Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ (с изменениями на: 24.01.2006)


 Таблица. Налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Марий Эл

┌════════════════════════┬═════════════┬══════════════┬══════════════┬══════════════‰
│Наименование доходов    │На 01.01.2001│На 01.01.2002 │На 01.01.2003 │На 01.01.2003 │
│                        ├══════┬══════┼═══════┬══════┼═══════┬══════┼═══════┬══════┤
│                        │ млн. │ про- │ млн.  │ про- │ млн.  │ про- │ млн.  │ про- │
│                        │рублей│центов│рублей │центов│рублей │центов│рублей │центов│
├════════════════════════┼══════┼══════┼═══════┼══════┼═══════┼══════┼═══════┼══════┤
│Налоговые доходы, всего │1067,4│100,0 │ 1425,2│100,0 │ 1791,5│100,0 │ 2537,1│100,0 │
│Налог на прибыль        │ 176,2│ 16,5 │  340,5│ 23,9 │  376,8│ 21,0 │  480,6│ 19,0 │
│Подоходный налог (налог │ 221,3│ 20,7 │  535,8│ 37,6 │  760,2│ 42,4 │ 1016,4│ 40,1 │
│на доходы физических    │      │      │       │      │       │      │       │      │
│лиц с 2003 года)        │      │      │       │      │       │      │       │      │
│Налог на игорный бизнес │   -  │   -  │    -  │   -  │    -  │   -  │    -  │   -  │
│НДС                     │  77,2│ 7,2  │    -  │   -  │    -  │   -  │    -  │   -  │
│Акцизы                  │ 108,1│ 10,1 │  130,8│   9,2│  169,4│   9,5│  320,8│  12,6│
│Лицензионные и          │   1,1│   0,1│    1,2│   0,1│    0,7│   0,0│    1,5│   0,1│
│регистрационные сборы   │      │      │       │      │       │      │       │      │
│Налог на покупку        │   1,1│   0,1│    1,2│   0,1│    1,7│   0,1│    -  │   -  │
│иностранных денежных    │      │      │       │      │       │      │       │      │
│знаков                  │      │      │       │      │       │      │       │      │
│Налог с продаж          │ 124,9│  11,7│  111,7│   7,8│  112,1│   6,3│  132,2│   5,2│
│Налоги на совокупный    │  57,2│   5,4│   99,5│   7,0│  107,7│   6,0│   67,5│   2,7│
│доход                   │      │      │       │      │       │      │       │      │
│Налоги на имущество     │ 126,1│  11,8│  118,7│   8,3│172,6  │   9,6│  201,3│   7,9│
│Платежи за пользование  │  25,3│   2,4│   39,2│   2,7│   74,1│   4,1│  146,3│   5,7│
│природными ресурсами    │      │      │       │      │       │      │       │      │
│Прочие налоги,          │ 148,9│  14,0│   46,6│   3,3│   16,2│   1,0│  170,5│   6,7│
│пошлины, сборы          │      │      │       │      │       │      │       │      │
│в том числе:            │      │      │       │      │       │      │    8,2│   0,3│
│госпошлина              │      │      │       │      │       │      │   65,7│   2,6│
│транспортный налог      │      │      │       │      │       │      │   11,9│   0,5│
│местные налоги и сборы  │      │      │       │      │       │      │       │      │
│задолженность по        │      │      │       │      │       │      │       │      │
│налогам:                │      │      │       │      │       │      │       │      │
│на пользователей        │      │      │       │      │       │      │   82,4│   3,2│
│автомобильных дорог     │      │      │       │      │       │      │       │      │
│с владельцев            │      │      │       │      │       │      │    2,3│   0,1│
│транспортных средств и  │      │      │       │      │       │      │       │      │
│на приобретение         │      │      │       │      │       │      │       │      │
│транспортных средств    │      │      │       │      │       │      │       │      │
└════════════════════════┴══════┴══════┴═══════┴══════┴═══════┴══════┴═══════┴══════…


Данные таблицы свидетельствуют о том, что в структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета Республики Марий Эл преобладают поступления налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций. В суммарном выражении они занимают более 60 процентов всех налоговых поступлений в настоящее время. Данная структура налоговых поступлений обусловлена принятыми изменениями в налоговое законодательство Российской Федерации.

На основе анализа структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Марий Эл можно считать целесообразным проведение государственной политики, направленной на содействие дальнейшему росту объемов поступлений налогов на прибыль организаций, на доходы физических лиц и на имущество юридических и физических лиц.

Финансовая политика субъекта в федеративном государстве во многом зависит от финансовой политики федеральных органов власти.

Реально инструментарий органов власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления по формированию налоговой политики при существующей централизации налогово-бюджетных полномочий крайне ограничен.

Предоставленные полномочия по установлению налоговых ставок и введению региональных и местных налогов на территории республики реализованы органами власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления в полном объеме:

законодательно установлена максимальная ставка налога на имущество предприятий (2,2 процента);

введены единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (в сферах розничной торговли, общественного питания, розничной торговли горюче-смазочными материалами, автотранспортных услуг, услуг по сервисному обслуживанию автотранспортных средств, платных медицинских услуг населению, услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси, услуг по предоставлению автомобильных автостоянок и гаражей), единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности;

представительными органами всех муниципальных образований республики были приняты решения о введении на их территории местных налогов и сборов в соответствии с предоставленными им законодательством Российской Федерации полномочиями.

Налоговые льготы, предоставляемые в рамках республиканского законодательства, незначительны, прослеживается тенденция к сокращению их абсолютных размеров и количества категорий плательщиков, которым они предоставлены.

Законами Республики Марий Эл о республиканском бюджете на соответствующие финансовые годы устанавливаются лимиты предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов и сборов в пределах финансового года.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" разработано и действует на территории республики постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 июля 2001 года N 270 "О порядке и сроках проведения в 2001 году реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед республиканским бюджетом Республики Марий Эл".

Также проводится реструктуризация кредиторской задолженности предприятий и организаций в соответствии с постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 17 октября 2001 года N 341 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам по данному виду налога перед дорожным фондом Республики Марий Эл", от 2 июня 2003 года N 161 "О проведении реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по обязательным платежам в республиканский бюджет Республики Марий Эл".

Одним из основных направлений налоговой политики, реализуемой в республике, является расширение налоговой базы, увеличение поступлений собственных доходов бюджета республики.

Экономическое и финансовое положение промышленных предприятий свидетельствует о наличии достаточных резервов роста налогооблагаемой базы, прежде всего связанных с повышением доли рентабельных предприятий республики и соответствующим увеличением средней заработной платы занятых на них работников.