ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
от 23 июня 2004 года N 23-З
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2004-2010 ГОДЫ"
Принят
Государственным Собранием
Республики Марий Эл
10 июня 2004 года
{Действие акта приостановлено на 2010 год: Законом Республики Марий Эл от 27.11.2009 года N 58-З}
{Изменения и дополнения:
Закон Республики Марий Эл от 03.05.2006 года N 25-З;
Закон Республики Марий Эл от 05.10.2006 года N 58-З}
Статья 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004-2010 годы".
Статья 2. Финансирование республиканской целевой программы "Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004-2010 годы" начиная с 2004 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Марий Эл Л. Маркелов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2004-2010 ГОДЫ"
Наименование Программы | - республиканская целевая программа "Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004-2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - поручение Президента Республики Марий Эл (протокол совещания от 19 декабря 2002 г. N 16) |
Руководитель Программы | - Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл |
Основные разработчики Программы | - Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл; |
Основные цели и важнейшие целевые показатели Программы | - устойчивое обеспечение потребителей энергоресурсами; |
Основные задачи Программы | - реконструкция и модернизация объектов энергетики республики; |
переход к экономически обоснованным тарифам; | |
Сроки реализации Программы | - 2004-2010 годы |
Перечень основных мероприятий Программы | - реконструкция и модернизация существующих объектов тепло-и электроэнергетики (источники, сети, внутренние системы); |
Исполнители основных мероприятий Программы | - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл; |
Объемы и источники финансирования Программы | Республики Марий Эл - общий объем финансирования Программы составляет 1394,8 млн. рублей, в том числе за счет средств: |
Система организации управления и контроля за исполнением Программы | - основные исполнители Программы ежегодно в срок до 1 мая представляют отчет о ходе выполнения Программы в Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - существенное обновление основных фондов отрасли за счет притока инвестиций и проведения структурных преобразований; |
Топливно-энергетический комплекс является важнейшей составляющей экономики Республики Марий Эл.
За годы реформ в связи с резким падением объемов производства в других отраслях экономики его роль еще более возросла. В течение прошедшего десятилетия топливно-энергетический комплекс обеспечивал потребности в топливе и энергии, сохранив тем самым энергетическую безопасность республики. В настоящее время тенденция спада преодолена, объем производства электрической и тепловой энергии стабилизировался. Производственные структуры топливно-энергетического комплекса в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и приватизации в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. Начались реформы электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Сформированы основы регулирования хозяйственных отношений в энергетическом секторе экономики, включая вопросы недропользования, налогообложения и ценообразования. В настоящее время топливно-энергетический комплекс является одним из устойчиво работающих производственных комплексов экономики республики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития экономики республики, обеспечивая около 1/4 объема промышленного производства.
Вместе с тем в отрасли сохраняются механизмы и условия хозяйствования, неадекватные принципам рыночной экономики, действует ряд факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие топливно-энергетического комплекса.
Основные проблемы теплоэнергетики Республики Марий Эл, затрагиваемые Программой, приведены в приложении N 1.
В Республике Марий Эл система теплоэлектроснабжения является сложной, так как около 72 процентов всей тепловой энергии производится централизованными источниками, а остальные 28 процентов производятся децентрализованными источниками - автономными и индивидуальными (ведомственными).
Электроэнергетика республики теснейшим образом связана с теплоснабжением: на тепловых электростанциях производится более 60 процентов электрической и почти 32 процента тепловой энергии.
Такое разнообразие структуры системы теплоснабжения по ведомственной принадлежности говорит о сложности управления и финансирования объектов производства, снабжения и потребления тепловой энергии, проведения единой технической и тарифной политики.
Состояние теплоснабжения нельзя признать удовлетворительным. Основными причинами такого состояния являются:
слабое управление и нерешенные вопросы разграничения полномочий и ответственности;
отсутствие перспективных схем развития систем теплоснабжения;
межведомственная разобщенность субъектов рынка теплоснабжения;
отсутствие единой технической, структурно-инвестиционной, организационной и экономической политики.
Суровые климатические условия предопределяют теплоснабжение как наиболее социально-значимый и в то же время наиболее топливоемкий сектор экономики, где более половины энергоресурсов приходится на коммунально-бытовой сектор.
Топливно-энергетический комплекс обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей экономики, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей развития республики. Топливно-энергетические ресурсы являются важными составляющими функционирования каждой отрасли экономики. Любая критическая ситуация в топливно-энергетическом комплексе (высокие цены на энергоносители, огромные долги потребителей за отпущенные энергоресурсы и другие) негативно отражается на всех отраслях экономики республики.
Топливно-энергетический комплекс связан сложными взаимоотношениями с государственным бюджетом, являясь одновременно основным источником формирования его доходной части и получателем государственных средств, оказывая влияние на формирование и исполнение бюджетов всех уровней.
Основными направлениями взаимоотношений являются:
инвестирование объемов капитальных вложений по отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство";
государственный заказ на поставку энергоресурсов организациям-получателям средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов муниципальных образований Республики Марий Эл;
возмещение расходов предприятиям, осуществляющим отпуск тепловой энергии населению, - убытки по теплу;
затраты на закупку топлива.
Все это говорит о необходимости реализации последовательной и целенаправленной государственной политики в области использования бюджетных средств и значимости топливно-энергетического комплекса в экономике, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения республики.
Работа системы теплоэлектроснабжения республики должна стать самоуправляемой. Необходимо создать систему управления и эффективный экономический механизм, обеспечивающие надежное функционирование теплоэлектроэнергетики.
Должен быть реализован самофинансируемый процесс повышения энергоэффективности и технической модернизации отрасли как за счет повышения мотиваций к снижению издержек, так и за счет привлечения инвестиций.
1.1.1. Эффективное решение сложных проблем в системе теплоэлектроснабжения невозможно без анализа ее технического и финансового состояния. Объективная и полная информация о положении дел в отрасли за последние годы и составление паспорта системы теплоснабжения республики позволят оценить весомость и определить первоочередность решения выявленных проблем.
Правильная оценка перспективных видов теплоснабжения, технологий модернизации и реконструкции систем, выбор энергосберегающих инженерных решений, поиск оптимальных инвестиционных и финансовых схем, информационная база современного оборудования и материалов - все это в значительной мере может способствовать экономии финансовых и материальных ресурсов.
Паспортизация системы теплоснабжения муниципальных образований республики позволит решить следующие задачи:
разработать программы развития системы теплоснабжения города или районного центра;
выявить резервы энергосбережения и экономии топливно-энергетических ресурсов;
планировать инвестиции в поддержание и развитие системы теплоснабжения;
оптимизировать структуры контроля и управления.
Паспорт системы теплоснабжения муниципального образования включает:
1) структуру и организацию управления;
2) генеральный план города или районного центра, включающий в себя:
схемы систем теплоснабжения на генеральном плане города или районного центра с размещением источников теплоснабжения, центральных тепловых пунктов, тепловых сетей с указанием тепловой мощности источников, диаметров трубопроводов тепловых сетей, тепловой нагрузки потребителей;
коммуникационный план города или районного центра с нанесением сетей газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации, транспортных коммуникаций;
экологическую карту (таблицу) города или районного центра с концентрацией вредных газовых примесей в воздухе (в приземном слое);
3) структуру топливно-энергетических ресурсов;
4) характеристику источников теплоснабжения;
5) характеристику тепловых сетей;
6) характеристику систем теплопотребления.
1.1.2. Сложность решения проблем теплоснабжения зачастую связана с неэффективностью самой структуры управления теплоснабжением на местах, отсутствием полной и объективной статистики о функционировании систем теплоснабжения, достоверных данных о тепловых нагрузках, фактическом потреблении тепла и затратах на топливо.
Необходимо совершенствование механизма управления системой теплоснабжения республики. Объединение тепловых сетей РАО "ЕЭС России" и муниципальных тепловых сетей в г. Йошкар-Оле в рамках одного предприятия определит ответственность такого предприятия за надежное и экономически эффективное теплоснабжение конечных потребителей со всеми вытекающими из этого правовыми, экономическими и технологическими последствиями.
Теплотранспортная компания образуется на паритетных условиях между администрацией муниципального образования и субъектами системы теплоснабжения как управляющая компания из расчета 50 х 50 процентов акций каждого из учредителей. Управляющая компания арендует как муниципальное имущество, так и имущество ОАО "Мариэнерго", и эксплуатирует его на условиях договора аренды. Управление компанией осуществляется советом директоров с равным представительством сторон.
Реализация данного мероприятия позволит решить следующие задачи:
организационные: появление единого оператора, отвечающего за транспортировку всей тепловой энергии, вырабатываемой теплоисточниками;
экономические: реализация политики сдерживания роста энерготарифов - после объединения и проведения ряда организационных мероприятий, в том числе за счет сокращения управленческих расходов и ликвидации предприятий перепродавца, что повлияет на снижение тарифа на передачу тепловой энергии;
технологические: создание единой службы диспетчерского управления и расчета режимов функционирования тепловых сетей; упрощение схемы прохождения документов, связанных с заключением договоров на теплоснабжение с потребителями; улучшение гидравлического и теплового режимов у потребителей.
Эффективное решение вопросов управления теплоснабжением в сегодняшних условиях имеет решающее значение. Органы местной исполнительной власти, которые отвечают за организацию теплоснабжения в населенных пунктах, должны координировать деятельность теплоснабжающих предприятий различных форм собственности, осуществлять контроль за эффективностью их работы, обеспечивать развитие городского и районного теплоснабжения, участвовать в формировании тарифной политики и представлять интересы потребителей.
Усиление роли местного уровня в управлении теплоснабжением не должно привести к ликвидации верхних уровней - федерального и республиканского. В соответствии с федеральным законодательством основная функция федерального уровня - правовое регулирование и создание благоприятной среды для освоения новых технологий и оборудования. На республиканском уровне необходимо формирование и поддержание технической и экономической политики в теплоснабжении республики. Конкретные же вопросы организации теплоснабжения населенных пунктов должны решаться на местном уровне, который имеет решающее значение для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и повышения эффективности теплоснабжающих систем. Реформа управления теплоэнергетикой должна обеспечить заинтересованность всех субъектов процесса выработки, транспорта и потребления тепла в повышении надежности, минимизации издержек. В администрации каждого муниципального образования Республики Марий Эл должен быть определен специалист, координирующий вопросы теплоснабжения и теплопотребления, к компетенции которого должны быть отнесены:
разработка схем развития теплоснабжения населенных пунктов;
определение оптимального соотношения централизованных и децентрализованных источников;