Недействующий

ЗАКОН

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 26 декабря 2002 года N 89-ЗКО


О региональной целевой программе "Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений в Костромской области на 2003-2005 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Костромской области от 16 июля 2007 года N 192-4-ЗКО
____________________________________________________________________

     

Принят
Костромской областной Думой
17 декабря 2002 года

Настоящий Закон принят в целях реализации государственной политики в области поддержки социально значимой инициативы молодежи, усиления общественно-государственного характера молодежной политики, реализуемой на территории Костромской области

Статья 1


Правовой базой настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Федеральный закон Российской Федерации "Об общественных объединениях", Закон Костромской области "Об основах государственной молодежной политики в Костромской области", Закон Костромской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Костромской области", законы Костромской области и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Костромской области.

Статья 2


Утвердить региональную целевую программу "Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений в Костромской области на 2003-2005 годы".

Статья 3


Установить, что финансирование мероприятий региональной целевой программы "Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений в Костромской области на 2003-2005 годы" осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах сумм расходов, утвержденных законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год, иных внебюджетных источников.

Статья 4


Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований включать в местные бюджеты расходы на реализацию мероприятий Программы, а также разработать и утвердить аналогичные муниципальные программы.

Статья 5


Установить, что правоотношения, возникающие в ходе реализации мероприятий Программы между организациями и органами государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований, осуществляются с применением норм гражданского законодательства.

Статья 6


Установить, что администрация Костромской области совместно с заинтересованными организациями участвует в формировании предложений по финансированию программных мероприятий из федерального бюджета на очередной финансовый год.

Статья 7


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Костромской области
В.А.Шершунов


Приложение
к Закону Костромской области
"О региональной целевой программе
"Государственная поддержка
молодежных и детских общественных
объединений в Костромской области на
2003-2005 годы"

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений в Костромской области на 2003-2005 годы"

     
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений в Костромской области на 2003-2005 годы"

Наименование программы:

областная целевая программа "Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений в Костромской области на 2003-2005 год"

Основание для разработки:

- Федеральный закон от 28.06.95 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"

- Федеральный закон от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"

- Закон Костромской области от 10.09.96 N 40 "Об основах государственной молодежной политики в Костромской области"

- Закон Костромской области от 06.11.97 N 16 (в редак. от 16.10.2001) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Костромской области"

- Постановление губернатора Костромской области от 12.11.2001 N 448 "Об основных направлениях работы администрации Костромской области по реализации государственной молодежной политики в регионе на 2002-2005 годы"

- Постановление губернатора Костромской области от 20.06.2002 N 260 "О комплексе мероприятий администрации области по поддержке студенчества Костромской области на 2002-2003 годы"

Заказчик:

Администрация области

Разработчики и основные исполнители программы:

Основной разработчик и исполнитель - комитет по делам молодежи администрации области

Исполнители - подразделения администрации области:

- департаменты: образования и науки, культуры и туризма, по делам телерадиовещания, печати и массовой информации;

- комитет по физической культуре и спорту

Цели программы:

определение основных принципов взаимодействия государственных органов с молодежными и детскими общественными объединениями: усиление общественно-государственного характера молодежной политики, реализуемой на территории Костромской области, повышение общественной активности молодежи области, увеличение числа молодых людей, непосредственно участвующих в решении проблем молодежи; увеличение объемов государственной поддержки общественно значимой деятельности молодежи

Задачи программы:

- поддержка проектов и программ молодежных и детских объединений области, вовлекающих молодежь и детей в общественно полезную деятельность;

- увеличение количества общественных объединений, выполняющих государственные заказы по реализации программ молодежной политики в Костромской области и увеличение количества программ молодежной политики, реализуемых на территории Костромской области молодежными и детскими общественными объединениями;

- укрепление потенциала общественных организаций через разработку и внедрение программы обучения в области организационного руководства, проведение тренингов по вопросам управления и организационного развития для лидеров объединений молодежи;

- создание эффективной системы взаимодействия молодежных и детских объединений, условий для создания коалиций и сотрудничества общественных объединений с исполнительными органами государственной власти;

- увеличение объемов государственной поддержки деятельности общественных объединений;

- подготовка кадрового резерва из числа лидеров молодежного и детского движения

Срок реализации:

2003-2005 годы

Перечень разделов программы:

1. Поддержка в сфере законодательной и нормативно-правовой деятельности молодежных и детских общественных объединений;

2. Поддержка в сфере материально-технического обеспечения деятельности общественных объединений. Развитие инфраструктуры учреждений, работающих с общественными объединениями;

3. Информационно-методическая и кадровая работа по поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений;

4. Проведение региональных мероприятий с молодежными и детскими общественными объединениями;

5. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений, реализующих молодежную политику, не имеющих статуса юридического лица;

6. Проведение конкурса вариативных программ и проектов общественных объединений;

7. Поддержка общественных объединений, работающих по различным программам реализации молодежной политики

Объемы и источники финансирования

- Суммарный объем финансирования Программы в 2003-2005 годы составляет 2296 тыс. руб.

Источники финансирования:

- областной бюджет по региональной программе - 1375 тыс. руб.;

- текущие расходы областного бюджета - 819 тыс. руб.;

- внебюджетные средства - 102 тыс. руб.;

Система контроля за исполнением Программы

Контроль и координацию действий по реализации Программы осуществляет в установленном порядке комитет по делам молодежи администрации области:

- орган, подразделение или ведомство, обозначенное первым в качестве исполнителя, является организатором выполнения всего мероприятия Программы;

- по итогам года, до 15 числа следующего за отчетным периодом месяца, руководители органов, подразделений и ведомств представляют письменный отчет в комитет по делам молодежи о ходе выполнения Программы; комитет по делам молодежи направляет сводный отчет заместителю главы администрации области, курирующему молодежную политику

Ожидаемые конечные результаты Программы

- увеличение социальной активности молодежи, степени ее социальной интеграции, гражданской зрелости и дисциплинированности;

- повышение эффективности реализации действующего законодательства в отношении молодежных и детских общественных объединений;

- увеличение престижа общественных объединений, статуса и степени их включенности в реализацию государственной молодежной политики;

- формирование системы субъект-субъектного взаимодействия общественных объединений и органов государственного управления; превращение общественных объединений в субъекты реализации государственной молодежной политики;

- обеспечение адресного подхода к решению проблем молодежных и детских общественных объединений;

- качественный рост общественных объединений: выход общественных объединений на уровень саморазвития, хозяйственной, кадровой и другой самостоятельности;

- налаживание постоянно действующих многосторонних связей органов государственной власти с молодежными и детскими общественными объединениями;

- повышение компетентности руководителей, специалистов и актива молодежных и детских общественных объединений по вопросам организации и развития общественных объединений: укрепление кадрового потенциала общественных объединений, расширение практики привлечения высококвалифицированных специалистов в подготовку кадров общественных объединений;

- повышение объемов государственной поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений;

- улучшение информационного, ресурсного и кадрового обеспечения молодежных и детских общественных объединений;

- формирование положительного общественного мнения о деятельности общественных объединений;

- повышение социального статуса лидеров общественных объединений, степени их социальной защищенности;

- подготовка кадрового резерва из чиста лидеров молодежного и детского движения


ПРОГРАММА

     
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Основанием для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые акты: Федеральный закон от 28.06.95 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Федеральный закон РФ "Об общественных объединениях" от 19.05.95 N 82-ФЗ, Закон Костромской области от 10.09.96 N 40 "Об основах государственной молодежной политики в Костромской области", Закон Костромской области от 06.11.97 N 16 "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Костромской области", Постановление губернатора Костромской области от 12.11.2001 N 448 "Об основных направлениях работы администрации Костромской области по реализации государственной молодежной политики в регионе на 2002-2005 годы", Постановление губернатора Костромской области от 20.06.2002 N 260 "О комплексе мероприятий администрации области по поддержке студенчества Костромской области на 2002-2003 годы"

Необходимость принятия данной Программы обусловлена:

1. Подготовкой Федеральной межведомственной программы "Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации";

2. Предметом Программы. Система программных мероприятий направлена на повышение эффективности использования потенциала молодежи в проявлении общественной самодеятельности; вовлечение молодежи в деятельность общественных объединений, а через них в реализацию государственной молодежной политики.

Принятие мер экономического, правового, организационного, информационного, научного и иного характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни молодежи области, определяется особенностями социально-экономической ситуации, сложившейся в Костромской области, а также необходимостью ее изменения в ближайшей перспективе (2003-2005 годы) в направлении повышения социального благополучия. В обеспечении этих изменений большая роль отводится планомерной молодежной политике, проводимой органами государственной власти в отношении молодых граждан от 14 до 30 лет, молодых семей и молодежных общественных объединений области, которая не должна заменяться выполнением отдельных мероприятий и проектов.

На сегодняшний день в структуре населения Костромской области молодежь составляет около 180 тыс. человек (24% населения). Студенческий корпус составляет 23 тыс. человек

В течение последних лет произошли важные изменения в общественном сознании молодежи. В молодежной среде повысился уровень социального оптимизма и готовности к жизни и работе в новых условиях. Активизировались установки на обеспечение социальных гарантий, работу на государственных предприятиях и в учреждениях, стремление иметь гарантированную зарплату.

Новым явлением стало сближение позиций молодежи и старших поколений в оценке "советского прошлого". В сложной общественной ситуации молодежь оценивает "порядок" намного выше, чем "демократию". Все большее распространение получает уверенность молодых россиян в том, что можно полагаться только на свои собственные силы.

Отмечается рост социальной дезадаптации в молодежной среде. Данные социологических исследований показывают увеличение количества правонарушений и антиобщественных поступков среди подростков и молодежи. Острой остается ситуация, связанная с правонарушениями на почве пьянства и наркомании. В целом криминализация молодежной среды имеет тенденцию к росту. Слабое правовое обеспечение прав человека и гражданина в стране, частые нарушения закона в правоприменительной практике предопределяют широкое развитие девиантных форм поведения среди молодежи. В связи с этим проблема профилактики социальной дезадаптации молодежи становится все более актуальной.

Обозначенные выше проблемы свидетельствуют об обострении демографической ситуации, ухудшении состояния здоровья молодежи, продолжении процесса криминализации молодежной среды, увеличении уровня наркозависимости среди молодежи, ухудшении ситуации на рынке труда, особенно при трудоустройстве на первое место работы, снижении образовательного и профессионально квалифицированного уровня молодежи, а также возможностей его повышения. Эти особенности состояния молодежной среды ограничивают возможности молодых костромичей уже на старте вхождения во взрослую жизнь, которая все больше включает в себя элементы конкурентной борьбы за социальный статус.

В данных условиях особенно важно активизировать молодежную политику и социальную поддержку молодых граждан. При этом необходимо иметь в виду, что защита интересов и поддержка молодежи по большей части лежит не в сфере традиционных форм социального обеспечения (различные компенсации и пособия), а в организации предоставления услуг, восполняющих недостаток жизненного опыта у молодежи.

Другим аргументом в пользу своевременности и необходимости принятия Программы может служить отмеченный в социологических исследованиях факт резкого качественного улучшения деловых и волевых характеристик молодежи. Новые формы возможности выбора, ставка на собственные силы в достижении жизненного успеха, отсутствие гарантий благополучия, требуют более раннего самоопределения и высокого напряжения сил. В молодежной среде усиливаются такие качества как самостоятельность, ответственность за судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптация к жизненным переменам и т.д. Растет и общественная активность молодежи, количество молодых людей, желающих активно участвовать в работе общественных объединений для решения проблем собственными силами.

По данным социологических исследований, проводимых в 2001-2002 годах, около 62% молодых людей считают, что молодежи нужны свои общественные организации, а 37% готовы принять участие в, создании и деятельности таких организаций. По результатам исследований 1999-2000 годов аналогичные показатели составляют 43% и 30%.

На сегодняшний день характерной особенностью стремления молодежи к объединению является создание так называемых "неформальных групп", в рамках которых взаимодействие и общение молодых людей позволяет им менее болезненно для себя переживать жесткую социальную ситуацию и процессы адаптации к "взрослой" жизни.

Необходимо отметить, что молодежные группы и объединения могут нести как положительные, так и отрицательные общественные эффекты. Многое здесь зависит от жизненных установок и ценностей личности, вокруг которой объединяются подростки и молодые люди. Поэтому в сегодняшней ситуации повышается важность работы с лидерами молодежных общественных объединений, формирование их позитивных и социально значимых установок.

Отсутствие эффективных механизмов представительства интересов молодежи на местах через действующие организации, вызывает более активные, чем это было в середине 90-х годов, попытки консолидации молодежи в различных формах сотрудничества (совместные мероприятия, молодежные объединения, "круглые столы", "координационные советы" и т.п.). Это свидетельствует о растущей потребности молодежи влиять на принятие значимых решений.

По результатам социологических исследований до 80% молодежи области считает целесообразным деятельность неполитизированных и неидеологизированных молодежных объединений, сориентированных на практические конкретные дела, а также реализующих как приоритетные социально-защитные функции и поддержку молодежных инициатив.

Указанные выше данные позволяют говорить о том, что в условиях достаточно жесткой социально-экономической ситуации и при наличии противоречивых тенденций общественного развития в молодежной среде усиливается в целом стремление к объединению в разнообразные организации, имеющие значительный потенциал. Учитывая, что ожидания молодежи от действий государственных органов власти становятся все менее иждивенческими, этот потенциал может иметь как конструктивную, так и деструктивную направленность. Бесспорно только то, что эта энергия найдет себе выход в любом случае. Поэтому чрезвычайно важно уже сейчас создать эффективную систему государственной поддержки социально значимых инициатив молодежных объединений и в рамках их деятельности укрепить духовные ценности "созидания, творчества и общественного служения" в молодежной среде.

В октябре 1997 года, благодаря принятию областной Думой Закона "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Костромской области" (постановление N 16 от 06.11.97), государством был сделан большой шаг вперед по отношению к молодежному и детскому общественному движению в области.

Сегодня состояние проблемы общественных объединений в Костромской области выглядит следующим образом. По организационно-правовым формам в области представлены общественные областные, городские (местные) организации, общественные фонды. При всей разноплановости форм молодежных и детских общественных объединений их можно квалифицировать по территориальной сфере деятельности:

1. Областные детские и молодежные общественные объединения. На сегодняшний день самыми крупными и развивающимися общественными организациями являются Российский Союз Молодежи, Костромской Союз студентов, Федерация детских и подростковых объединений, "Белый дельфин", скаутская дружина "Кострома", областная детско-юношеская шахматная школа.

Основными целями данных организаций являются - объединение усилий и координация деятельности по реализации социальных и профессиональных интересов молодежи, творческого потенциала, социально-значимых инициатив.

2. Муниципальные детские и молодежные общественные объединения. Наиболее развита общественная деятельность в г.Костроме и крупных муниципальных центрах. Самодостаточными по социально значимым акциям и членству являются Костромская городская общественная организация "МЫ", Костромская городская общественная организация "Ассоциация студентов", Волгореченская городская общественная организация "Детско-юношеский культурный центр "Импульс" и ряд других.

3. Детские и молодежные общественные объединения отдельных учебных заведений, учреждений отрасли молодежной политики, культуры и спорта. В большинстве своем детские и молодежные общественные объединения отдельных учебных заведений, учреждений отрасли молодежной политики, культуры и спорта являются незарегистрированными в органах юстиции общественными формированиями, организациями (без фиксированного или с фиксированным членством). Создаются и функционируют при поддержке администраций учреждений.

Несмотря на широкий спектр целей и задач этих организаций, их можно условно (по членской базе и направлениям деятельности) квалифицировать на две основные группы:

1. Универсальные (Пример: Костромская областная общественная организация Российского союза молодежи, Федерация детских и подростковых объединений Костромской области).

2. Специализированные (спортивные, религиозные, творческие, и др.).

К настоящему времени молодежные и детские общественные организации в Костромской области объединяют 30 тысяч человек. Все они проживают на территории 30 муниципальных образований нашей области. Однако более точное количество членов установить невозможно - по причине отсутствия у многих из них фиксированного членства, статуса юридического лица.

Члены молодежных и детских общественных организаций включены в творческие, досуговые, краеведческие, спортивные программы, участвуют в патриотическом, экологическом движениях.

Государственная поддержка общественных объединений осуществляется в таких формах, как финансовая, организационная и методическая помощь, предоставление помещений, информационное обеспечение деятельности.

Несмотря на дефицит финансовых средств на решение проблем молодежи, вопрос увеличения финансовой поддержки программ и проектов общественных объединений определяется как важный и первоочередной. Принятие Программы позволит увеличить финансовые объемы государственной поддержки общественной инициативы молодежи.

II. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации


Основными целями Программы являются усиление общегосударственного характера молодежной политики, реализуемой на территории Костромской области, повышение общественной активности молодежи области, увеличение числа молодых людей, непосредственно участвующих в решении проблем молодежи, увеличение государственной поддержки социально значимой деятельности молодежи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»