ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
от 03 декабря 2004 года N 52-З
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2005-2007 ГОДЫ"
Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл
25 ноября 2004 года
{Изменения и дополнения:
Закон Республики Марий Эл от 03.05.2006 года N 25-З;
Закон Республики Марий Эл от 02.05.2007 года N 17-З}
Статья 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл на 2005-2007 годы".
Статья 2. Финансирование республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл на 2005-2007 годы" начиная с 2005 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год на эти цели.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Марий Эл Л.Маркелов
УТВЕРЖДЕНА
Законом Республики Марий Эл от 3 декабря 2004 года N 52-3
ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл на 2005-2007 годы"
Наименование Программы | - республиканская целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл на 2005-2007 годы" |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"; |
Руководитель и основной разработчик Программы | - Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл |
Основные цели Программы, важнейшие целевые показатели | - содействие развитию, рациональному размещению и эффективному использованию научно-технического потенциала, увеличению вклада науки и техники в развитие экономики, решение важнейших социальных задач, упрочнению взаимосвязи науки и образования; |
Основные задачи Программы | - разработка нормативно-правового и методического обеспечения развития инновационной деятельности в Республике Марий Эл; |
Сроки и этапы реализации Программы | - сроки реализации - 2005-2007 годы I этап (2005 год) - формирование в Республике Марий Эл целостной системы (инновационной инфраструктуры) поддержки и развития инновационной деятельности, формирование реестра научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок на территории Республики Марий Эл; |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы | - государственная поддержка реализации инновационных проектов; |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий Программы | - министерства и ведомства Республики Марий Эл, предприятия, организации и учреждения Республики Марий Эл, государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, научно-исследовательские институты, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Марий Эл -определяются на конкурсной основе в ходе реализации Программы |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы -17705,0 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: бюджет Российской Федерации -1550,0 тыс. рублей(при условии их выделения федеральным бюджетом); |
Система организации управления и контроля за исполнением Программы | - реализация системы конкретных мероприятий и проектов Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей, ведущие к достижению намеченных целей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - повышение доли инновационной продукции в объеме реализованной продукции до 3-5 процентов; |
{Паспорт в редакции:
Закона Республики Марий Эл от 03.05.2006 года N 25-З;
Закона Республики Марий Эл от 02.05.2007 года N 17-З}
1.1. Общие положения
Инновации - нововведения в области техники, технологий, организации труда, обучения и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Инновационная политика (стратегия развития) региона является достаточно весомым фактором повышения конкурентоспособности и устойчивости его экономики.
В настоящее время развитые страны переходят к качественно новому этапу социально-экономического развития, базирующегося на высокоэффективных национальных инновационных системах.
Большинство проведенных исследований свидетельствуют о наличии прямой зависимости между темпами экономического роста в регионе и объемом инвестиций в высокотехнологичные инновационные проекты и производства.
По оценкам независимых экспертов, на сегодняшний день промышленность России "выбрала" или "почти выбрала" все резервы экономического роста.
Ежегодный прирост валового внутреннего продукта в России в значительной степени достигается не ростом промышленного производства и не развитием предпринимательства, а в основном за счет положительного для России колебания цен на энергоресурсы (нефть, газ), сложившихся на мировых рынках.
По сути, Россия сегодня во многом производит "технологическую отсталость" и не способна в настоящее время выйти с конкурентоспособной продукцией на мировые рынки. Особенно актуально и значимо данное утверждение в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО).
В преддверии вступления России в ВТО возникает необходимость в высокоэффективных проектах и научных разработках, особенно в сфере энерго- ресурсосберегающих технологий, импортозамещения и управления.
Способность государства эффективно использовать в практической деятельности достижения науки и технологий в решающей степени определяет динамику экономического развития и возможность интеграции в мировые экономические процессы.
Уже сегодня в экономически развитых странах мира большая часть прироста валового внутреннего продукта формируется за счет использования новых знаний и технологий, новых методов управления, воплощенных в реальных производимых товарах и реализуемых проектах.
Недостаточное развитие научно-технической и производственной сфер, проблемы правового и организационного порядка в охране и передаче прав интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции и менеджмента являются основными факторами спада инновационной активности как в Российской Федерации, так и в Республике Марий Эл, и приводящими к невостребованности научно-технического потенциала прикладной науки и техники.
Совершенно очевидно, что с целью сохранения необходимых темпов роста экономики Республики Марий Эл на современном этапе необходимы, во-первых, повышение эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности, во-вторых, финансовые вливания в высокотехнологичные отрасли и производства.
Вместе с тем отмечается, что внедрение и использование перспективных разработок и научных достижений по-прежнему остается на низком уровне. Одна из причин - отсутствие целостной инновационной политики и инновационной системы.
Необходима разработка государственной инновационной политики (стратегии развития) субъекта и формирование региональных структур, реализующих и систематизирующих данную стратегию.
Научно-техническая и инновационная политика Республики Марий Эл имеет своей целью развитие и эффективное использование научно-технического и производственного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий, содействие развитию банка инновационных проектов, продукции и технологий и, в конечном итоге, увеличение налогооблагаемой базы.
Создание эффективных механизмов мотиваций инновационной деятельности всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, привлечение средств частных инвесторов, кредитных организаций, малых предприятий, предпринимателей для реализации инновационных проектов является в настоящее время одной из приоритетных задач Правительства Республики Марий Эл.
Данные задачи также отражены в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
С целью реализации на территориальном уровне государственной инновационной политики необходимо, прежде всего, сформировать в регионе благоприятный предпринимательский и налоговый климат для осуществления НИОКР, а также сформировать государственный заказ на выполнение научно-изыскательских и иных работ посредством государственных целевых программ.
Сейчас перед Республикой Марий Эл, как и перед многими субъектами России, с целью преодоления негативных последствий экономического кризиса России последних лет стоит основополагающая задача перехода от "догоняющего" к "опережающему" темпу развития экономики и выработки инновационно-инвестиционной стратегии (инновационной политики), являющейся неотъемлемой частью социально-экономической стратегии развития Республики Марий Эл на среднесрочную перспективу.
Для так называемых "нересурсных" регионов, к числу которых относится и Республика Марий Эл, через программные методы необходимо и возможно определение отраслевых и территориальных "точек роста" привлечения инвестиционных ресурсов, создания "бизнес-площадок" (инвестиционных площадок) и инновационных центров, а также повышение инвестиционной привлекательности региона в целом и улучшение инвестиционного и инновационного климата в частности.
Одним из источников формирования в республике эффективной инфраструктуры поддержки и развития инновационной деятельности является развитие технопарков, бизнес-инкубаторов и инновационно-технических центров, в которых будет сосредоточена вся инфраструктура поддержки и развития инновационной деятельности региона.
Анализ и статистические наблюдения показывают, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформированы и эффективно функционируют такие системы поддержки инновационной деятельности, где проводится государственная политика содействия инновационному развитию.
В формируемую инновационную структуру также должны войти предприятия, организации, объединения, государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, научно-исследовательские институты и т.д., охватывающие полный цикл осуществления инновационной деятельности от генерации идей до их воплощения и реализации.
Примерами такой инновационной инфраструктуры, как уже отмечалось, являются инновационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, консалтинговые и обучающие фирмы, центры содействия бизнесу и трансферта технологий и др.
Появление их рядом (или непосредственно внутри их) с предприятиями двойного назначения, государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, научно-исследовательскими институтами, иными научными учреждениями позволило бы обеспечить работой значительное количество невостребованных или востребованных не в полной мере высококвалифицированных специалистов и сократить их отток из республики.
Например, через технопарки возможно обеспечение "стартового капитала" и финансирование научных исследований и разработок, производство экспериментальных образцов и проведение их испытаний, содействие сертификации разрабатываемого продукта, а также проведение маркетинговых исследований спроса на разрабатываемый продукт и научные разработки.
Данные структуры призваны привлечь и аккумулировать финансовые средства, в том числе из внебюджетных источников, для приобретения современного научно-исследовательского оборудования, программного обеспечения и т.п.
Через создаваемые инновационные центры возможно также проведение научно-технических разработок и проектов "под ключ" и формирование государственного заказа на такие разработки.
В конечном итоге создание инновационно-ориентированных организаций - элементов инновационной инфраструктуры, охватывающих в одном месте весь цикл осуществления инновационных процессов от генерации идей до их реального воплощения (технопарки, технополисы, консалтинговые фирмы и др.), является наиболее перспективным как с экономической, так и с финансовой точки зрения.
Рыночная ориентация инновационной инфраструктуры определяет ее способность обеспечивать выполнение всех своих функций в современных условиях рыночной экономики и, при необходимости, произвести быструю адаптацию к изменяющейся конъюнктуре рынка.
В Республике Марий Эл в настоящее время существуют отдельные элементы инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.
В частности, в республике имеются 8 высших учебных заведений, в том числе 3 государственных, 5 отраслевых научно-исследовательских института, 2 школы бизнеса, 1 технопарк (на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет"), 1 бизнес-инкубатор учебно-методического центра "Лидер" Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Республике Марий Эл, филиал "Йошкар-Олинский" Межрегионального фонда содействия инновациям и другие.
В республике работают около 130 докторов наук, более 670 кандидатов наук. По состоянию на конец 2003 г. подготовка научных кадров проводилась в 3 аспирантурах, действующих на базе государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования
высших учебных заведений. Численность аспирантов на конец 2003 г. составила 340 человек, окончили аспирантуру с защитой диссертации 17 человек.
Ряд предприятий республики активно занимаются разработкой и производством наукоемкой продукции: открытое акционерное общество "Хроматэк", общество с ограниченной ответственностью "НАТА-Инфо", общество с ограниченной ответственностью "АВВИ", общество с ограниченной ответственностью "Роспром", общество с ограниченной ответственностью "Диском", общество с ограниченной ответственностью "Автограф" и другие.
Однако следует отметить, что действующих механизмов активизации, поддержки и развития инновационной деятельности в настоящее время в республике явно недостаточно.
Сдерживающим фактором динамичного развития инновационной системы также является:
несовершенство нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности;
рассредоточение усилий и бюджетных средств по многочисленным не связанным между собой программам и мероприятиям;
отсутствие эффективных механизмов привлечения внебюджетных средств в инновационную сферу деятельности;
отсутствие инвентаризации результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности.
Региональная инновационная политика, направленная на решение региональных проблем эффективного использования имеющегося потенциала и наполнение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами, должна базироваться на реализации проектов, повышающих этот конкурентоспособный потенциал и потенциал отраслей экономики, а в конечном итоге и региона в целом.
Деятельность разобщенных имеющихся в республике отдельных элементов инновационной инфраструктуры, связывающих науку с производством, в настоящее время является недостаточной.
Необходима региональная целевая программа инновационной деятельности, которая определяет набор основных проектов и мероприятий, направленных на развитие конкурентоспособных производств и технологий, эффективное использование местных природных ресурсов, производственного и научного потенциалов.
Сейчас в республике сделаны первые шаги - заложен базис для разработки программы поддержки инвесторов: приняты основные прогрессивные нормативно-правовые акты, регламентирующие инвестиционную деятельность на территории республики и создающие благоприятный налоговый режим для инвесторов, создается система привлечения высококвалифицированных кадров в экономику республики, проводятся необходимые институциональные преобразования.
В целях активизации инвестиционных процессов во всех отраслях экономики республики и в первую очередь в высокотехнологичных отраслях производства Правительство Республики Марий Эл целенаправленно осуществляет политику формирования положительного инвестиционного и инновационного имиджа Республики Марий Эл и представления сравнительных инвестиционных преимуществ республики для потенциальных инвесторов.
2.1. Основные цели инновационной политики Республики Марий Эл
Инновационная политика Республики Марий Эл является составной частью социально-экономической политики Республики Марий Эл, определенной в Программе экономического и социального развития Республики Марий Эл на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18 июня 2001 г. N 222, и исходит из интересов населения региона, потребностей развития экономики,