Массовые библиотеки, клубные учреждения (на конец года)
┌═══════════════════════════════════════════════┬═══════════┬═══════════‰
│ │ 2000 год │ 2002 год │
├═══════════════════════════════════════════════┼═══════════┼═══════════┤
│ 1 │ 2 │ 3 │
├═══════════════════════════════════════════════┼═══════════┼═══════════┤
│Массовые библиотеки │ │ │
│Число библиотек, │ 1 016│ 975│
│в том числе: │ │ │
│в городах и поселках городского типа │ 169│ 150│
│в сельской местности │ 847│ 825│
│Число книг и журналов, млн. экз., │ 18,3│ 17,24│
│в том числе: │ │ │
│в городах и поселках городского типа │ 9,0│ 8,16│
│в сельской местности │ 9,3│ 9,08│
│Число книг и журналов в массовых библиотеках в │ │ │
│среднем на 1000 человек, экземпляров: │ │ │
│Российская Федерация │ 7 101│ 7 046│
│Центральный федеральный округ │ 7 926│ 7 915│
│Воронежская область, │ 7 496│ 7 432│
│в том числе: │ │ │
│в городах и поселках городского типа │ 5 889│ 5 816│
│в сельской местности │ 10 160│ 10 177│
│Клубные учреждения │ │ │
│Число клубных учреждений - всего единиц, │ 993│ 964│
│в том числе: │ │ │
│в городах и поселках городского типа │ 118│ 104│
│в сельской местности │ 875│ 860│
└═══════════════════════════════════════════════┴═══════════┴═══════════…
На 100 сельских поселений Воронежской области приходится 48 культурно-досуговых учреждений. Уровень обеспеченности клубными учреждениями на селе составляет 202 места на 1 тыс. человек, что на 20 процентов ниже действующего социального норматива. Десять сельских населенных пунктов с числом жителей более 2000 человек не имеют стационарных клубных учреждений.
Данные статистики показывают, что в среднем сельское население лучше обеспечено книгами и журналами в массовых библиотеках, чем городское население. Показатели обеспеченности жителей сельских населенных пунктов книгами и журналами в массовых библиотеках на 1000 жителей выше, чем в среднем по России и по Центральному федеральному округу. Однако в каждом втором сельском поселении нет библиотечного филиала.
За 2000 - 2003 годы число сельских клубных учреждений сократилось на 15 единиц, массовых библиотек - на 22, выбыло около 220 тыс. экземпляров книг и журналов в сельских библиотеках.
Основная причина - отсутствие средств на содержание и капитальный ремонт учреждений культуры. Значительная часть клубов и массовых библиотек располагается в приспособленных, ветхих помещениях и закрывается ввиду их аварийного состояния. Из-за сложного финансового положения клубные учреждения вынуждены сдавать помещения в аренду, сокращается число клубных формирований и число культурно-массовых мероприятий.
Выбытие книжного фонда происходит по ветхости и из-за нарушения правил хранения. Большинство библиотек в районах Воронежской области располагаются в приспособленных, нуждающихся в капитальном ремонте зданиях, в результате нарушаются требуемые по нормам температурный и влажностный режимы. Значительного пополнения книжного фонда не происходит. Самые низкие показатели обеспеченности жителей книгами и журналами в массовых библиотеках отмечаются в Калачеевском, Лискинском, Россошанском, Семилукском районах.
Важность проблемы подтверждается возрастающим интересом сельских жителей к чтению литературы. С 2000 года число посещений библиотек выросло на 22920 ед. По числу посещений на 1 библиотеку среднеобластной показатель значительно превышает среднероссийский (5171 посещение в Воронежской области и 4977 по России).
Актуальной проблемой остается комплектование книжных фондов, которые на протяжении последних лет неуклонно сокращаются. В 2002 году по сравнению с 2000 годом объем новых поступлений в сельские библиотеки сократился на 30 тыс. экз. В расчете на 100 жителей поступило 13,8 экз. новой литературы (по России - 20,9). По этому показателю Воронежская область занимает 66-е место среди регионов РФ. Число выбывающей литературы почти в 2 раза превышает новые поступления. Ввиду сокращения сети библиотек число жителей, не имеющих возможности пользоваться услугами библиотек, приближается к 101 тыс. человек.
Крайне медленно осуществляется компьютеризация библиотек. В 2002 году лишь одна Терновская центральная районная библиотека имела компьютер (по России 14,7 процента библиотек оснащены компьютерами).
Состояние материально-технической базы отрасли неудовлетворительное. Примерно 70 процентов эксплуатируемых зданий требуют капитального ремонта.
В аварийном состоянии находятся служебный дом природного архитектурно-археологического музея-заповедника "Дивногорье" в Лискинском районе, 18 клубов и 5 библиотек.
Бюджетные ассигнования на строительство объектов культуры за последние три года существенно сокращены. В незавершенном строительстве по отрасли "Культура" на начало 2003 года числятся 5 объектов: сельский дом культуры на 200 мест в с. В. Маза Верхнехавского района (начало строительства - 1990 год), клуб на 300 мест в с. Отрадное Новоусманского района (1991 год), клуб со спортзалом и бассейном на 200 мест в с. Красное Новохоперского района (1990 год), Дом культуры в с. 1-я Александровка на 320 мест (1985 год), клуб на 200 мест в с. Новокирсановка на 200 мест (1991 год). Готовность объектов составляет от 55 до 76 процентов.
В 30 населенных пунктах Воронежской области (с числом жителей более 500 чел), удаленных от ближайших культурно-досуговых учреждений на 5 км и более, требуется строительство новых учреждений культуры. Крайне затруднена реализация культурных потребностей жителей 825 сельских малонаселенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры, в связи с отсутствием специального автотранспорта (автоклубы, библиобусы), централизованное приобретение которого за счет федеральных средств было прекращено в 1995 году. Удалены более чем на 8 км от центров культурного обслуживания и не имеют с ними регулярного транспортного сообщения 279 сельских поселений.
Сеть передвижных клубных учреждений за период 2000 - 2002 годов сократилась на 7 единиц в 9 районах Воронежской области. По итогам 2002 года все 36 машин подлежат списанию. Нагрузка на имеющуюся сеть передвижных учреждений значительно увеличилась. Так, в 2002 году число жителей, охваченных данным видом обслуживания, возросло на 6720 человек по сравнению с 2000 годом. Средняя стоимость одного специализированного автомобиля составляет 290 - 350 тыс. рублей. Это около 5 - 6 процентов от годового бюджета отрасли культуры в среднем по сельским районам. В условиях финансирования отрасли только на защищенные статьи расходов невозможно решить данную проблему.
Учреждения культуры в сельских населенных пунктах испытывают большую потребность практически во всех технических средствах: свето-, звуко-, видеоаппаратуре, сценической технике, библиотечном, музейном оборудовании, музыкальных инструментах, сценических костюмах. Износ имеющегося оборудования составляет от 70 до 90 процентов. Сельским клубам и библиотечным учреждениям самостоятельно невозможно решить эти вопросы. Для сравнения: один комплект звукоусилительной аппаратуры стоит свыше 30 тыс. рублей, что многократно превышает среднегодовой доход от проведения дискотеки в сельском клубе.
Следствием обозначенных проблем стало снижение эффективности и качества культурно-досуговой деятельности в сельской местности. Сократилось количество культурно-массовых мероприятий, детских клубных формирований, коллективов художественной самодеятельности, гастрольных выступлений профессиональных коллективов. Постоянно увеличивается разрыв между культурными потребностями сельского населения Воронежской области и возможностями их удовлетворения.
На ближайшую перспективу приоритетными направлениями в области культуры являются: сохранение имеющейся сети учреждений культуры и искусства, существующей библиотечной сети с дальнейшим техническим оснащением, возобновление практики нестационарного обслуживания жителей малонаселенных пунктов с помощью автоклубов и библиобусов, укрепление материально-технической базы учреждений отрасли.
Необходимость решения проблем отрасли на селе программными методами вызвана тем, что культуру следует рассматривать как важнейшую гуманитарную составляющую, эффективный ресурс социально-экономического развития сельских территорий. Должна быть выработана стратегия культурной политики, ориентированная на сохранение самобытных традиций народной культуры, формирование культурных ценностей современного сельского быта и организацию содержательных форм досуга.
Бытовое обслуживание сельского населения.
Утратил силу. - Постановление Воронежской областной Думы от 18.02.2010 N 2114-IV-ОД.
Электроснабжение. Создание комфортных жилищно-бытовых и социальных условий сельским жителям невозможно без обеспечения надежного и безопасного электроснабжения населенных пунктов.
В настоящее время степень износа объектов энергетического хозяйства составляет более 60 процентов. Большая часть электрических сетей, расположенных в сельской местности, построена в 50 - 60-х годах и имеет низкую пропускную способность. В результате сверхнормативной эксплуатации более 30 процентов линий электропередачи находятся в ветхом, технически непригодном состоянии, они требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли более чем на 20 процентов. За последние 10 лет основные производственные фонды муниципальных предприятий практически не обновлялись.
Потребность в расширении и реконструкции существующих линий и подстанций, строительстве новых объектов электроснабжения обусловлена тем, что сельские электрические сети при их мощности в том состоянии, в котором они находятся в настоящее время, не смогут справиться с перспективной нагрузкой при подключении новых потребителей, так как они не соответствуют современным требованиям уровня надежности и их эксплуатация ведет к значительным экономическим потерям.
Необходимость обеспечения электроснабжения новых потребителей и расширения зоны централизованного электроснабжения требует наращивания мощности электрических сетей в сельских районах. Стоит задача обеспечения надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении энергоемкости производства продукции.
Проведение мероприятий по обеспечению энергоснабжения в сельской местности имеет ряд особенностей, поэтому они должны разрабатываться в рамках самостоятельного раздела комплексной программы социального развития села на перспективу. Необходимо учитывать: разбросанность объектов электроснабжения, минимально возможные перерывы в электроснабжении сельскохозяйственных потребителей, сезонность подачи электроэнергии к отдельным объектам и ряд других особенностей сельскохозяйственного производства.
Газоснабжение. Газификация сельских населенных пунктов - важнейшая составная часть комплекса мероприятий, направленных на решение социальных проблем села.