Недействующий

О Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003-2010 годы и мерах по повышению эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 2003 году

Глава 2. Распределение суммы необходимых средств


Расчетная потребность в средствах для восстановления и устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области приведена по укрупненной оценке Министерства энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального Свердловской области и составляет 54132 млн.рублей (таблица 2).

С учетом фактора экономии за счет эффекта мероприятий по энергосбережению (до 5 млрд.рублей) обеспечение финансирования затрат на восстановление жилищно-коммунального Свердловской области возможно при одновременном выполнении следующих условий:

1) увеличение нагрузки на консолидированный бюджет Свердловской области.

Согласно приведенному расчету (таблица 2) необходимо выделение дополнительной суммы бюджетных средств в размере 4.8 млрд.рублей в год.

По отношению к сумме расходов консолидированного бюджета Свердловской области (42.9 млрд.рублей) данное увеличение составит 11.2 процента;

2) рост тарифов для населения.

В связи с необходимостью ежегодного привлечения дополнительных средств населения в размере 2 млрд.рублей увеличение платежей по отношению к расчетной сумме, принятой исходя из уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в размере 80 процентов (10.2 млрд.рублей в ценах 2002 года), составит 19.6 процента в год.

Необходимо отметить, что в соответствии с принятыми для данного расчета условиями в распределении дополнительных средств, необходимых на восстановление жилищно-коммунального хозяйства области (19.6 процента в год для населения и 11.2 процента в год для бюджета), не учтены:

постепенное увеличение уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг до 100 процентов;

недобор средств с населения (из-за разницы в уровне оплаты жилищно-коммунальных услуг, задолженности за прошлые периоды, несовершенства тарифной политики);

изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги при доведении их до экономически обоснованного уровня.

С учетом влияния всех вышеперечисленных факторов рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения может достичь 30-45 процентов ежегодно.

Для сокращения столь значительного размера увеличения расходов необходимо активизировать меры по сокращению затрат, в том числе за счет организационных мероприятий, развития конкурентных отношений, снижения нерациональных издержек, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения целевого использования имеющихся средств.

В целях снижения нагрузки на областной и местный бюджеты и население необходимо также изыскивать дополнительные источники средств. Одним из вариантов привлечения внебюджетных заемных средств может стать внутреннее заимствование, для чего целесообразно рассмотреть возможность выпуска как исполнительными органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления, так и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства ценных бумаг, в том числе с последующим их размещением у населения.

В целях максимального использования имеющихся средств предполагается не уменьшать объем расходов местных бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство при постепенном доведении уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100 процентов. Средства местных бюджетов, высвобождающиеся при сокращении бюджетных дотаций предприятиям жилищно-коммунального хозяйства на возмещение разницы в тарифах (до 2.5 млрд.рублей в год), могут быть направлены на восстановление и модернизацию жилищно-коммунального комплекса Свердловской области.

Таблица 1

     
Структура средств на финансирование затрат на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации согласно подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 797


Источники средств

Объем средств (млн.рублей)

В том числе

1 этап

2 этап

3 этап

2002 год

2003 год

2004-2005 годы

2006-2010 годы

Размер средств, всего

510470

49900

58900

114260

287410

В том числе:

Федеральный бюджет

4930

200

430

1160

3140

Из них:

Средства на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса

4110

-

250

800

3060

Софинансирование инвестиционных проектов международных финансовых организаций

820

200

180

360

80

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и предприятий жилищно-коммунального комплекса, включая внебюджетные заемные средства

500080

48370

60270

110700

283740

Средства займов международных финансовых организаций

5460

1330

1200

2400

530

Доля средств федерального бюджета, направляемых на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства (в процентах к общей сумме средств)

8.0%

-

0.4%

0.7%

1.1%

Ежегодная сумма средств в расчете в среднем на один из 89 субъектов Российской Федерации

6.6

-

2.8

4.5

6.9


Примечание: условия получения кредитов и финансовая структура международной части подпрограммы определяются соглашением российской и иностранных партнеров в рамках реализации конкретного займа.

Структура финансирования мероприятий подпрограммы по модернизации жилищно-коммунального комплекса (без учета международных программ) состоит из двух частей:

средства федерального бюджета, предоставляемые в различной форме субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющим проекты по модернизации жилищно-коммунального комплекса;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства, дополнительно привлеченные средства частных кредиторов.

При этом доля средств федерального бюджета, направляемых на государственную поддержку реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства (4110 млн.рублей), составляет 0.8 процента от общей суммы средств (510470 млн.рублей).

В среднем на каждый из 89 субъектов Российской Федерации приходится сумма 46 млн.рублей, что составляет в течение периода реформирования от 2.8 до 6.9 млн.рублей в год, или 6.6 млн.рублей ежегодного при равномерном распределении по годам.

Таблица 2