ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
от 03 июня 1999 года N 12-50
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ
ОПУБЛИКОВАНО:
ЗВЕЗДА АЛТАЯ, N 98, 20.07.1999.
ВЕДОМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ - ЭЛ КУРУЛТАЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ, 1999, N 12(37), стр. 99
{Утратил силу:
Закон Республики Алтай от 31.05.2004 N 20-РЗ}
{Изменения:
Закон Республики Алтай от 28.06.2000 N 17-61;
Закон Республики Алтай от 27.04.2001 21-70;
Закон Республики Алтай от 01.11.2001 N 25-36}
Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай на основе Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Алтай, сознавая ответственность за поддержку и развитие системы образования, имея целью создание оптимальных условий для реализации Закона Российской Федерации "Об образовании", с учетом особенностей историко-культурного, социально - экономического и национального развития Республики Алтай, принимает настоящий Закон.
Закон Республики Алтай "Об образовании в Республике Алтай" подтверждает единое целое федерального и регионального в решении современных задач развития образования.
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах граждан, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися государственных образовательных стандартов разных уровней (образовательных цензов).
Образование в Республике Алтай содействует решению проблем социальной справедливости, свободному развитию личности, росту национального самосознания и обретению чувства уважения к общечеловеческим ценностям, конституционным правам и свободам граждан.
Особая роль в обществе принадлежит учителям (педагогам), гуманистический труд которых заслуживает достойной оценки, надлежащего материального и морального стимулирования.
Образование в Республике Алтай осуществляется в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, Конституцией и законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Алтай, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Алтай.
Закон Республики Алтай "Об образовании в Республике Алтай" с другими законами и нормативно - правовыми актами регулирует общественно - государственные отношения, запросы населения в области образования на территории Республики Алтай.
1. Область образования в Республике Алтай является приоритетной, как основное положение государственной политики Республики Алтай по сохранению и развитию системы образования в интересах формирования творческой личности и как решающего социального гаранта прогресса всего общества.
2. Организационной основой государственной политики Республики Алтай в области образования являются Программа развития образования Республики Алтай и Концепция национальных школ, реализация которых направлена на достижение обучаемыми необходимых уровней, определяемых федеральными и региональными государственными образовательными стандартами.
3. Государственная республиканская программа развития образования Республики Алтай разрабатывается на конкурсной основе.
Конкурс по разработке Программы развития образования объявляется Правительством Республики Алтай.
Разработанная Программа после обсуждения в педагогических коллективах и органах управления образованием утверждается Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай.
Правительство Республики Алтай (Министерство образования и науки) ежегодно докладывает Государственному Собранию - Эл Курултай о ходе выполнения Программы, соответствующие материалы публикуются в печати.
1. Основными принципами государственной политики Республики Алтай в области народного образования являются:
- равное право на образование, выбор форм его получения и вида образовательного учреждения;
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности;
- единство культурного и образовательного пространства;
- общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного стандарта и в порядке, установленном настоящим Законом;
- светский характер образования;
- преемственность и непрерывность всех ступеней образования;
- государственно-общественный характер управления образованием;
- выборность языка обучения;
- связь обучения и воспитания с этническими и культурными традициями народов республики.
2. В образовательных учреждениях создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускается.
Настоящий Закон и другие законы республики не могут устанавливать дополнительные ограничения физических и юридических лиц как участников образовательного процесса в сравнении с ограничениями, предусмотренными федеральным законодательством.
1. Законодательство Республики Алтай в области образования включает настоящий Закон, а также принимает в соответствии с ним другие законодательные и иные нормативно - правовые акты Республики Алтай.
2. Действие законодательства Республики Алтай в области образования распространяется на все образовательные учреждения в республике независимо от их организационно - правовых форм, типов и подчиненности.
Задачами законодательства Республики Алтай в области образования являются:
- определение государственной политики развития образования в республике;
- разграничение компетенции в области образования между Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай и Правительством Республики Алтай, а также органами управления образованием различных уровней Республики Алтай;
- обеспечение и защита конституционного права граждан на образование;
- создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования в Республике Алтай;
- определение прав, обязанностей и ответственности юридических и физических лиц в области образования;
- введение дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством льгот, видов и норм материального обеспечения работников образовательных учреждений и обучающихся;
- определение механизмов финансирования и материально - технического обеспечения образовательных учреждений в Республике Алтай.
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 27.04.2001, N 21-70 }
1. В Республике Алтай каждому гражданину гарантируется возможность получения образования независимо от национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
Ограничение прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости устанавливается только Законом.
2. Право граждан на образование обеспечивается путем создания социально - экономических условий для получения соответствующего образования.
3. Населению Республики Алтай гарантируется получение бесплатного образования всех уровней:
- общего начального, основного и среднего (полного) образования;
- начального профессионального образования;
- среднего и высшего, послевузовского профессионального образования на конкурсной основе в пределах государственных и региональных образовательных стандартов и нормативов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. Повышение квалификации кадров и профессиональная переподготовка работников предприятий, организаций республики, а также дополнительные услуги по повышению и расширению образовательного уровня осуществляются образовательными учреждениями, учреждениями повышения квалификации за полную плату на основе соответствующих договоров, кроме плановой переподготовки педагогических кадров.
5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной защите и помощи, Республика Алтай несет расходы на их содержание в период получения образования, поощряет благотворительную деятельность по отношению к ним.
Обучение граждан с отклонениями в развитии определяется специальными образовательными стандартами.
6. Правительство Республики Алтай в целях подготовки высококвалифицированных специалистов дифференцированно оказывает содействие гражданам, обучающимся в высших учебных заведениях (в том числе и за рубежом) и достигающим высокой результативности в обучении, финансовую поддержку, включая республиканские стипендии.
Критерии именных стипендий и порядок финансирования определяются положением, утверждаемым Правительством Республики Алтай.
1. Настоящий Закон конкретизируется в необходимых случаях принятием подзаконных актов, указов, положений и программ развития образования, детализирующих его нормы и реализацию.
2. Механизм реализации настоящего Закона выражается в претворении республиканской программы развития образования, ориентированной на решение наиболее актуальных проблем дальнейшего реформирования и перспектив модернизации республиканской системы образования.
1. Регионализация образования есть целенаправленный процесс и меры, способствующие формированию и сохранению единого образовательного пространства и целостности системы образования в регионе с учетом местных потребностей и условий.
2. Единое образовательное пространство Республики Алтай - это совокупность сети образовательных учреждений различных организационно - правовых форм, типов и видов, реализующих образовательные программы, государственные образовательные стандарты, подготовку специалистов в высших и средних учреждениях профессионального образования во взаимодействии с заинтересованными службами, ведомствами и государственными органами управления в республике.
Формирование и развитие единой региональной системы образования в Республике Алтай представляет структурное взаимодействие всех звеньев общего и профессионального образования, основанного на принципах непрерывности и последовательности образовательных программ и государственных образовательных стандартов федерального и регионального уровней.
В единую региональную систему образования Республики Алтай входят:
1. Образовательные учреждения различных организационно - правовых форм, типов, моделей, осуществляющие на законодательной основе:
а) дошкольное образование;
б) начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование;
в) профессиональное начальное, среднее, высшее и послевузовское образование;
г) дополнительное образование;
д) коррекционное обучение и воспитание детей и подростков с отклонениями в физическом и умственном развитии;
е) воспитание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Переподготовка и повышение квалификации кадров.
3. Семейное (домашнее) образование.
4. Самообразование и экстернат.
5. Частная образовательная практика, включая репетиторство, которая оформляется как индивидуальная трудовая деятельность.
6. Негосударственные образовательные учреждения всех видов и типов.
7. Научно - исследовательские, учебно-методические учреждения системы образования.