выполнения указанных законов в расчет принимаются расходы только в части передаваемых на эти цели средств федерального бюджета.
2. Порядок формирования расходов областного
и местных бюджетов
В Волгоградской области осуществлен переход от плановых дотаций, направляемых на покрытие расчетного превышения расходов над доходами, к нормативно - долевому распределению финансовой помощи, которая рассчитывается по единому принципу и обеспечивает равный подход ко всем муниципальным образованиям.
Действенность методики расчета финансовых нормативов в значительной мере зависит от полноты и достоверности информации о планируемых (фактических) расходах, данных о сети, штатах и контингенте бюджетных учреждений, численности и составе населения и других показателей.
В расчетах используются следующие сценарные условия по отраслям социальной сферы:
1) плановый фонд оплаты труда текущего финансового года с учетом обязательных начислений;
2) плановые материальные затраты предыдущих трех лет (с разделением на коммунальные услуги и прочие материальные затраты);