ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
от 20 июля 2004 года N 29-З
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2005-2007 ГОДЫ"
Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл
15 июля 2004 года
{Изменения и дополнения:
Закон Республики Марий Эл от 03.05.2006 года N 25-З}
Статья 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2005-2007 годы".
Статья 2. Финансирование республиканской целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2005-2007 годы" начиная с 2005 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год на эти цели.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Президент Республики Марий Эл Л. Маркелов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2005-2007 ГОДЫ"
ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2005 - 2007 годы"
Наименование Программы | - республиканская целевая программа "Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2005 - 2007 годы" (далее именуется -Программа) |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями и Закон Республики Марий Эл "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Марий Эл" с изменениями и дополнениями |
Руководитель Программы | - Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл |
Основной разработчик Программы | - Министерство по развитию предпринимательства, торговли и потребительских услуг Республики Марий Эл |
Цель Программы | - обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на республиканском уровне |
Основные задачи Программы | - совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей государственную поддержку предпринимательской деятельности; |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2005 - 2007 годы |
Перечень основных мероприятий Программы | - формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства; |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий Программы | - Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл; |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы составляет 40,775 млн. рублей, в том числе по источникам финансирования: республиканский бюджет Республики Марий Эл - 15,46 млн. рублей; |
Система организации управления и контроля за исполнен ием Программы | - Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями Республики Марий Эл разрабатывает порядок, устанавливает регламент проведения конкурсного отбора и осуществляет проведение конкурса претендентов на исполнение программных мероприятий. Финансирование программных мероприятий проводится в соответствии с порядком расходования денежных средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл. ежегодно Министерством экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, при необходимости, производится уточнение первоочередных мероприятий Программы на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - увеличение доли налоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Марий Эл от субъектов малого предпринимательства достигнет 4,5 процента; |
{Паспорт в редакции: Закона Республики Марий Эл от 03.05.2006 года N 25-З} I. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Развитие малого предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, направленным на создание эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения. На сегодняшний день малые предприятия развиваются все активнее, улучшая экономическую ситуацию, как в Российской Федерации, так и в Республике Марий Эл. Если для большинства предприятий еще недавно главным было сохранение бизнеса, решение острых проблем, связанных с его функционированием, то сегодня на первом плане - развитие малого предпринимательства, его интенсификация. При этом основное внимание будет уделено более полной интеграции малого бизнеса в общий контекст развития российских предпринимательских структур. Будущее малого предпринимательства напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий.
За последние годы в Республике Марий Эл установился благоприятный предпринимательский климат, создаются условия для динамичного развития предпринимательской деятельности.
В результате малый бизнес республики значительно усилил свои позиции в экономике.
На сегодняшний день малый бизнес Республики Марий Эл представлен 3365 малыми предприятиями и 25 тыс. индивидуальными предпринимателями.
На каждую тысячу жителей республики приходится 4 малых предприятия, что соответствует аналогичному среднему показателю по Приволжскому федеральному округу. Наиболее привлекательной для предпринимателей является сфера торговли и общественного питания, почти каждое второе малое предприятие (46,2 процента) относится к данной отрасли. В сфере промышленного производства сосредоточено 19,5 процента малых предприятий, в строительстве - 9,5 процента, в транспорте и в сельском хозяйстве - по 2 процента.
Средняя численность работающих на малых предприятиях по состоянию на 1 января 2004 г. составила 28,1 тыс. человек, или 9,0 процентов от общей численности экономически активного населения, в 2001 году данное соотношение составляло всего 6,4 процента. За период с 2001 по 2003 год общее количество занятых на предприятиях малого бизнеса увеличилось на 6,2 тыс. человек (на 28,4 процента).
Среднемесячная заработная плата на предприятиях малого бизнеса республики по сравнению с 2000 годом возросла в 2,8 раза (с 2002 годом на 28,3 процента) и составила 2,5 тыс. рублей, или 78,4 процента от среднемесячной заработной платы по республике, в 2000 году данное соотношение составляло 76,8 процента. В таких отраслях, как строительство, связь, заработная плата превысила уровень среднемесячной заработной платы на малых предприятиях республики.
За 2003 год малыми предприятиями произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на сумму 3,7 млрд. рублей, что больше уровня 2002 года на 43,1 процента и составляет 13,8 процента всего объема производства предприятий и организаций республики (в 2001 году данный показатель составлял 9,9 процента).
Объем производства товаров и услуг в сфере малого бизнеса составил 16,4 процента от объема валового регионального продукта и увеличился по сравнению с 2000 годом на 5,9 процентных пункта.
За 2003 год малыми предприятиями республики на развитие экономики и социальной сферы направлено 225 млн. рублей инвестиций, по сравнению с 2000 годом объем инвестиций возрос в 2,4 раза (с 2002 годом -на 40,4 процента). Наибольшая доля инвестиций в основной капитал в истекшем году приходилась на отрасли строительства (53,5 процента), торговли и общественного питания (22,3 процента), промышленности (15,9 процента). Удельный вес малых предприятий в общих инвестициях предприятий и организаций республики составил 5,6 процента.
Поступления от субъектов малого бизнеса, применяющих упрощенную или вмененную системы налогообложения, в бюджеты всех уровней Республики Марий Эл за 2003 год составили 67,5 млн. рублей, доля в общих поступлениях консолидированного бюджета Республики Марий Эл составила 2,7 процента.
Наряду с количественным ростом улучшается и качественное состояние малого бизнеса. Сегодня предприниматели заинтересованы в формировании положительного имиджа и деловой репутации. Отмечается системный подход к ведению бизнеса (маркетинг, менеджмент, работа с персоналом), осваиваются современные технологии и производство новых товаров. В то же время существует положительная тенденция расширения отдельными предпринимателями своей деятельности за счет развития производства.
Налицо укрепление позиций малого бизнеса в сфере экономики и усиление его влияния на социально - экономическое развитие республики.
Однако на протяжении нескольких последних лет практически неизменной остается отраслевая структура малых предприятий на сегодняшний день около половины предпринимателей занято в сфере торговли. В то же время для нашей республики остается низким процент предпринимателей, занимающихся наукоемкими технологиями. Сфере услуг еще далеко до той роли, которую она играет в развитых странах.
Органами государственной власти ведется целенаправленная политика, направленная на вовлечение большего числа лиц в сферу малого бизнеса.
Учитывая возрастающее влияние субъектов малого предпринимательства на социально - экономическое развитие республики, Министерством по развитию предпринимательства, торговли и потребительских услуг Республики Марий Эл была разработана целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2002-2004 годы, утвержденная Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2001 года N 50-3.
Финансирование мероприятий указанной целевой программы осуществлялось и осуществляется при условии привлечения субъектами малого предпринимательства, прошедшими конкурсный отбор, прочих или собственных денежных средств.
В 2002 году из республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию мероприятий целевой программы было выделено 1337,3 тыс. рублей, привлечено прочих средств 996,9 тыс. рублей. Основные усилия и средства в 2002 году направлялись на внедрение и развитие кредитно-финансовых механизмов, имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных технологий, а также на завершение мероприятий программ поддержки предпринимательства прошлых лет. Особое внимание на первом этапе уделялось аналитическому обеспечению поддержки малого предпринимательства, чтобы на втором этапе программы перейти к практическим методам государственной политики поддержки малого предпринимательства.
В 2003 году из республиканского бюджета Республики Марий Эл по целевой программе было выделено 1815 тыс. рублей (или 135,7 процента к уровню 2002 года). Кроме того, за счет исполнителей привлечено дополнительно 2760,1 тыс. рублей (169,6 процента к уровню 2002 года), или 1,52 рубля на один вложенный бюджетный рубль.
Реализовывались следующие программные мероприятия:
программы микрокредитования, взаимного кредитования и развития лизинга.
В результате оказана финансовая поддержка по взаимному кредитованию 27 субъектам малого предпринимательства на сумму 1798,0 тыс. рублей, оказана финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства по микрокредитованию на сумму 3965,8 тыс. рублей, снижена процентная ставка по предоставленным микрозаймам, создан отдел лизинговых операций, осуществлена лизинговая операция, результатом которой стала организация производственного процесса в Горномарийском районе республики и создание 14 новых рабочих мест;
проведение радиопередач по проблемам малого предпринимательства.
В рамках цикла передач "Свое дело" в прямом эфире звучали выступления руководителей инфраструктуры малого бизнеса, где освещались вопросы правовой защиты бизнеса в республике, формы
финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства и иные актуальные вопросы;
укрепление информационной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Осуществлялось финансирование газеты "Комэкс", общий тираж которой составляет 2200 экземпляров, а периодичность выхода - 2 раза в месяц. В газете освещались перспективы развития малого бизнеса в республике, его взаимодействие с органами государственной власти, новости деловой жизни субъектов малого бизнеса как в Республике Марий Эл, так и в Российской Федерации в целом. Немалое внимание уделялось публикации перечня вновь принятых законодательных документов с их краткой аннотацией и комментариями. В целом газета представляет собой печатное издание определенной направленности - источник информации для предпринимателей и деловых людей;
проведение мониторинга состояния субъектов малого бизнеса.
Проанализировано состояние малого бизнеса в Республике Марий Эл, выявлены проблемы, препятствующие развитию предпринимательской деятельности. Основные проблемы субъектов малого предпринимательства в Республике Марий Эл отражены в приложении N 1;
подготовка кадров для малого предпринимательства, разработка методической документации по основам малого бизнеса, укрепление материально-технической базы бизнес-инкубатора.
Обучено по курсу "Коммерсант-предприниматель" 100 человек; разработаны методические рекомендации: "Путь к успеху"; "В помощь начинающему предпринимателю"; "Маркетинг"; "Управление персоналом"; "Основы менеджмента". В рамках целевой программы осуществляется внешнее инкубирование 24 фирм и внутреннее - 6 фирм. Услугами бизнес-инкубаторов пользуются начинающие предприниматели. Участникам бизнес-инкубаторов оказываются консультации и услуги по вопросам эффективного управления бизнесом;
организация выставочно-ярмарочной деятельности, создание постоянно действующей экспозиции, проведение конкурса "Предприниматель года".
Республика Марий Эл была представлена в составе единых экспозиций на выставках, входящих в число приоритетных, в том числе-IX Межрегиональной выставке "Регионы - сотрудничество без границ" (г. Чебоксары), VIII Всероссийском научно-промышленном форуме "Россия Единая" (г. Нижний Новгород), Федеральной выставке, посвященной 10-летию Конституции Российской Федерации (г. Москва). Сформирована постоянно действующая экспозиция товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства, на которой ежегодно размещают информацию о своей деятельности около 50 представителей малого бизнеса. Ежегодно проводится республиканский конкурс "Предприниматель года", способствующий формированию положительного имиджа предпринимателя в широких слоях населения;
финансовая поддержка малых предприятий, работающих в приоритетных отраслях экономики.
В результате открыт современный центр бытового обслуживания, предоставляющий услуги парикмахерской, мастерских по ремонту и пошиву обуви, ателье и фотомастерской.
Организовано производство по фасовке крупяных изделий (государственная поддержка оказана в виде погашения части процентной ставки по банковскому кредиту);
организация и проведение республиканской конференции предпринимателей.
Проведена конференция, в которой участвовали свыше 130 делегатов из числа предпринимателей, а также руководители контрольных и надзорных органов, субъекты естественных монополий. По итогам конференции Правительством Республики Марий Эл подготовлено постановление "О мерах по развитию предпринимательской деятельности в Республике Марий Эл".
На заключительном этапе целевой программы (2004 год) на реализацию ее мероприятий в республиканском бюджете Республики Марий Эл предусмотрено 2000 тыс. рублей.
Следует отметить, что получить ожидаемый эффект от выполнения целевой программы в полном объеме не удалось, поскольку данная программа профинансирована на 47 процентов от плана. Однако практика реализации целевой программы показала эффективность, социальную значимость и актуальность предусмотренных ею направлений, а также то, что малый бизнес республики сегодня как никогда нуждается в государственной поддержке.
В результате реализации целевой программы к концу 2004 года планировалось, что вклад от малого предпринимательства во внутренний валовый региональный продукт составит не менее 17,8 процента. Фактически по состоянию на 1 января 2004 г. объем производства товаров и услуг в сфере малого бизнеса составил 16,4 процента от объема валового регионального продукта и увеличился по сравнению с 2000 годом на 5,9 процента. За период с 2001 по 2003 год общее количество занятых на предприятиях малого бизнеса увеличилось на 6,2 тыс. человек. Таким образом, прогнозные показатели, заложенные в целевой программе, к концу 2004 года будут выполнены.
Основными причинами, препятствующими развитию малого предпринимательства, являются:
несовершенство нормативной правовой базы, избыточные административные барьеры, большое количество контролирующих органов и дублирование их функций. Существующая система контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства является для последних одним из административных препятствий для эффективного развития и требует совершенствования;
недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства;
ограниченный доступ субъектов малого предпринимательства к помещениям и оборудованию, находящимся в государственной собственности;
затрудненный доступ к кредитным ресурсам в связи с отсутствием у малых предприятий ликвидного залогового обеспечения, высоких процентных ставок и ограниченных сроков предоставления кредита.
Преодоление административных препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого предпринимательства в Республике Марий Эл возможно только на основе целенаправленной работы органов государственной власти и местного самоуправления по созданию системы и инфраструктуры, обеспечивающей развитие малого бизнеса.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Республики Марий Эл "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Марий Эл", Концепцией государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и с учетом сложившейся конъюнктуры рынка, анализа степени воздействия административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности, и практикой реализации мероприятий целевой программы в 2002 - 2004 годах.
{Раздел 1 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 03.05.2006 года N 25-З}