АДМИНИСТРАЦИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2005 года N 37-па
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
{Утратил силу: Постановлением от 03.02.2011 N 37-па}
(Текст изменен)
{Изменено: Постановлением от 27.09.2007 N 344-па}
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", администрация области постановляет:
1. Утвердить Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Магаданской области (приложение N 1).
2. Утвердить Перечень мест расположения и назначения учреждений и организаций, включенных в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Магаданской области (приложение N 2).
3. Утвердить Инструкцию о порядке предоставления учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Магаданской области экстренной информации в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя губернатора области Чалова К.В.
Губернатор
Магаданской области
Н.Н.ДУДОВ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
администрации области
от 24.02.2005 N 37-па
{Изменено: Постановлением от 27.09.2007 N 344-па}
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Магаданской области на территориальном и местном уровнях.
1.2. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны является составной частью сил и средств наблюдения и лабораторного контроля Магаданской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех организаций и предприятий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, включенных в структуру сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
1.3. Координация деятельности и общее руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля возлагается на областное государственное учреждение департамент гражданской защиты и пожарной безопасности администрации Магаданской области "
1.4. Наблюдение и лабораторный контроль в Магаданской области организуется и проводится в целях:
- своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической обстановки;
- определения степени загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
- принятия управленческих решений и экстренных мер по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2.1. Прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций.
2.2. Своевременное выявление и оценка радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля.
2.3. Участие в определении зон радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения) по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства.
2.4. Обобщение и передача данных о радиационной, химической и биологической обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
3.1. Основу деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Магаданской области составляют центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарные лаборатории, центры и лаборатории агрохимической службы, учреждения Росгидромета территориального уровня, а также учреждения, создаваемые министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления для решения задач Магаданской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.2. Данные учреждения являются головными, как наиболее подготовленные к функционированию в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации. Головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны являются подразделениями постоянной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 часов. При эвакуации головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
3.3. В целях повышения устойчивости функционирования учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны в военное и мирное время головным учреждениям назначаются дублеры, на которые возлагаются функции головных учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля.
4.1. Функционирование учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны осуществляется в трех режимах:
4.1.1. В режиме ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий). Наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данных учреждений вышестоящими органами.
4.1.2. В режиме ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных задач, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации, предельно допустимые уровни, а также биологических средств, о случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваний людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в областное государственное учреждение " департамент гражданской защиты и пожарной безопасности администрации Магаданской области ".
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие двух часов с момента обнаружения, а также выявления признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более четырех часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Объем и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны вышестоящей организацией, областным государственным учреждением "Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территории и пожарной безопасности Магаданской области" и закрепляются инструкцией.
4.1.3. В режиме ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время), применение противником современных средств поражения в военное время, наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации, предельно допустимые уровни, о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в областное государственное учреждение " департамент гражданской защиты и пожарной безопасности администрации Магаданской области ".
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов.
4.2. Головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны выполняют следующие задачи:
- определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами и проводят их специфическую индикацию;
- осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- разрабатывают нормативно-методические документы для подчиненных подразделений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
- осуществляют методическое руководство подчиненными учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны при проведении всех видов лабораторных исследований;
- организуют подготовку (переподготовку) специалистов сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Учреждения и организации, входящие в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, в зависимости от профиля деятельности, выполняют функции, предусмотренные приложением N 1 к настоящему Положению.
Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности учреждений и организаций, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Магаданской области осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Готовность сил и средств учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Магаданской области определяется областным государственным учреждением " департамент гражданской защиты и пожарной безопасности администрации Магаданской области " посредством проведения командно-штабных тренировок, тактико-специальных учений, проверки документации, отработки приемов отбора проб и их дальнейшим исследованием на радиоактивные, аварийно химически опасные вещества и биологические средства из объектов окружающей среды с их доставкой в учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Магаданской области.
7. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
7.1. Выполнение задач, стоящих перед учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Магаданской области (далее - СНЛК ГО) является обязательным для всех организаций и предприятий, включенных в структуру СНЛК ГО, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
7.2. С целью своевременного и качественного выявления и оценки радиационной, химической и биологической обстановки, определения степени загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами, принятия управленческих решений и экстренных мер по обеспечению защиты населения и территорий взаимодействие между головными учреждениями СНЛК ГО организуется следующим образом:
Наименование учреждения | Проводимые исследования | Учреждения взаимодействия |
1 | 2 | 3 |
Государственное учреждение "Колымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ГУ "Колымское УГМС") Лаборатория мониторинга загрязнения и радиоактивности атмосферы (ЛМЗРА) | - отбор проб аэрозолей с помощью воздухо-фильтрующей установки; - отбор проб атмосферных выпадений с помощью планшета; - отбор проб аэрозолей с помощью вертикального экрана; - отбор проб атмосферных осадков с помощью сборника осадков для определения трития. наблюдения за мощностью экспозиционного гамма-излучения: - индикация ОВ в водах суши - индикация ОВ в воздухе | Районные лаборатории мониторинга загрязнения окружающей среды, ФГУ "ЦГСЭН" в Магаданской области ХРЛ ОГУ "ПСЦ ГО, ЗНТ и ПБ Магаданской области" (областное государственное учреждение "Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области |
Сетевая лаборатория анализа и мониторинга окружающей среды МПР России по Магаданской области | - определение зараженности воды открытых водоемов, сточных вод, почвы и местности отравляющими веществами и аварийно химически опасными веществами; - установление границ зон химического заражения (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций | ФГУ "ЦГСЭН" в Магаданской области, лаборатории мони торинга загрязнения и радиоактивности атмосферы Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды ГУ "Колымское УГМС" г. Магадан |
Федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно- эпидемиологическо го надзора" в Магаданской области | - проведение санитарно-эпидемиологичес- кой разведки в очагах массового поражения; - установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний в ЧС мирного времени в пробах отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, из материалов, взятых от больных и трупов людей; - идентификация выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов; - санитарная экспертиза продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, зараженных ОВ, РВ, АХОВ, с выдачей заключения о пригодности использования по назначению; - измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения; - определение объемной и удельной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья на контролируемых объектах; - установление радионуклидного состава исследуемых проб | ГУ "Колымское УГМС" ХРЛ ОГУ "ПСЦ ГО, ЗНТ и ПБ Магаданской области" (областное государственное учреждение "Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области |
Федеральное государственное учреждение "Магаданская межобластная ветеринарная лаборатория" | - измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения; - определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения; - установление радионуклидного состава исследуемых проб, зараженных радиоактивными веществами; - прогнозирование и оценка РХБ обстановки; - определение зараженности пестицидами посевов сельскохозяйственных культур; - проведениефитопатологической разведки на объектах растениеводства; - установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время; - проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц; - идентификациявыделенных микроорганизмов; - бактериологическая и ветеринарно- санитарная экспертиза; - химико-токсикологический анализ; - определение возбудителей инфекционных заболеваний в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных; - радионуклидный контроль; - химико-токсикологический анализ | ФГУ "ЦГСЭН" в Магаданской области (на месте проводятся пробы и анализы включительно по вторую категорию) |
Федеральное государственное учреждение "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений" | Государственный контроль и исследование объектов: - грибковые заболевания; - бактериальные заболевания; - пестициды | Пробы и анализы проводятся на месте |
Федеральное государственное учреждение станция агрохимической службы | Контроль за плодородием почв, качеству сельскохозяйственнойпродукцией (имеется 30 контрольных полей пунктов): - радиологический анализ; - химико-токсикологический анализ; - установление радионуклидного состава; - определение удельной и объемной активности радионуклидов (за исключением БОВ традиционного перечня) | Пробы проводятся на месте |
Пограничная государственная инспекция по карантину растений по Магаданской области - филиал ФГУ "Государственная инспекция по карантину растений Российской Федерации" | Установлениекарантинного фитосанитарного состояния территории Магаданской области. Выявление карантинных объектов и предупреждение их распространения | Лабораторный анализ и экспертиза подкарантинной продукции проводятся на месте. Для идентификации вида обнаруженные карантинные объекты направляются во ВНИИКР г. Москвы |
511 Химико- радиометрическая лаборатория | ОВ (Иприт, зарин, зоман, VX-газы, фосген, дифосген); АХОВ (аммиак, хлор, сероводород); Пары иприта | ФГУ "ЦГСЭН" в Магаданской области, ГУ "Колымское УГМС" |
7.3 Руководители учреждений СНЛК ГО области обязаны предварительно заключить соглашения с учреждениями, имеющими сходную область аккредитации, на передачу для исследования проб в случае невозможности проведения исследования собственными силами. При передаче проб извещается департамент гражданской защиты и пожарной безопасности администрации Магаданской области через оперативного дежурного по телефону 62-41-91 и одновременно в письменном виде (нарочно или по факсу 62-39-48).
7.4. Данное взаимодействие организуется при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Магаданской области, проведении командно-штабных учений и тренировок, выдаче контрольных проб с целью проверки готовности учреждений СНЛК ГО к действиям по предназначению.
7.5. Руководители учреждений СНЛК ГО обязаны принять все меры для проведения исследований проб, используя для этого учреждения, расположенные как на территории области, так и за ее пределами.
7.6. В случае невозможности выполнения исследований проб взаимодействующими учреждениями данные учреждения ставят в известность областное Государственное учреждение "Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территории и пожарной безопасности Магаданской области", для дальнейшего решения вопросов по проведению дополнительных исследований учреждениями СНЛК ГО в области их аккредитации.
8.1. Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами, отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами с помощью технических средств.
8.2. Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для биологических средств - после проведения специфической индикации).
8.3. Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) радиоактивными веществами, отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами и определить их вид.
УТВЕРЖДЕН
Постановлением
администрации области
от 24.02.2005 N 37-па