Недействующий

ЗАКОН

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 15 января 2004 года N 420-ОЗ

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003-2010 ГОДЫ

Принят Магаданской областной Думой 29 декабря 2003 года

{Изменен: Законом Магаданской области от 25.10.2005 N 622-ОЗ}

{Утратил силу: Законом Магаданской области от 17.11.2006 N 763-ОЗ}

Статья 1. Утвердить областную целевую Программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Магаданской области" на 2003-2010 годы (прилагается).

Статья 2. Финансирование областной целевой Программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Магаданской области" на 2003-2010 годы осуществляется за счет средств внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны, средств предприятий жилищно-коммунального хозяйства и других внебюджетных источников, средств федерального бюджета, выделяемых Магаданской области в рамках подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Средства бюджетов муниципальных образований, направляемые муниципальными образованиями на финансирование мероприятий по модернизации жилищно-коммунального комплекса, консолидируются в общем объеме средств, предусмотренных на реализацию областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Магаданской области" на 2003-2010 годы.

Статья 3. Контроль за реализацией областной целевой Программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Магаданской области" на 2003-2010 годы осуществляется в соответствии Законом Магаданской области "Об областны программах".

Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Магаданской области

Н.Н. Дудов


УТВЕРЖДЕНА

Законом Магаданской области

"Об областной целевой программе

"Реформирование и модернизация

жилищно-коммунального комплекса

Магаданской области"

на 2003-2010 годы"

от 15.01.2004 N 420-ОЗ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003-2010 ГОДЫ Магадан 2004 ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003-2010 ГОДЫ


Наименование программы

-областнаяцелеваяпрограмма "Реформированиеимодернизация жилищно-коммунального комплекса Магаданской области" на 2003-2010 годы (далее - Программа)

Основаниедля разработки Программы

- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" "Жилище" на 2002-2010 годы" Распоряжение губернатора N 207-р от 28.04.2003

Заказчик Программы

- администрация Магаданской области

Основной разработчик Программы

- департамент топливно-энергетического комплекса, автомобильного транспорта и жилищно-коммунальногохозяйства администрации Магаданской области (далее - департамент ТЭК, АТ и ЖКХ)

Цель Программы

- повышение комфортности проживания населения на территории Магаданской области

Задачи Программы

- повышение эффективности, устойчивости и надежностифункционирования жилищно-коммунальныхсистем жизнеобеспечения населения; -привлечениеинвестицийв жилищно-коммунальный комплекс; - улучшение качества жилищно-коммунальных услугс одновременным снижением нерациональных затрат; - адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Срок и этапы реализации Программы

- 2003-2010 годы

1-й этап - 2003 год

2-й этап - 2004-2005 годы

3-й этап - 2006-2010 годы

Объем и источники финансирования

- объем финансирования Программы - 5229,5 млн. руб.

Источники финансирования, млн. руб.: средства федерального бюджета - 56,88;

средствавнебюджетногофонда социально-экономическогоразвития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны (далее - средства ФСЭР) - 974,38;

средствабюджетовмуниципальных образований - 1468,04;

средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства - 2074,42;

прочие внебюджетные средства - 655,78

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- в результате реализации Программы будет обеспечено: повышениеэффективности,качества жилищно-коммунального обслуживания; надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения; комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг

Исполнители Программы

- департамент ТЭК, АТ и ЖКХ, комитет экономики,управлениефинансов администрацииобласти,органы исполнительнойвласти муниципальных образований, предприятия ЖКХ

Контрольза исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляет департамент ТЭК, АТ и ЖКХ.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.

Программа предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ

РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМИ МЕТОДАМИ

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено развалом социалистической системы управления и отсутствием отлаженного механизма управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.

В свою очередь, сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов.

Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 70 процентов) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.

Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, за первое полугодие 2003 года кредиторская задолженность составляет 2,4 млрд. рублей.

Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков и фактическому отходу от выполнения в полном объеме контрольных функций.

Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей.

Недофинансирование коммунальной сферы влечет за собой отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.

Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

КОМПЛЕКСА

Мероприятия Программы в сочетании с мерами по совершенствованию жилищного строительства, развитию механизмов жилищного финансирования и созданию инфраструктуры рынка жилья направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.

2.1. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса.

Дотационность отрасли, отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что удорожает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность.

Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий.

Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации.

Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги безнадежно устарел, не сопровождается адекватной системой контроля за уровнем производственных издержек, в том числе аудитом, и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов. Система определения рентабельности деятельности коммунальных предприятий сохранилась со времен планового хозяйства и не гарантирует достаточной прибыли для возврата капитала, вкладываемого в жилищно-коммунальную сферу.

Модель реформирования отрасли, реализуемая в настоящее время в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, не в полной мере учитывает необходимость решения всех перечисленных проблем и экономические реалии сегодняшнего дня. Процесс реформ идет крайне медленными темпами. В силу этого отмеченные негативные явления не только не ликвидируются, но и продолжают нарастать.

2.2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.

Будет коренным образом изменена система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий.

Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам-субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

При этом будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы).

Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено). В результате потребители услуг - граждане - получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным. Будет использован потенциал финансовых институтов (банков), открывающих социальные счета для кредитования граждан, и местных бюджетов в целях покрытия кассовых разрывов, возникающих при выплате средств гражданам.

Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики, вследствие чего будет ликвидирована система перекрестного субсидирования населения за счет промышленных предприятий.

Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь средств частных инвесторов). Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и будет не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию.

После 2010 года инвестирование за счет заемных ресурсов должно стать преобладающей формой финансирования жилищно-коммунального комплекса.

В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание не менее чем на 20 процентов и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации.

Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:

- перейти на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;

- потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем воздействия на жилищно-коммунальные предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг;

- производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»