Настоящая Методика разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 августа 2004 г. N 243 "О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений".
Методика определяет межбюджетные отношения между республиканским бюджетом Республики Марий Эл и бюджетами муниципальных образований.
Методика основывается на расчетах оценки среднедушевых расходов и среднедушевых доходов муниципальных образований для определения размера дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Целями Методики являются:
обеспечение бюджетного процесса в республике на основе единой методологической базы для определения межбюджетных отношений;
соблюдение равенства бюджетных прав муниципальных образований, основанного на установлении единых нормативов отчислений от налогов;
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований с учетом среднего уровня среднедушевых доходов, позволяющее обеспечить равный и гарантированный доступ населения территорий к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям.
Межбюджетное регулирование производится с учетом реальных возможностей консолидированного бюджета Республики Марий Эл на планируемый финансовый год.
Расчетные показатели Методики не определяют конкретные объемы местных бюджетов, а являются оценочными показателями для распределения средств республиканского фонда финансовой помощи по дотациям на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Марий Эл (далее именуется фонд) в целях выравнивания возможности предоставлять равные бюджетные услуги на территории республики.
Методика определяет механизм распределения средств фонда.
Объем фонда формируется как разница между расходами всех муниципальных образований без учета расходов, осуществляемых за счет средств республиканского фонда компенсаций, и доходами всех муниципальных образований.
Фонд состоит из двух частей.
Первая часть фонда в размере 80 процентов распределяется между муниципальными образованиями на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности по формуле:
Тi = (СД Ддушi) х ИБРi х N i,
где:
Тi дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности для i-ого муниципального образования;
ИБРi индекс бюджетных расходов i-ого муниципального образования;
Ддушi среднедушевой доход i-ого муниципального образования;
N i численность населения i-ого муниципального образования.
Методом итераций (подбора параметра) определяется показатель СД (максимально-возможный уровень среднедушевых доходов), при котором первая часть фонда распределяется полностью, то есть должно выполняться ограничение:
Ti = ФП,
где
ФП распределяемый объем, равный 80 процентам фонда.
Вторая часть фонда в размере 20 процентов распределяется между муниципальными образованиями как стимулирующая часть с учетом инфляционной составляющей и на реализацию решений Правительства Республики Марий Эл.
Настоящая Методика основана на использовании показателей, объективно измеряющих доходные возможности муниципалитетов.
Под налоговым потенциалом муниципальных образований понимается оценка ожидаемого объема доходов, который может быть реально собран на их территориях при среднем по республике коэффициенте собираемости налогов. В расчетах используются показатели, объективно характеризующие возможности получать налоговые доходы. Налоговый потенциал муниципального образования равен сумме потенциалов по отдельным налогам.
Расчет налогового потенциала производится на основе прогнозируемых показателей социально-экономического развития Республики Марий Эл, представляемых Министерством экономики и промышленности Республики Марий Эл (индексы изменения объемов производства и оптовых цен, объемы производства ликероводочной продукции, прибыль, среднегодовая стоимость имущества, фонд оплаты труда, численность населения, индексы-дефляторы и другие), данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, Министерства по развитию предпринимательства, торговли и потребительских услуг Республики Марий Эл, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Марий Эл, а также отчетных данных налоговых и финансовых органов о фактических налоговых поступлениях в базовом периоде и ожидаемого поступления налогов в текущем финансовом году.