Недействующий

О целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2006 ГОДЫ г. Ростов-на-Дону


I. ПАСПОРТ

Целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы

Наименование  Программы

Целевая программа  развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы  (далее - Программа)

Наименование  документов, регламентирующих разработку Программы

Основы политики  Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010  года и дальнейшую перспективу (утверждены протоколом Президента Российской  Федерации 30.03.2002 N Пр-576),

постановление  Главы Администрации Ростовской области от 19.10.1998 N 421 "О порядке  разработки и утверждения региональных целевых программ, реализуемых на   территории Ростовской области",

решение коллегии  Администрации Ростовской области от 23.06.2003 N 51,

постановление  Администрации Ростовской области от 03.10.2003 N 468 "О разработке областной  целевой Программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на  2003-2006 годы"

Государственный  заказчик Программы

Министерство  экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской  области

Разработчик  Программы

Государственное  унитарное предприятие Ростовской области "Агентство по реформированию и  финансовому оздоровлению организаций области"

Ответственный  исполнитель Программы

Министерство  экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской  области

Цель Программы

Создание  организационных, законодательных, экономических и иных необходимых условий  перевода экономики Ростовской области на инновационный путь развития в  интересах устойчивого социально-экономического прогресса на основе повышения  эффективности использования имеющихся ресурсов

Задачи Программы

Создание  региональной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие  государственных органов управления с предприятиями и организациями  инновационной сферы, использование достижений науки и техники в интересах  социально-экономического развития Ростовской области;

повышение  технологического уровня, конкурентоспособности промышленного производства и  обеспечение на этой основе устойчивого роста производительности труда в  региональной экономике;

выбор приоритетных  направлений развития науки и техники в Ростовской области;

создание условий  для широкого привлечения инвестиционных ресурсов Ростовской области в  инновационную сферу;

создание условий  для подготовки и переподготовки кадров в области инновационного  предпринимательства;

развитие  законодательной и нормативной правовой базы инновационной деятельности;

развитие  инновационной инфраструктуры, обеспечение равного доступа к современным  информационным технологиям и ресурсам;

развитие  международных и межрегиональных связей в инновационной сфере, интеграция в  российскую и мировую науку и экономику;

повышение  технологического уровня, конкурентоспособности сельскохозяйственного  производства с использованием инновационных разработок аграрной науки и  обеспечение на этой основе увеличения производительности труда в аграрном  секторе региональной экономики

Период реализации  Программы

2004-2006 годы

Этапы реализации  Программы

Первый этап - 2004  год, начало реализации всех подразделов программных мероприятий.

Второй этап -  2005-2006 годы, реализация предусмотренных Программой мероприятий с учетом  корректировки в результате накопленного опыта, разработка программы  инновационного развития Ростовской области на долгосрочную перспективу

Объем и источники  финансирования мероприятий Программы  (в ред. Областного  закона от 26.12.2005 N 424-ЗС, НГР:ru61000200500316 ).

<<см. вложенную таблицу 1>>

Ожидаемые конечные  результаты реализации Программы

1. Увеличение  валового регионального продукта за счет производства продукции  инновационно-активными предприятиями не менее чем на 0,8 процента в 2006  году.

2. Достижение  производства продукции инновационно-активными предприятиями в 2006 году в  объеме 29 млрд. рублей, что составит увеличение в 1,8 раза по отношению к  2003 году.

3. Достижение  производства инновационной продукции в 2006 году в объеме 4,2 млрд. рублей,  что составит увеличение в 1,9 раза по отношению к 2003 году.

4. Увеличение  объемов собственных инвестиций инновационно-активных предприятий в 2006 году,  направленных на модернизацию производства и освоение новых технологий до 2,3  млрд. рублей.

5.  Последовательное обеспечение процесса интеграции региональной инновационной  системы в национальную инновационную систему.

6. Создание  условий для повышения конкурентоспособности предприятий Ростовской области.

7. Развитие  межрегиональных связей и производственной кооперации субъектов инновационного  предпринимательства

Органы,  координирующие и контролирующие исполнение Программы

Координацию  деятельности исполнителей Программы обеспечивает министерство экономики,  торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области  Контроль за исполнением  Программы осуществляют Законодательное Собрание Ростовской  области,Администрация Ростовской области, Контрольно-счетная палата  Ростовской области

<<вложенная таблица 1>>

Всего: 34958 тыс.рублей, в том числе:  федеральный бюджет- 9500 тыс. рублей,  областной бюджет  -25458 тыс. рублей, в том числе  объем финансирования по Программе развития малогопредпринимательства в Ростовской области  на 2003-2005 годы - 12658 тыс.рублей, по Программе развития малого предпринимательства в  Ростовской областина 2006-2008 годы  - 9000 тыс.рублей";
 (в ред. Областного закона от 26.12.2005 N 424-ЗС, НГР:ru61000200500316 ).

1. Обоснование необходимости перехода к инновационномутипу развития экономики Ростовской области

1.1. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами

Мировой опыт свидетельствует о появлении нового типа экономики - экономики, основанной на знаниях. Эффективность национальной и региональной экономик определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные секторы экономики и социальную сферу.

Одна из особенностей современной мировой экономики состоит в нарастании и закреплении качественного технологического разрыва между странами-лидерами и периферией, где сейчас оказалась российская экономика. Закрепляясь в социальных, организационных и производственно-технологических структурах, данный разрыв приобретает труднопреодолимый характер (технологические барьеры развития).

В настоящее время российская экономика характеризуется крайне низким уровнем инноваций: удельный вес инновационной продукции составляет около 4 процентов, в то время как его "пороговое значение" - 15 (в промышленно развитых странах около 30 процентов). В то же время главным источником инвестиционных ресурсов в современных условиях становится наукоемкое производство, экспорт высоких технологий, интеллектуальных продуктов, а наука и образование являются главным структурным фактором интенсивного экономического роста.

Анализ тенденций развития науки и технологий в России и за рубежом показывает, что перевод региональной экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы от прикладных исследований до серийного производства наукоемкой продукции и ее вывода на мировой рынок. Этот процесс состоит из трех основных элементов:

организации научных исследований, позволяющих обеспечить сохранение и расширение областей, в которых региональная наука занимает лидирующие позиции в России и мире;

создания региональной инновационной системы, интегрированной в национальную, включая инновационную инфраструктуру, обеспечивающую эффективную коммерциализацию разработок;

модернизации промышленности на основе внедрения инноваций и реализации инновационных проектов.

Организация работы по скоординированному развитию этих элементов требует выбора соответствующего программного инструментария инновационного развития Ростовской области.

Необходимость разработки региональной инновационной системы диктуется невозможностью комплексно решить эту проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.

При программно-целевом подходе осуществляется реализация одновременно двух типов интеграции науки и производства:

пространственной, когда объединяются усилия различных участников инновационной деятельности, принадлежащих к различным отраслям, территориям и формам собственности, академической, вузовской и отраслевой науке;

временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов инновационного процесса.

При обосновании необходимости решения проблем программными методами учитывались приоритеты и цели социально-экономического развития Ростовской области, направления промышленной и научно-технической политики, прогнозы развития региональных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния Ростовской области.

1.2. Анализ инновационного потенциала Ростовской области

Важным условием разработки стратегии инновационного развития Ростовской области является объективный анализ регионального научно-технического потенциала.

Областной научно-технологический комплекс (НТК) на основе предварительного анализа может быть представлен в следующем виде: