ЗАКОН
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 26 декабря 2002 года N 88-ЗКО
О региональной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы"
(с изменениями на 12 июля 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Костромской области от 16 июля 2007 года N 192-4-ЗКО
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Костромской области от 12 июля 2004 года N 203-ЗКО (Северная правда, 23.07.2004, N 107).
____________________________________________________________________
Принят
Костромской областной Думой
17 декабря 2002 года
Настоящий закон принят в целях реализации государственной политики по противодействию наркомании, создания условий для приостановления роста немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с нею преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности и для населения Костромской области.
Статья 1
Утвердить региональную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы" (далее - Программа), являющуюся неотъемлемой частью настоящего закона.
Статья 2
Правовой основой настоящего закона являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы", иное федеральное и областное законодательство.
Статья 3
Установить, что финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах сумм расходов, утвержденных законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год, иных внебюджетных источников.
Статья 4
Установить, что администрация Костромской области совместно с заинтересованными ведомствами организует формирование предложений по финансированию программных мероприятий из областного бюджета на очередной финансовый год.
Статья 5
Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований разработать и утвердить аналогичные муниципальные программы, включать в бюджеты муниципальных образований расходы на реализацию их мероприятий.
Статья 6
Установить, что правоотношения, возникающие в ходе реализации мероприятий Программы между организациями и органами государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований, осуществляются с применением норм гражданского законодательства.
Статья 7
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Костромской области
В.А.Шершунов
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы"
(с изменениями на 12 июля 2004 года)
Наименование программы: | региональная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы" |
Основания для разработки: | - Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; |
Заказчик: | Администрация области |
Разработчики и основные исполнители программы: | подразделения администрации области:
|
Цель программы: | приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. |
Задачи программы: | - совершенствование организационной и правовой деятельности; |
Источники и объем финансирования Программы | - Федеральный, областной бюджеты; бюджеты муниципальных образований, внебюджетные средства, добровольные пожертвования юридических и физических лиц. |
Ожидаемые конечные результаты Программы: | - определение масштабов распространения наркомании в области; получение данных для оперативной выработки мер профилактики правонарушений среди подростков и молодежи; |
Координаторы Программы: | Областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. |
Срок реализации Программы: | 2003-2004 годы. |
Региональная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы" (далее именуется Программа) разработана согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 года N 44 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы" и в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана тем, что распространение наркомании в области и связанной с ней преступности остается одной из наиболее значимых проблем, а незаконное распространение и немедицинское потребление наркотиков представляет серьезную угрозу здоровью населения области, особенно молодежи.
Администрацией области и ее подразделениями в 2000-2002 годах предпринят ряд мер, направленных на противодействие и борьбу со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом:
- 31 августа 2000 года и 7 июня 2002 года постановлениями губернатора Костромской области на 30 человек увеличена штатная численность подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД области, финансируемых из средств областного бюджета;
- 22 ноября 2000 года постановлением главы администрации области N 475 утверждена областная целевая программа противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2001-2002 годы;
- 29 мая 2001 года губернатором принято постановление N 215 "Об амбулаторном реабилитационном наркологическом отделении", расположенном по ул. Островского, 48, открытие которого состоялось 14 августа 2001 года, амбулаторное лечение больных наркоманией осуществляется бесплатно;
- в июне 2002 года завершена первая очередь ремонтно-строительных работ в стационарном отделении на ул. Красная Слобода в г.Костроме, для лечения наркоманов открыта одна палата на 7-9 человек; для его охраны и организации круглосуточного милицейского поста в соответствии с постановлением губернатора области на 8 единиц (финансируемых из областного бюджета) увеличен штат милиции общественной безопасности управления внутренних дел.
Кроме того, подразделениями администрации области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Костромской области в ходе реализации мероприятий областной целевой программы противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (2001-2002 годов) осуществлены определенные шаги по профилактике наркомании, лечению и реабилитации больных наркоманией, такие как:
- создание, практически во всех муниципальных образованиях, межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, принятие городских, районных антинаркотических программ (на 2000-2002 годы);
- обучение специалистов; организация и участие в областных и городских семинарах по профилактике наркомании;
- разработка и апробация программ первичной профилактики наркозависимости и образовательных программ по здоровье сберегающей педагогике, определение базовых школ для их внедрения;
- организация работы экспериментальных площадок по профилактике наркомании в Судиславском, Нерехтском, Красносельском, Сусанинском, Мантуровском районах;
- выделение "коек" для больных наркоманией в лечебных учреждениях ряда муниципальных образований.
Учитывая, что в 2001 году на реализацию областной антинаркотической программы в бюджете области по разделу "финансирование программ" было предусмотрено лишь 250 тысяч рублей, подразделения администрации области осуществляли финансирование антинаркотической работы за счет средств, предусмотренных на текущее финансирование, и направили на эти цели еще 790 тысяч рублей, в том числе:
- департамент здравоохранения - 430 тыс. рублей;
- комитет по делам молодежи - 330 тыс. рублей (в т.ч. 240 тыс. рублей из средств федерального бюджета путем участия во Всероссийских конкурсах по проблемам наркомании и получения грантов, 15 тыс. рублей - средства спонсоров, 75 тыс. рублей - из областного бюджета);
- департамент образования и науки - 30 тыс. рублей.
Кроме того, на содержание дополнительной штатной численности ОБНОН из областного бюджета направлялось управлению внутренних дел порядка 900 тыс. рублей.
В первой половине 2002 года прямое финансирование мер по противодействию наркомании в области составило 1 млн. 922 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 1 млн. 667 тыс. рублей (с учетом средств на содержание дополнительного штата 15 сотрудников милиции).
Однако, несмотря на принимаемые меры, в области до настоящего времени не удалось создать системы эффективной профилактики наркомании, лечения больных наркоманией, реабилитации зависимых и созависимых лиц:
- не обеспечено квалифицированной и индивидуально - ориентированной информации по проблемам наркомании, что вызвано нехваткой специально подготовленных кадров, особенно; в муниципальных образованиях;
- не созданы специализированные структуры по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательных учреждениях общего и профессионального образования;
- не в полной мере используются возможности средств массовой информации в работе над проблемами противодействия наркомании.
При этом в ряде районов области испытывается дефицит необходимой литературы, кино- и видеоматериалов, аппаратуры для их демонстрации, сказывается нехватка специалистов (подростковых наркологов, психологов, социальных педагогов и других), способных организовать целенаправленную работу по лечению и профилактике наркомании, пропаганде здорового образа жизни, воспитанию полезных навыков и привычек.
Почти повсеместно родители и общественность не осознали степени опасности наркотизации молодежи и не проявляют должной активности в деле по противодействию этому явлению. (В ходе социологического опроса, проведенного в конце 2001 г. газетой "Костромские ведомости", на тему "Что больше всего волнует костромичей?" только 1% опрошенных указал на проблему наркомании).
Вместе с тем, по состоянию на 1 января 2002 года на учете в наркологической службе состоит 1384 человека, из них 229 несовершеннолетних; больных с диагнозом "наркомания" - 591, в том числе 54 несовершеннолетних. На учете в органах внутренних дел состоят 3257 человек, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, из них 147 несовершеннолетних. В 1 полугодии т.г. на учет в ОВД поставлены 166 потребителей наркотических средств, в том числе, 70 подростков.
С учетом уровня латентности реальное количество потребителей наркотиков и больных наркоманией превышает эти показатели в 5-10 раз. По сравнению с 1996 годом учетная заболеваемость наркоманией увеличилась почти в 42 раза, смертность наркоманов от передозировки - в 15 раз. В 2002 году погибли от наркотических осложнений 7 человек, в 2001 году - 15, в 2000 году - 36.
Уровень заболеваемости на 100 тыс. человек населения составил 482 в 2001 году (в 2000 году - 430) и превышает показатель по стране более чем в 2 раза (в 2001 году уровень заболеваемости по России составил 219,9).
Рост наркомании влечет за собой увеличение числа больных венерическими заболеваниями, СПИДом, гепатитом. По состоянию на 1 января 2002 года в области официально зарегистрировано 312 ВИЧ-инфицированных, каждый третий из них наркоман, на 1 июля т.г. их количество возросло до 468 человек. Вирусным гепатитом в 2001 году заболели 1684 человека (или 211,3 на 100 тысяч населения), за 8 месяцев заболеваемость вирусным гепатитом составила 462 человека (или 60,3 на 100 тысяч населения).
По прогнозу СПИД-центра в ближайшее время следует ожидать значительного увеличения смертности среди наркоманов по этой причине.
Общество продолжает терять потенциально активных граждан: в 2000 году 17% костромичей из числа допризывников освобождены областным военным комиссариатом от призыва в армию по причине наркомании, в 2001 году - 12,5%.
В ряде муниципальных образований получила распространение семейная наркомания. Все большее пристрастие к наркотикам проявляют женщины, в том числе матери - одиночки, дети, жители сельской местности.
В 1 полугодии 2002 комитетом по делам молодежи администрации области организовано проведение социологического исследования отношения к наркотикам и уровня наркотизации молодежи Костромской области.
В ходе исследования опрошены 4 группы молодежи в количестве 889 человек (учащиеся школ, учащиеся ССУЗов, студенты ВУЗов, рабочие) из 12 городов и районов Костромской области. При этом количественный состав и соотношение категорий и возрастов молодежи определялся пропорциональным соотношением категорий молодежи в Костромской области.
Исследование показало, что молодое население Костромской области (79,8% опрошенных), в отличие от взрослых, озабочено остротой проблемы наркотизации. Подавляющее большинство (от 86,4 до 100% опрошенных) учащейся молодежи отмечают, что проблема наркомании "стоит остро, как никогда".
Костромская молодежь считает, что с наркоманией должно бороться все общество и Российское государство. При этом приоритет отдается правоохранительным органам, на втором месте - ожидание действий со стороны администрации области. Примерно каждый пятый считает, что свой вклад в борьбу с наркоманией должны внести церковь и общественно - политические организации. Незначительное число опрошенных ожидает этой работы от учебных заведений.
По районам области распространенность наркомании и наркотиков отличается, и зависит от местоположения районного центра, уровня развития промышленности, других факторов, что может быть представлено в виде следующей таблицы: