Недействующий

ЗАКОН

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 26 декабря 2002 года N 88-ЗКО


О региональной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы"

(с изменениями на 12 июля 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Костромской области от 16 июля 2007 года N 192-4-ЗКО
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Костромской области от 12 июля 2004 года N 203-ЗКО (Северная правда, 23.07.2004, N 107).

____________________________________________________________________

     

Принят
Костромской областной Думой
17 декабря 2002 года

Настоящий закон принят в целях реализации государственной политики по противодействию наркомании, создания условий для приостановления роста немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с нею преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности и для населения Костромской области.

Статья 1


Утвердить региональную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы" (далее - Программа), являющуюся неотъемлемой частью настоящего закона.

Статья 2


Правовой основой настоящего закона являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы", иное федеральное и областное законодательство.

Статья 3


Установить, что финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах сумм расходов, утвержденных законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год, иных внебюджетных источников.

Статья 4


Установить, что администрация Костромской области совместно с заинтересованными ведомствами организует формирование предложений по финансированию программных мероприятий из областного бюджета на очередной финансовый год.

Статья 5


Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований разработать и утвердить аналогичные муниципальные программы, включать в бюджеты муниципальных образований расходы на реализацию их мероприятий.

Статья 6


Установить, что правоотношения, возникающие в ходе реализации мероприятий Программы между организациями и органами государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований, осуществляются с применением норм гражданского законодательства.

Статья 7


Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Костромской области
В.А.Шершунов


Приложение
к закону Костромской области
"О региональной целевой программе
"Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту в Костромской
области на 2003-2004 годы"


РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы"

(с изменениями на 12 июля 2004 года)

     
ПАСПОРТ
региональной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы"

Наименование программы:

региональная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы"

Основания для разработки:

- Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";

- решение совещания Совета Безопасности РФ от 29 июня 1999 года "Руководящие принципы и основные направления деятельности в РФ по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года";

- Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы", утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 года N 44;

- постановление губернатора Костромской области от 5 марта 2002 года N 80 "О мерах по совершенствованию работы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании в области"

Заказчик:

Администрация области

Разработчики и основные исполнители программы:

подразделения администрации области:

- департаменты: здравоохранения, образования и науки, культуры и туризма, по делам телерадиовещания, печати и средств массовой информации, социальной защиты населения;

- комитеты: фармацевтический, по делам молодежи, по физической культуре и спорту.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

- управление внутренних дел, управление Федеральной службы безопасности РФ по Костромской области, управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Костромской области, Костромская таможня, прокуратура области, областной суд, департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Костромской области, Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Костромской области (абзац дополнен с 23 июля 2004 года Законом Костромской области от 12 июня 2004 года N 203-ЗКО, - см. предыдущую редакцию)


Общественные организации.

Муниципальные образования.

Цель программы:

приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.

Задачи программы:

- совершенствование организационной и правовой деятельности;

- создание системы профилактики наркотизма, прежде всего - в среде молодежи и несовершеннолетних;

- обеспечение населения области квалифицированной и индивидуально-ориентированной информацией по проблемам наркомании; совершенствование антинаркотической пропаганды;

- реализация на практике профилактической работы по месту жительства, обеспечение функционирования молодежных клубов, общественных организаций и объединений антинаркотической направленности;

- создание условий для подготовки и переподготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании;

- сохранение и закрепление профессионального кадрового ядра службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, дальнейшее развитие ее деятельности;

- совершенствование форм и методов борьбы со сбытчиками и распространителями наркотиков;

- усиление контроля за легальным оборотом наркотиков;

- проведение профилактических операций, направленных на предупреждение преступлений и правонарушений, связанных с наркотиками, выявление и пресечение каналов поступления наркотиков в незаконный оборот.

Источники и объем финансирования Программы

- Федеральный, областной бюджеты; бюджеты муниципальных образований, внебюджетные средства, добровольные пожертвования юридических и физических лиц.

Объем средств, необходимых для финансирования Программы, составляет:

всего в 2003-2004 годах - 3 млн. 603 тыс. руб. (в 2003 году - 1 млн. 967 тыс. руб., в 2004 году - 1 млн. 636 тыс. руб.)

В т.ч. из областного бюджета в 2003 - 2004 годах - 3 млн. 563 тыс. руб. (98,8% от запланированных средств)

из них в 2003 году - 1 млн. 947 тыс. руб., в 2004 году - 1 млн. 616 тыс. руб.

Из федерального бюджета всего в 2003-2004 годах - 40 тыс. руб., в т.ч. в 2003 году - 20 тыс. руб. в 2004 году - 20 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты Программы:

- определение масштабов распространения наркомании в области; получение данных для оперативной выработки мер профилактики правонарушений среди подростков и молодежи;

- повышение качества подготовки специалистов в области профилактики наркомании и уровня антинаркотического просвещения;

- формирование негативного общественного мнения к немедицинскому потреблению наркотиков;

- повышение антинаркотической ориентации подростков и молодежи области, сокращение незаконного спроса на наркотики;

- создание системы выявления, лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;

- укрепление подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

- повышение уровня межведомственного взаимодействия в работе по профилактике и борьбе с наркоманией;

- уменьшение потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками.

Координаторы Программы:

Областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Срок реализации Программы:

2003-2004 годы.


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Региональная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы" (далее именуется Программа) разработана согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 года N 44 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы" и в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана тем, что распространение наркомании в области и связанной с ней преступности остается одной из наиболее значимых проблем, а незаконное распространение и немедицинское потребление наркотиков представляет серьезную угрозу здоровью населения области, особенно молодежи.

Администрацией области и ее подразделениями в 2000-2002 годах предпринят ряд мер, направленных на противодействие и борьбу со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом:

- 31 августа 2000 года и 7 июня 2002 года постановлениями губернатора Костромской области на 30 человек увеличена штатная численность подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД области, финансируемых из средств областного бюджета;

- 22 ноября 2000 года постановлением главы администрации области N 475 утверждена областная целевая программа противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2001-2002 годы;

- 29 мая 2001 года губернатором принято постановление N 215 "Об амбулаторном реабилитационном наркологическом отделении", расположенном по ул. Островского, 48, открытие которого состоялось 14 августа 2001 года, амбулаторное лечение больных наркоманией осуществляется бесплатно;

- в июне 2002 года завершена первая очередь ремонтно-строительных работ в стационарном отделении на ул. Красная Слобода в г.Костроме, для лечения наркоманов открыта одна палата на 7-9 человек; для его охраны и организации круглосуточного милицейского поста в соответствии с постановлением губернатора области на 8 единиц (финансируемых из областного бюджета) увеличен штат милиции общественной безопасности управления внутренних дел.

Кроме того, подразделениями администрации области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Костромской области в ходе реализации мероприятий областной целевой программы противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (2001-2002 годов) осуществлены определенные шаги по профилактике наркомании, лечению и реабилитации больных наркоманией, такие как:

- создание, практически во всех муниципальных образованиях, межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, принятие городских, районных антинаркотических программ (на 2000-2002 годы);

- обучение специалистов; организация и участие в областных и городских семинарах по профилактике наркомании;

- разработка и апробация программ первичной профилактики наркозависимости и образовательных программ по здоровье сберегающей педагогике, определение базовых школ для их внедрения;

- организация работы экспериментальных площадок по профилактике наркомании в Судиславском, Нерехтском, Красносельском, Сусанинском, Мантуровском районах;

- выделение "коек" для больных наркоманией в лечебных учреждениях ряда муниципальных образований.

Учитывая, что в 2001 году на реализацию областной антинаркотической программы в бюджете области по разделу "финансирование программ" было предусмотрено лишь 250 тысяч рублей, подразделения администрации области осуществляли финансирование антинаркотической работы за счет средств, предусмотренных на текущее финансирование, и направили на эти цели еще 790 тысяч рублей, в том числе:

- департамент здравоохранения - 430 тыс. рублей;

- комитет по делам молодежи - 330 тыс. рублей (в т.ч. 240 тыс. рублей из средств федерального бюджета путем участия во Всероссийских конкурсах по проблемам наркомании и получения грантов, 15 тыс. рублей - средства спонсоров, 75 тыс. рублей - из областного бюджета);

- департамент образования и науки - 30 тыс. рублей.

Кроме того, на содержание дополнительной штатной численности ОБНОН из областного бюджета направлялось управлению внутренних дел порядка 900 тыс. рублей.

В первой половине 2002 года прямое финансирование мер по противодействию наркомании в области составило 1 млн. 922 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 1 млн. 667 тыс. рублей (с учетом средств на содержание дополнительного штата 15 сотрудников милиции).

Однако, несмотря на принимаемые меры, в области до настоящего времени не удалось создать системы эффективной профилактики наркомании, лечения больных наркоманией, реабилитации зависимых и созависимых лиц:

- не обеспечено квалифицированной и индивидуально - ориентированной информации по проблемам наркомании, что вызвано нехваткой специально подготовленных кадров, особенно; в муниципальных образованиях;

- не созданы специализированные структуры по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательных учреждениях общего и профессионального образования;

- не в полной мере используются возможности средств массовой информации в работе над проблемами противодействия наркомании.

При этом в ряде районов области испытывается дефицит необходимой литературы, кино- и видеоматериалов, аппаратуры для их демонстрации, сказывается нехватка специалистов (подростковых наркологов, психологов, социальных педагогов и других), способных организовать целенаправленную работу по лечению и профилактике наркомании, пропаганде здорового образа жизни, воспитанию полезных навыков и привычек.

Почти повсеместно родители и общественность не осознали степени опасности наркотизации молодежи и не проявляют должной активности в деле по противодействию этому явлению. (В ходе социологического опроса, проведенного в конце 2001 г. газетой "Костромские ведомости", на тему "Что больше всего волнует костромичей?" только 1% опрошенных указал на проблему наркомании).

Вместе с тем, по состоянию на 1 января 2002 года на учете в наркологической службе состоит 1384 человека, из них 229 несовершеннолетних; больных с диагнозом "наркомания" - 591, в том числе 54 несовершеннолетних. На учете в органах внутренних дел состоят 3257 человек, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, из них 147 несовершеннолетних. В 1 полугодии т.г. на учет в ОВД поставлены 166 потребителей наркотических средств, в том числе, 70 подростков.

С учетом уровня латентности реальное количество потребителей наркотиков и больных наркоманией превышает эти показатели в 5-10 раз. По сравнению с 1996 годом учетная заболеваемость наркоманией увеличилась почти в 42 раза, смертность наркоманов от передозировки - в 15 раз. В 2002 году погибли от наркотических осложнений 7 человек, в 2001 году - 15, в 2000 году - 36.

Уровень заболеваемости на 100 тыс. человек населения составил 482 в 2001 году (в 2000 году - 430) и превышает показатель по стране более чем в 2 раза (в 2001 году уровень заболеваемости по России составил 219,9).

Рост наркомании влечет за собой увеличение числа больных венерическими заболеваниями, СПИДом, гепатитом. По состоянию на 1 января 2002 года в области официально зарегистрировано 312 ВИЧ-инфицированных, каждый третий из них наркоман, на 1 июля т.г. их количество возросло до 468 человек. Вирусным гепатитом в 2001 году заболели 1684 человека (или 211,3 на 100 тысяч населения), за 8 месяцев заболеваемость вирусным гепатитом составила 462 человека (или 60,3 на 100 тысяч населения).

По прогнозу СПИД-центра в ближайшее время следует ожидать значительного увеличения смертности среди наркоманов по этой причине.

Общество продолжает терять потенциально активных граждан: в 2000 году 17% костромичей из числа допризывников освобождены областным военным комиссариатом от призыва в армию по причине наркомании, в 2001 году - 12,5%.

В ряде муниципальных образований получила распространение семейная наркомания. Все большее пристрастие к наркотикам проявляют женщины, в том числе матери - одиночки, дети, жители сельской местности.

В 1 полугодии 2002 комитетом по делам молодежи администрации области организовано проведение социологического исследования отношения к наркотикам и уровня наркотизации молодежи Костромской области.

В ходе исследования опрошены 4 группы молодежи в количестве 889 человек (учащиеся школ, учащиеся ССУЗов, студенты ВУЗов, рабочие) из 12 городов и районов Костромской области. При этом количественный состав и соотношение категорий и возрастов молодежи определялся пропорциональным соотношением категорий молодежи в Костромской области.

Исследование показало, что молодое население Костромской области (79,8% опрошенных), в отличие от взрослых, озабочено остротой проблемы наркотизации. Подавляющее большинство (от 86,4 до 100% опрошенных) учащейся молодежи отмечают, что проблема наркомании "стоит остро, как никогда".

Костромская молодежь считает, что с наркоманией должно бороться все общество и Российское государство. При этом приоритет отдается правоохранительным органам, на втором месте - ожидание действий со стороны администрации области. Примерно каждый пятый считает, что свой вклад в борьбу с наркоманией должны внести церковь и общественно - политические организации. Незначительное число опрошенных ожидает этой работы от учебных заведений.

По районам области распространенность наркомании и наркотиков отличается, и зависит от местоположения районного центра, уровня развития промышленности, других факторов, что может быть представлено в виде следующей таблицы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»