____________________________________________________________________
Утратил силу с 15 мая 2010 года на основании
Закона Калининградской области от 4 мая 2010 года N 451
____________________________________________________________________
Принят
Калининградской
областной Думой
третьего созыва
8 апреля 2004 года
Статья 1
Утвердить областную Программу "Содействие трудовой занятости населения Калининградской области на 2004-2005 годы" (прилагается).
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации (губернатор)
Калининградской области
В.Егоров
г.Калининград
22 апреля 2004 года
N 391
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
"Содействие трудовой занятости населения Калининградской области на 2004-2005 годы"
г.Калининград
2004 год
Наименование Программы | - | областная Программа "Содействие трудовой занятости населения Калининградской области на 2004-2005 годы" (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы | - | Федеральный закон от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации". |
Государственный заказчик Программы | - | Администрация Калининградской области. |
Основные разработчики Программы | - | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области, Главное управление труда и социального развития администрации области. |
Основные исполнители мероприятий Программы | - | Главное управление труда и социального развития администрации области, |
Сроки реализации Программы | - | мероприятия программы рассчитаны на 2 года (2004-2005 годы). |
Цели Программы | - | обеспечение конституционных прав граждан на труд и защиту от безработицы; |
Контроль за реализацией Программы | - | Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет Главное управление труда и социального развития администрации области, в соответствии с порядком, утвержденным администрацией области. |
Основные термины, употребляемые в тексте Программы:
Экономически активное население | - | часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг (лица, занятые в экономике и безработные граждане) |
Уровень безработицы | - | удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения |
Безработный | - | гражданин, не имеющий работы (доходного занятия), занимающийся ее поиском и готовый приступить к работе |
Базовая безработица | - | безработица, существующая на начало прогнозируемого периода |
Официальная безработица | - | безработные граждане, зарегистрированные в службе занятости и получившие статус безработного |
Занятое население | - | граждане, имеющие постоянную работу или доходное занятие |
Областная Программа "Содействие трудовой занятости населения Калининградской области на 2004-2005 годы" разработана Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области (далее - ДФГСЗН) совместно с администрацией Калининградской области. Основанием для разработки Программы являются: Конституция Российской Федерации (статьи 7, 37, 72), Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 2), Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (статья 15), Соглашение о намерениях между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и администрацией Калининградской области от 28 апреля 2001 года.
Необходимость принятия Программы обусловлена постепенным сокращением финансирования Правительством Российской Федерации региональных программ занятости из федерального бюджета и активного привлечения к решению проблем занятости органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В основу Программы положен перспективный прогноз рынка труда Калининградской области. Мероприятия активной политики занятости разработаны исходя из специфики развития экономического комплекса области в соответствии с Федеральной целевой программой развития Калининградской области до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866.
Рынок труда Калининградской области и современные проблемы его развития обусловлены следующими факторами:
- более 3/4 экономического потенциала Калининградской области и 2/3 трудовых ресурсов сосредоточены в ее западной части. 50% всех жителей области проживают непосредственно в городе Калининграде;
- обособленность рынка труда области от общероссийского. Имея небольшие масштабы, в условиях изоляции он стал очень уязвимым, реагирующим на любые, даже незначительные демографические, экономические или политические изменения;
- неблагоприятная демографическая ситуация в области вызвала с начала 90-х годов резкое старение трудовых ресурсов.
В период 2004-2010 годов влияние этих факторов сохранится. Депопуляция населения (связанная с превышением смертности над рождаемостью) усугубится неизбежным сокращением миграционного прироста, вызванного изменением пограничного и транзитного режимов после вступления Польши и Литвы в Евросоюз (ЕС).
Согласно прогнозам экспертов численность постоянного населения области в период 2004-2010 годов не превысит 950,0 тысяч человек. Экономически активное население составит 470,0 тысячи человек, а количество занятых в экономике - около 410,0 тысячи человек. В указанный период сохранятся существующие параметры рынка труда области и общие характеристики трудовых ресурсов.
С 2003 года на рынок труда области оказывают существенное влияние два фактора. Первый связан с реализацией инвестиционных проектов в рамках Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866, которой предполагается создание дополнительных рабочих мест, прежде всего, на западе области. Второй фактор - неизбежное сокращение приграничной "челночной" торговли после вступления Польши и Литвы в ЕС и изменение экономической конъюнктуры в связи со вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).
В этих условиях прогнозируется обострение проблем занятости, обусловленное неравномерностью географического распределения безработицы. В наиболее сложном положении окажутся восточные районы области.
Внедрение новых технологий и повышение производительности труда потребуют дополнительного перераспределения высвобождаемых трудовых ресурсов. Сокращаемый персонал должен стать кадровым резервом и потенциалом для развития малого и среднего бизнеса. Согласно расчетам Министерства труда и социального развития Российской Федерации в перспективе до 60% трудовых ресурсов должны быть задействованы в сфере малого и среднего бизнеса, а в сельской местности их доля должна составлять до 80% всех занятых в экономике сельскохозяйственных районов.
Наиболее сложная ситуация на рынке труда области сложится в период 2004-2010 годов, когда будет происходить адаптация трудовых ресурсов к новым условиям трудовых отношений.
К 2004 году прогнозируется рост незанятого населения области, численность которого возрастет на 60,0 тысячи человек, что будет обусловлено ужесточением таможенного режима (и транзита грузов).
С февраля 2003 года у 2/3 безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, резко сократился размер пособий по безработице, что связано с внесением изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ). В этой связи очень велика вероятность роста скрытой безработицы. Прогнозируется 10 кратная разница между числом лиц, имеющих официальный статус безработного, и реальным количеством безработных.
В перспективе до 2010 года для рынка области будут характерны следующие проблемы:
а) стратегия развития рынка труда области. Планирование и развитие экономики региона происходит без должного учета состояния трудовых ресурсов. Федеральная целевая программа развития Калининградской области до 2010 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866, не определяет, какими трудовыми ресурсами предполагается ее обеспечение. Основные мероприятия названной программы планируется развернуть в экономически развитой западной части области. В то время депрессивные восточные районы, где проживает половина всего населения региона, остаются без инвестиций.
Без общей стратегии развития трудовых ресурсов, проблемы рынка труда приходится решать по факту их возникновения;
б) качество спроса на рабочую силу. Экономика области массово воспроизводит дешевые рабочие места. Около 75% вакансий имеют заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в области, что крайне негативно сказывается на качестве жизни населения - снижаются доходы бюджетов, падает престиж труда, происходит деградация и люмпенизация трудовых ресурсов (с сопутствующими социальными проблемами), растет теневая занятость и отток квалифицированных кадров за рубеж. Рынок труда уже отреагировал на это острейшим дефицитом не только квалифицированных рабочих, но и обслуживающего персонала (подсобных рабочих и уборщиц);
в) формирование трудовых ресурсов. Несоответствие спроса и предложений рабочей силы усугубляется отсутствием ориентации учебных заведений на реальные потребности областного рынка труда. Анализ структуры подготовки кадров показывает, что при остром дефиците молодежи, в области формируются трудовые ресурсы, на 80% состоящие из управленцев высшего и среднего звена и только на 20% - из рабочих. При этом структура вакансий на 80% содержит спрос на рабочие профессии.
Для извлечения сиюминутной выгоды работодатели в течение десяти лет предоставляли работу дешевой иностранной рабочей силе, не вкладывая денег в подготовку собственных квалифицированных кадров;
г) занятость населения, проживающего в приграничных районах. В связи с предстоящим вступлением Литвы и Польши в ЕС велика вероятность резкого обострения проблем занятости в приграничных с ними территориях области. Исследования, проведенные ДФГСЗН, показали, что около половины граждан, проживающих в приграничных районах, связаны с "челночным" бизнесом, обеспечивающим уровень доходов населения (как незанятого, так и работающего). Приграничная торговля более десяти лет позволяла компенсировать и нивелировать издержки и перекосы развития и формирования трудовых ресурсов на указанных территориях.
Существующая система приграничной торговли не адаптирована к условиям пограничных стандартов ЕС. Любое ужесточение (изменение) таможенного или транзитного режимов неизбежно повлечет резкое сокращение этого вида деятельности и усилит негативные последствия для занятости населения;
д) финансовая проблема. В настоящее время федеральный бюджет гарантирует только выплату пособий. Выделение средств на активную политику занятости увязано с их финансированием из областного и местных бюджетов в равных пропорциях.
В прошлые годы органы местного самоуправления не смогли обеспечить необходимый уровень софинансирования мероприятий активной политики занятости населения области, что повлекло сокращение средств федерального бюджета, выделенных в 2002 году на их реализацию, на 35% (до 15,2 млн.рублей). Из-за чего количество лиц, направленных органами службы занятости на переобучение в 2002 году, сократилось на 34%.
Экономическая конъюнктура для Калининградской области в целом благоприятна. Предполагается, что в 2004-2010 годах число вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости, будет составлять до 32,0 тысячи рабочих мест в год и несколько превысит существующий уровень. Учитывая, что органы службы занятости реально располагают информацией примерно о половине всех существующих вакансий, можно спрогнозировать рост объема спроса на рабочую силу до 64,0 тысячи рабочих мест ежегодно.
70 % вакансий по-прежнему будет приходиться на долю г.Калининграда и прилегающих территорий. В период 2004-2010 годов здесь будет находиться центр экономического роста.
Общее число заявляемых в отдаленных сельскохозяйственных районах свободных рабочих мест не превышает 3-5% общего объема, т.е. в среднем 150 вакансий в год на один район.
Основные инвестиционные проекты в период до 2010 года планируется реализовать в западной части области, следовательно, на востоке региона спрос на рабочую силу не претерпит существенных изменений. Наиболее сложное положение сохранится в Краснознаменском, Озерском, Нестеровском, Неманском и Славском районах, а также городах с моноэкономической структурой развития - Гусеве и Немане.