┌════════════════════════┬═════════════┬══════════════┬══════════════┬══════════════‰
│Наименование доходов │На 01.01.2001│На 01.01.2002 │На 01.01.2003 │На 01.01.2003 │
│ ├══════┬══════┼═══════┬══════┼═══════┬══════┼═══════┬══════┤
│ │ млн. │ про- │ млн. │ про- │ млн. │ про- │ млн. │ про- │
│ │рублей│центов│рублей │центов│рублей │центов│рублей │центов│
├════════════════════════┼══════┼══════┼═══════┼══════┼═══════┼══════┼═══════┼══════┤
│Налоговые доходы, всего │1067,4│100,0 │ 1425,2│100,0 │ 1791,5│100,0 │ 2537,1│100,0 │
│Налог на прибыль │ 176,2│ 16,5 │ 340,5│ 23,9 │ 376,8│ 21,0 │ 480,6│ 19,0 │
│Подоходный налог (налог │ 221,3│ 20,7 │ 535,8│ 37,6 │ 760,2│ 42,4 │ 1016,4│ 40,1 │
│на доходы физических │ │ │ │ │ │ │ │ │
│лиц с 2003 года) │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Налог на игорный бизнес │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │
│НДС │ 77,2│ 7,2 │ - │ - │ - │ - │ - │ - │
│Акцизы │ 108,1│ 10,1 │ 130,8│ 9,2│ 169,4│ 9,5│ 320,8│ 12,6│
│Лицензионные и │ 1,1│ 0,1│ 1,2│ 0,1│ 0,7│ 0,0│ 1,5│ 0,1│
│регистрационные сборы │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Налог на покупку │ 1,1│ 0,1│ 1,2│ 0,1│ 1,7│ 0,1│ - │ - │
│иностранных денежных │ │ │ │ │ │ │ │ │
│знаков │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Налог с продаж │ 124,9│ 11,7│ 111,7│ 7,8│ 112,1│ 6,3│ 132,2│ 5,2│
│Налоги на совокупный │ 57,2│ 5,4│ 99,5│ 7,0│ 107,7│ 6,0│ 67,5│ 2,7│
│доход │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Налоги на имущество │ 126,1│ 11,8│ 118,7│ 8,3│172,6 │ 9,6│ 201,3│ 7,9│
│Платежи за пользование │ 25,3│ 2,4│ 39,2│ 2,7│ 74,1│ 4,1│ 146,3│ 5,7│
│природными ресурсами │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Прочие налоги, │ 148,9│ 14,0│ 46,6│ 3,3│ 16,2│ 1,0│ 170,5│ 6,7│
│пошлины, сборы │ │ │ │ │ │ │ │ │
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │ 8,2│ 0,3│
│госпошлина │ │ │ │ │ │ │ 65,7│ 2,6│
│транспортный налог │ │ │ │ │ │ │ 11,9│ 0,5│
│местные налоги и сборы │ │ │ │ │ │ │ │ │
│задолженность по │ │ │ │ │ │ │ │ │
│налогам: │ │ │ │ │ │ │ │ │
│на пользователей │ │ │ │ │ │ │ 82,4│ 3,2│
│автомобильных дорог │ │ │ │ │ │ │ │ │
│с владельцев │ │ │ │ │ │ │ 2,3│ 0,1│
│транспортных средств и │ │ │ │ │ │ │ │ │
│на приобретение │ │ │ │ │ │ │ │ │
│транспортных средств │ │ │ │ │ │ │ │ │
└════════════════════════┴══════┴══════┴═══════┴══════┴═══════┴══════┴═══════┴══════…
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета Республики Марий Эл преобладают поступления налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций. В суммарном выражении они занимают более 60 процентов всех налоговых поступлений в настоящее время. Данная структура налоговых поступлений обусловлена принятыми изменениями в налоговое законодательство Российской Федерации.
На основе анализа структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Марий Эл можно считать целесообразным проведение государственной политики, направленной на содействие дальнейшему росту объемов поступлений налогов на прибыль организаций, на доходы физических лиц и на имущество юридических и физических лиц.
Финансовая политика субъекта в федеративном государстве во многом зависит от финансовой политики федеральных органов власти.
Реально инструментарий органов власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления по формированию налоговой политики при существующей централизации налогово-бюджетных полномочий крайне ограничен.
Предоставленные полномочия по установлению налоговых ставок и введению региональных и местных налогов на территории республики реализованы органами власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления в полном объеме:
законодательно установлена максимальная ставка налога на имущество предприятий (2,2 процента);
введены единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (в сферах розничной торговли, общественного питания, розничной торговли горюче-смазочными материалами, автотранспортных услуг, услуг по сервисному обслуживанию автотранспортных средств, платных медицинских услуг населению, услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси, услуг по предоставлению автомобильных автостоянок и гаражей), единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности;
представительными органами всех муниципальных образований республики были приняты решения о введении на их территории местных налогов и сборов в соответствии с предоставленными им законодательством Российской Федерации полномочиями.
Налоговые льготы, предоставляемые в рамках республиканского законодательства, незначительны, прослеживается тенденция к сокращению их абсолютных размеров и количества категорий плательщиков, которым они предоставлены.
Законами Республики Марий Эл о республиканском бюджете на соответствующие финансовые годы устанавливаются лимиты предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов и сборов в пределах финансового года.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" разработано и действует на территории республики постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 июля 2001 года N 270 "О порядке и сроках проведения в 2001 году реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед республиканским бюджетом Республики Марий Эл".
Также проводится реструктуризация кредиторской задолженности предприятий и организаций в соответствии с постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 17 октября 2001 года N 341 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам по данному виду налога перед дорожным фондом Республики Марий Эл", от 2 июня 2003 года N 161 "О проведении реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по обязательным платежам в республиканский бюджет Республики Марий Эл".
Одним из основных направлений налоговой политики, реализуемой в республике, является расширение налоговой базы, увеличение поступлений собственных доходов бюджета республики.
Экономическое и финансовое положение промышленных предприятий свидетельствует о наличии достаточных резервов роста налогооблагаемой базы, прежде всего связанных с повышением доли рентабельных предприятий республики и соответствующим увеличением средней заработной платы занятых на них работников.