Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 29 декабря 2004 года 196-З N 395-III


О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
закона Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2023 года N 2629-З N 1169-VI
____________________________________________________________________


Статья 1


Внести в Закон Республики Саха (Якутия) от 6 июля 1995 года N 77-I "Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)" изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:

"ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)


"Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)"



Настоящий закон определяет понятия и принципы административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия), устанавливает виды административно-территориальных единиц, категории населенных пунктов, порядок рассмотрения вопросов административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия), а также полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в решении вопросов территориальной организации Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Глава 1. Общие положения

     
Статья 1. Сфера действия настоящего закона


Действие настоящего закона распространяется на отношения в сфере административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия), участниками которых являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, юридические лица, граждане.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе


В настоящем законе используются следующие основные понятия:

1) административно-территориальное устройство Республики Саха (Якутия) - территориальная организация Республики Саха (Якутия), представляющая собой систему административно-территориальных единиц, в соответствии с которой строится система органов власти;

2) административно-территориальная единица - часть территории Республики Саха (Якутия), служащая территориальной основой для создания и (или) деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, имеющая юридически закрепленную границу и наименование;

3) граница административно-территориальной единицы - закрепленная в установленном законодательством порядке черта, отделяющая на местности территорию одной административно-территориальной единицы от территорий других административно-территориальных единиц;

4) административный центр - населенный пункт административно-территориальной единицы, в котором размещены действующие на ее территории органы власти и управления;

5) национальное административно-территориальное образование - административно-территориальная единица в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, имеющая национальный статус в соответствии с законодательством;

6) населенный пункт - компактно застроенная территория, служащая местом постоянного проживания населения;

7) вид административно-территориальных единиц - совокупность административно-территориальных единиц, обладающих однородным государственно-правовым статусом;

8) категория населенных пунктов - совокупность населенных пунктов, обладающих однородным государственно-правовым статусом;

9) наименование населенного пункта или административно-территориальной единицы - закрепленное в установленном законодательством порядке индивидуальное обозначение населенного пункта или административно-территориальной единицы;

10) административно-территориальное деление Республики Саха (Якутия) - система административно-территориальных единиц, сложившаяся на определенный момент времени в соответствии с действующим административно-территориальным устройством Республики Саха (Якутия).

Статья 3. Принципы административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия)


Основными принципами административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) являются:

1) самостоятельность Республики Саха (Якутия) в принятии решений по вопросам ее административно-территориального устройства;

2) законность, целесообразность, обоснованность и экономичность изменений административно-территориального деления Республики Саха (Якутия);

3) обеспечение целостности территории Республики Саха (Якутия);

4) учет интересов многонационального народа Республики Саха (Якутия) при проведении административно-территориальных преобразований.

Статья 4. Правовое регулирование вопросов административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия)


Правовое регулирование вопросов административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) и законами Республики Саха (Якутия)

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия)


К полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) относятся:

1) установление и изменение административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия);

2) разрешение споров по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) на ее территории;

3) внесение на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации предложений об установлении и изменении наименований населенных пунктов и административно-территориальных единиц Республики Саха (Якутия);

4) организация системы учета административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия);

5) решение иных вопросов административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия).

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия)


В соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) относятся:

1) внесение на рассмотрение органов государственной власти Республики Саха (Якутия) предложений по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) на своей территории;

2) выражение мнения по проектам правовых актов, регулирующих административно-территориальное устройство Республики Саха (Якутия);

3) участие в организации выявления мнения населения по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия)

Глава 2. Административно-территориальные единицы

     
Статья 7. Виды административно-территориальных единиц

1. В целях осуществления государственного управления территория Республики Саха (Якутия) делится на следующие административно-территориальные единицы, составляющие территорию республики:

1) улусы (районы);

2) город республиканского значения.

В состав указанных административно-территориальных единиц входят следующие низовые административно-территориальные единицы:

1) города;

2)поселки;

3) наслеги (сельские округа);

4) села.

Улус (район) является традиционной основной административно-территориальной единицей, которая объединяет территории входящих в ее состав низовых административно-территориальных единиц и населенных пунктов с их социально-экономической инфраструктурой, земельными, лесными и водными ресурсами и имеет административный центр в городе, поселке или селе.

Понятие "улус" адекватно понятию общераспространенной и общепринятой в Российской Федерации административно-территориальной единицы - "район".

Понятие "улус" и понятие "район" употребляются как равные по значению понятия.

Город республиканского значения является основной административно-территориальной единицей, которая объединяет территории входящих в ее состав низовых административно-территориальных единиц и населенных пунктов с их социально-экономической инфраструктурой, земельными, лесными и водными ресурсами и имеет административный центр в городе республиканского подчинения.

Город является низовой административно-территориальной единицей с установленной границей подчиненной территории, в состав которой входит один или несколько населенных пунктов с их социально-экономической инфраструктурой и которая имеет административный центр в городе улусного (районного) подчинения.

Поселок является низовой административно-территориальная единицей с установленной границей подчиненной территории, в состав которой входит один или несколько населенных пунктов с их социально-экономической инфраструктурой и которая имеет административный центр в поселке городского типа.

Наслег (сельский округ) является традиционной низовой административно-территориальной единицей в сельской местности с установленной границей подчиненной территории, в состав которой входит один или несколько населенных пунктов с их социально-экономической инфраструктурой и которая имеет административный центр в сельском населенном пункте.

Понятие "наслег" адекватно понятию общераспространенной и общепринятой в Российской Федерации низовой административно-территориальной единицы в сельской местности.

Понятие "наслег" и понятие "сельский округ" употребляются как равные по значению понятия.

Село является низовой административно-территориальной единицей в сельской местности.

2. Административно-территориальные единицы в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера могут иметь статус национальных административно-территориальных образований.

Статус национального административно-территориального образования определяется в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).

Глава 3. Статус и категории населенных пунктов

     
Статья 8. Статус населенных пунктов

1. В зависимости от сферы преимущественной занятости населения населенные пункты подразделяются на городские и сельские.

Городским признается населенный пункт, большинство населения которого занято в несельскохозяйственных сферах производственной деятельности.

Сельским признается населенный пункт, большинство населения которого занято в сельскохозяйственной сфере производственной деятельности.

Перечень сельских населенных пунктов устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).

2. Жилые объекты, имеющие временное значение или являющиеся объектами служебного и производственного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные будки, метеостанции, сайылыки, полевые станы, дома лесников, бакенщиков и другие жилые строения, связанные с обслуживанием транспорта, охраной путей сообщения и тому подобным), а также одиночные дома входят в состав населенных пунктов на территории соответствующей административно-территориальной единицы, с которыми они связаны в административном либо территориальном отношении.

Статья 9. Категории населенных пунктов

1. К городским поселениям относятся:

1) города республиканского подчинения;

2) города улусного (районного) подчинения;

3) поселки городского типа.

Город республиканского подчинения представляет собой городское поселение с численностью населения не менее 25 тысяч человек, имеющее крупное промышленное и транспортное значение и являющееся социально-культурным и административным центром.

В исключительных случаях к категории города республиканского подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 25 тысяч человек, имеющие значительные перспективы социально-экономического развития и роста численности населения.

Город улусного (районного) подчинения представляет собой городское поселение с развитой социально-экономической инфраструктурой городского типа и численностью населения от 10 до 25 тысяч человек.

Город улусного (районного) подчинения может иметь статус города исторически.

Поселок городского типа представляет собой населенный пункт с численностью населения до 10 тысяч человек, которое занято в основном в отраслях промышленности, строительства, транспорта и связи.

2. К сельским поселениям относятся села.

Село представляет собой населенный пункт в пределах установленной сельской черты, население которого занято в основном в сельскохозяйственном производстве.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»