Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

от 23 июня 2004 года N 23-З

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2004-2010 ГОДЫ"

Принят
Государственным Собранием
Республики Марий Эл
10 июня 2004 года

{Действие акта приостановлено на 2010 год: Законом Республики Марий Эл от 27.11.2009 года N 58-З}

{Изменения и дополнения:

Закон Республики Марий Эл от 03.05.2006 года N 25-З;

Закон Республики Марий Эл от 05.10.2006 года N 58-З}

Статья 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004-2010 годы".

Статья 2. Финансирование республиканской целевой программы "Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004-2010 годы" начиная с 2004 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Марий Эл Л. Маркелов

  УТВЕРЖДЕНА
     Законом Республики Марий Эл
от 23 июня 2004 года N 23-3

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2004-2010 ГОДЫ"


ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004-2010 годы"

Наименование Программы

- республиканская целевая программа "Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004-2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- поручение Президента Республики Марий Эл (протокол совещания от 19 декабря 2002 г. N  16)

Руководитель Программы

- Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл

Основные разработчики Программы

- Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл;

 Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл;

 Региональная энергетическая комиссия Республики Марий Эл

Основные цели и важнейшие целевые показатели Программы

- устойчивое обеспечение потребителей энергоресурсами;

 повышение эффективности работы предприятий энергетики;
ресурсное и инфраструктурное обеспечение экономического роста республики

Основные задачи Программы

- реконструкция и модернизация объектов энергетики республики;

 развитие инфраструктуры предприятий энергетики республики;

 сокращение затрат на производство энергоресурсов;

 стимулирование энергосбережения;
совершенствование системы управления энергетикой;

переход к экономически обоснованным тарифам;

 прозрачность механизмов регулирования деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса республики;
создание благоприятного климата для привлечения инвестиций в развитие энергетики республики;
подготовка квалифицированных кадров

Сроки реализации Программы

- 2004-2010 годы

Перечень основных мероприятий Программы

- реконструкция и модернизация существующих объектов тепло-и электроэнергетики (источники, сети, внутренние системы);

 строительство новых объектов и систем теплоснабжения, отвечающих требованиям высокой эффективности и экономичности;

 применение современных технологий и материалов;

 оснащение предприятий энергетики высокоэффективным оборудованием для химической очистки воды;

 внедрение систем автоматического регулирования качественных и количественных параметров энергоносителей;

 развитие производственной и материально-технической базы;

 оптимизация структуры топливно-энергетического баланса.

Исполнители основных мероприятий Программы

- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл;

 Региональная энергетич еская комиссия Республики Марий Эл;

 ГУПЭП "Маркоммунэнерго";

 МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1";

 ОАО "Мариэнерго";
администрации муниципальных образований

Объемы и источники финансирования Программы

Республики Марий Эл - общий объем финансирования Программы составляет 1394,8 млн. рублей, в том числе за счет средств:
 федерального бюджета - 266,5 млн. рублей;
республиканского бюджета Республики Марий Эл - 459,7 млн. рублей;
бюджетов муниципальных образований Республики Марий Эл - 93,7 млн. рублей;
собственных средств предприятий Республики Марий Эл - 574,9 млн. рублей

Система организации управления и контроля за исполнением Программы

- основные исполнители Программы ежегодно в срок до 1 мая представляют отчет о ходе выполнения Программы в Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл;

 Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл осуществляет мониторинг и ежегодно в срок до 1 июня представляет информацию о ходе выполнения Программы в Правительство Республики Марий Эл

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- существенное обновление основных фондов отрасли за счет притока инвестиций и проведения структурных преобразований;
создание стабильной энергетики, обеспечивающей экономический рост и надежность энергоснабжения за счет повышения конкурентоспособности предоставляемых услуг;

 переход к экономически обоснованным тарифам за счет использования рыночных механизмов ценообразования, контроля и отчетной деятельности предприятий, оптимизации структур управления энергосбытовой деятельностью;

 создание квалифицированных рабочих мест;

 повышение эффективности использования энергетических ресурсов за счет обследования и установления норм потребления, потери и уровня себестоимости энергоносителей.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Топливно-энергетический комплекс является важнейшей составляющей экономики Республики Марий Эл.

За годы реформ в связи с резким падением объемов производства в других отраслях экономики его роль еще более возросла. В течение прошедшего десятилетия топливно-энергетический комплекс обеспечивал потребности в топливе и энергии, сохранив тем самым энергетическую безопасность республики. В настоящее время тенденция спада преодолена, объем производства электрической и тепловой энергии стабилизировался. Производственные структуры топливно-энергетического комплекса в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и приватизации в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. Начались реформы электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Сформированы основы регулирования хозяйственных отношений в энергетическом секторе экономики, включая вопросы недропользования, налогообложения и ценообразования. В настоящее время топливно-энергетический комплекс является одним из устойчиво работающих производственных комплексов экономики республики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития экономики республики, обеспечивая около 1/4 объема промышленного производства.

Вместе с тем в отрасли сохраняются механизмы и условия хозяйствования, неадекватные принципам рыночной экономики, действует ряд факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие топливно-энергетического комплекса.

1.1. Организационные проблемы развития системы теплоснабжения Республики Марий Эл и пути их решения


Основные проблемы теплоэнергетики Республики Марий Эл, затрагиваемые Программой, приведены в приложении N 1.

В Республике Марий Эл система теплоэлектроснабжения является сложной, так как около 72 процентов всей тепловой энергии производится централизованными источниками, а остальные 28 процентов производятся децентрализованными источниками - автономными и индивидуальными (ведомственными).

Электроэнергетика республики теснейшим образом связана с теплоснабжением: на тепловых электростанциях производится более 60 процентов электрической и почти 32 процента тепловой энергии.

Такое разнообразие структуры системы теплоснабжения по ведомственной принадлежности говорит о сложности управления и финансирования объектов производства, снабжения и потребления тепловой энергии, проведения единой технической и тарифной политики.

Состояние теплоснабжения нельзя признать удовлетворительным. Основными причинами такого состояния являются:

слабое управление и нерешенные вопросы разграничения полномочий и ответственности;

отсутствие перспективных схем развития систем теплоснабжения;

межведомственная разобщенность субъектов рынка теплоснабжения;

отсутствие единой технической, структурно-инвестиционной, организационной и экономической политики.

Суровые климатические условия предопределяют теплоснабжение как наиболее социально-значимый и в то же время наиболее топливоемкий сектор экономики, где более половины энергоресурсов приходится на коммунально-бытовой сектор.

Топливно-энергетический комплекс обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей экономики, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей развития республики. Топливно-энергетические ресурсы являются важными составляющими функционирования каждой отрасли экономики. Любая критическая ситуация в топливно-энергетическом комплексе (высокие цены на энергоносители, огромные долги потребителей за отпущенные энергоресурсы и другие) негативно отражается на всех отраслях экономики республики.

Топливно-энергетический комплекс связан сложными взаимоотношениями с государственным бюджетом, являясь одновременно основным источником формирования его доходной части и получателем государственных средств, оказывая влияние на формирование и исполнение бюджетов всех уровней.

Основными направлениями взаимоотношений являются:

инвестирование объемов капитальных вложений по отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство";

государственный заказ на поставку энергоресурсов организациям-получателям средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов муниципальных образований Республики Марий Эл;

возмещение расходов предприятиям, осуществляющим отпуск тепловой энергии населению, - убытки по теплу;

затраты на закупку топлива.

Все это говорит о необходимости реализации последовательной и целенаправленной государственной политики в области использования бюджетных средств и значимости топливно-энергетического комплекса в экономике, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения республики.

Работа системы теплоэлектроснабжения республики должна стать самоуправляемой. Необходимо создать систему управления и эффективный экономический механизм, обеспечивающие надежное функционирование теплоэлектроэнергетики.

Должен быть реализован самофинансируемый процесс повышения энергоэффективности и технической модернизации отрасли как за счет повышения мотиваций к снижению издержек, так и за счет привлечения инвестиций.

1.1.1. Эффективное решение сложных проблем в системе теплоэлектроснабжения невозможно без анализа ее технического и финансового состояния. Объективная и полная информация о положении дел в отрасли за последние годы и составление паспорта системы теплоснабжения республики позволят оценить весомость и определить первоочередность решения выявленных проблем.

Правильная оценка перспективных видов теплоснабжения, технологий модернизации и реконструкции систем, выбор энергосберегающих инженерных решений, поиск оптимальных инвестиционных и финансовых схем, информационная база современного оборудования и материалов - все это в значительной мере может способствовать экономии финансовых и материальных ресурсов.

Паспортизация системы теплоснабжения муниципальных образований республики позволит решить следующие задачи:

разработать программы развития системы теплоснабжения города или районного центра;

выявить резервы энергосбережения и экономии топливно-энергетических ресурсов;

планировать инвестиции в поддержание и развитие системы теплоснабжения;

оптимизировать структуры контроля и управления.

Паспорт системы теплоснабжения муниципального образования включает:

1) структуру и организацию управления;

2) генеральный план города или районного центра, включающий в себя:

схемы систем теплоснабжения на генеральном плане города или районного центра с размещением источников теплоснабжения, центральных тепловых пунктов, тепловых сетей с указанием тепловой мощности источников, диаметров трубопроводов тепловых сетей, тепловой нагрузки потребителей;

коммуникационный план города или районного центра с нанесением сетей газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации, транспортных коммуникаций;

экологическую карту (таблицу) города или районного центра с концентрацией вредных газовых примесей в воздухе (в приземном слое);

3) структуру топливно-энергетических ресурсов;

4) характеристику источников теплоснабжения;

5) характеристику тепловых сетей;

6) характеристику систем теплопотребления.

1.1.2. Сложность решения проблем теплоснабжения зачастую связана с неэффективностью самой структуры управления теплоснабжением на местах, отсутствием полной и объективной статистики о функционировании систем теплоснабжения, достоверных данных о тепловых нагрузках, фактическом потреблении тепла и затратах на топливо.

Необходимо совершенствование механизма управления системой теплоснабжения республики. Объединение тепловых сетей РАО "ЕЭС России" и муниципальных тепловых сетей в г. Йошкар-Оле в рамках одного предприятия определит ответственность такого предприятия за надежное и экономически эффективное теплоснабжение конечных потребителей со всеми вытекающими из этого правовыми, экономическими и технологическими последствиями.

Теплотранспортная компания образуется на паритетных условиях между администрацией муниципального образования и субъектами системы теплоснабжения как управляющая компания из расчета 50 х 50 процентов акций каждого из учредителей. Управляющая компания арендует как муниципальное имущество, так и имущество ОАО "Мариэнерго", и эксплуатирует его на условиях договора аренды. Управление компанией осуществляется советом директоров с равным представительством сторон.

Реализация данного мероприятия позволит решить следующие задачи:

организационные: появление единого оператора, отвечающего за транспортировку всей тепловой энергии, вырабатываемой теплоисточниками;

экономические: реализация политики сдерживания роста энерготарифов - после объединения и проведения ряда организационных мероприятий, в том числе за счет сокращения управленческих расходов и ликвидации предприятий перепродавца, что повлияет на снижение тарифа на передачу тепловой энергии;

технологические: создание единой службы диспетчерского управления и расчета режимов функционирования тепловых сетей; упрощение схемы прохождения документов, связанных с заключением договоров на теплоснабжение с потребителями; улучшение гидравлического и теплового режимов у потребителей.

Эффективное решение вопросов управления теплоснабжением в сегодняшних условиях имеет решающее значение. Органы местной исполнительной власти, которые отвечают за организацию теплоснабжения в населенных пунктах, должны координировать деятельность теплоснабжающих предприятий различных форм собственности, осуществлять контроль за эффективностью их работы, обеспечивать развитие городского и районного теплоснабжения, участвовать в формировании тарифной политики и представлять интересы потребителей.

Усиление роли местного уровня в управлении теплоснабжением не должно привести к ликвидации верхних уровней - федерального и республиканского. В соответствии с федеральным законодательством основная функция федерального уровня - правовое регулирование и создание благоприятной среды для освоения новых технологий и оборудования. На республиканском уровне необходимо формирование и поддержание технической и экономической политики в теплоснабжении республики. Конкретные же вопросы организации теплоснабжения населенных пунктов должны решаться на местном уровне, который имеет решающее значение для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и повышения эффективности теплоснабжающих систем. Реформа управления теплоэнергетикой должна обеспечить заинтересованность всех субъектов процесса выработки, транспорта и потребления тепла в повышении надежности, минимизации издержек. В администрации каждого муниципального образования Республики Марий Эл должен быть определен специалист, координирующий вопросы теплоснабжения и теплопотребления, к компетенции которого должны быть отнесены:

разработка схем развития теплоснабжения населенных пунктов;

определение оптимального соотношения централизованных и децентрализованных источников;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»