Построение межбюджетных отношений в 2005 году в Волгоградской области осуществлено с учетом изменений федерального налогового и бюджетного законодательства, приведших к изменению распределения нормативов отчисления от налоговых и неналоговых доходов между уровнями бюджетной системы, разграничению расходных полномочий между всеми уровнями бюджетной системы.
Межбюджетные отношения областного бюджета с бюджетами муниципальных образований в 2005 году построены через отчисления от федеральных регулирующих налогов в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".
Минимальная доходная часть бюджетов муниципальных образований формируется за счет следующих основных закрепленных налоговых доходов: земельного налога по ставке 100 процентов, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по ставке 90 процентов, налога на имущество физических лиц по ставке 100 процентов, единого сельскохозяйственного налога по ставке 60 процентов; а также за счет минимального норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц по ставке 30 процентов. Кроме того, за муниципальными образованиями закрепляется единый норматив отчислений по налогу на прибыль организаций по ставке 5 процентов.
Расходная часть бюджетов муниципальных образований рассчитывается для всех территорий по единым нормативам исходя из баланса расходов и доходов консолидированного бюджета Волгоградской области.
Единые финансовые нормативы на 2005 год рассчитаны с применением дефляторов, рассчитанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, тем самым обеспечивается финансирование минимального набора бюджетных услуг населению, проживающему на территории всех муниципальных образований области.
При формировании межбюджетных отношений муниципальным образованиям, для которых отношение расходов бюджета на оплату труда с начислениями и на коммунальные услуги бюджетных учреждений к полученным в 2003 году доходам составило 65 процентов и более, предусмотрены средства на обеспечение сбалансированности бюджетов.
Средства на обеспечение сбалансированности бюджетов учтены в общей сумме расходов бюджетов муниципальных образований.
Это позволит менее обеспеченным территориям направлять полученные средства на финансирование иных (помимо зарплаты и коммунальных услуг) социально значимых расходов на уровне, максимально приближенном к среднеобластному, что будет способствовать реализации принципа равенства бюджетных прав муниципальных образований.
При формировании межбюджетных отношений на 2005 год, как и в предшествующие годы, в общей сумме расходов муниципальных образований предусматриваются расходы на приобретение котельно-печного топлива для бюджетных учреждений.
Передача муниципальным образованиям средств для обеспечения минимально необходимых расходов осуществляется через регулирование нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций.
В результате доведенного до муниципальных образований минимально гарантированного норматива отчисления от регулирующих налогов определяется сумма превышения расходов над доходами, или финансовый разрыв по каждой территории. В целях сокращения денежных потоков между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований через нормативное регулирование территориям передаются дополнительные нормативы отчислений по налогу на доходы физических лиц и по налогу на прибыль организаций. Далее в случае недостатка доходов для финансирования минимального набора социально значимых бюджетных услуг недостающие средства выделяются муниципальным образованиям из областного бюджета в виде дотации из фонда финансовой поддержки муниципальных образований Волгоградской области.
Приоритетным направлением при финансировании муниципальных образований в счет дотации по-прежнему будет являться заработная плата работников учреждений бюджетной сферы с учетом обязательных отчислений, а также финансирование расходов на оплату энергоресурсов.
Помимо фонда финансовой поддержки муниципальных образований Волгоградской области в соответствии с Законом Волгоградской области от 8 января 2002 г. N 660-ОД "О межбюджетных отношениях в Волгоградской области" в расходах областного бюджета предусмотрен фонд компенсаций. Средства из данного фонда выделяются муниципальным образованиям для исполнения отдельных государственных полномочий, в том числе:
субвенция на реализацию Федерального закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в части обеспечения учебного процесса;
субвенция на реализацию Федерального закона от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции";
субвенция на реализацию Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и Закона Волгоградской области от 26 мая 1999 г. N 269-ОД "Об органах записи актов гражданского состояния Волгоградской области" (за счет средств федерального бюджета);
субвенция на реализацию Постановления главы администрации Волгоградской области от 8 февраля 1999 г. N 68 "О создании объединенного аварийно-спасательного отряда г. Камышина и Камышинского района".
Кроме того, в подразделе "Финансовая помощь бюджетам других уровней" раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации предусматривается:
субвенция на восстановление объектов социальной сферы, подвергшихся разрушению вследствие стихийных бедствий (градобитие) в Алексеевском районе;
субвенция г. Волгограду и г. Волжскому на ремонт городских улиц, являющихся продолжением дорог общего пользования, и искусственных сооружений на них;
субвенция г. Волжскому на участие во Всероссийском конкурсе на звание "Самый благоустроенный город России";
субвенция г. Волгограду на благоустройство города к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне;
субвенция г. Михайловке на строительство ТЭЦ и погашение кредиторской задолженности муниципального унитарного предприятия "Михайловские тепловые сети" за потребленные энергоресурсы.
В расходах областного бюджета предусмотрен Фонд стимулирования деятельности муниципальных образований по увеличению налоговых доходов местных бюджетов. Средства данного фонда будут распределяться между муниципальными образованиями в соответствии с Законом Волгоградской области "О фонде стимулирования деятельности муниципальных образований по увеличению налоговых доходов местных бюджетов".
По-прежнему будут предприниматься меры по оздоровлению государственных финансов, в соответствии с чем за Главным финансово-казначейским управлением подтверждается право в 2005 году во исполнение Соглашения между главой администрации Волгоградской области и главами муниципальных образований Волгоградской области "О мерах по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджетам районов и городов Волгоградской области" приостанавливать финансирование муниципальных образований в счет причитающейся дотации, иных видов финансовой помощи и бюджетных кредитов при несоблюдении администрациями муниципальных образований основных условий указанного Соглашения.