Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004-2007 ГОДЫ

Сложность социальных явлений, вызываемых старением населения, широкое понимание функции обеспечения социальной защиты инициировали внимание органов государственной власти к проблемам пожилого населения России.


Пожилые люди - одна из наиболее многочисленных социально-демографических групп, темпы роста их благосостояния пока не соответствуют ожидаемым результатам. Сохраняются такие проблемы, как сниженный уровень здоровья, неустойчивое материальное положение, одиночество.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.

Твердое намерение обеспечить пожилым людям возможности для независимости, участия, ухода, реализации внутреннего потенциала и достоинства предопределяет приоритеты деятельности органов государственной власти в интересах пожилых людей в течение последнего десятилетия.

Важным шагом в этом направлении явилось принятие и реализация в 1997-2003 г.г. федеральной целевой программы "Старшее поколение". В Магаданской области в 1998 году также была принята областная программа "Старшее поколение" на 1998-1999 г.г. Данные программы стали основой скоординированных действий в пользу пожилых людей. Концептуальные положения и содержание мероприятий программ являются практическим воплощением рекомендаций и норм, закрепленных в Принципах ООН в отношении пожилых людей: "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста" (приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году резолюцией 46/91), дальнейшим продвижением к идеалам правового государства и вкладом в создание условий для удовлетворения особых потребностей пожилых людей на максимально доступном в реальной социально-экономической ситуации уровне.

В результате реализации программ на территории области за счет целевых средств федерального и областного бюджетов было приобретено медицинское оборудование, проведены ремонтные работы в Магаданском областном доме-интернате для престарелых и инвалидов и Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Магадана. В соответствии с заявками для учреждений социального обслуживания поступили автомобили УАЗ 2206 (микроавтобус) и УАЗ 3962 (санитарный).

Улучшение социально-экономического положения граждан пожилого возраста, повышение их социального статуса, активизация роли в жизни общества - приоритеты социальной политики в интересах пожилых людей, предмет постоянной заботы органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Создание условий для здоровой, безопасной и достойной старости, обеспечение пожилым людям возможности для независимости, участия, реализации внутреннего потенциала определяют направления деятельности органов власти Магаданской области в интересах пожилых людей.

Областная целевая программа "Старшее поколение Магаданской области" на 2004-2007 годы разработана во исполнение п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2002 года N 70 и Распоряжения губернатора области от 7 июля 2003 года N 411-р.

Одной из особенностей современной демографической ситуации как в целом в стране, так и в Магаданской области является высокая численность лиц пожилого возраста.

На 1 января 2003 года в области насчитывалось более 21 тысячи человек, принадлежащих по возрасту к старшему поколению (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше). Удельный вес пожилых людей, проживающих на территории области, составляет 11,5 процента. По сравнению с другими регионами страны наша область остается достаточно "молодой" (данный показатель в 2 раза ниже, чем в среднем по России).

Согласно классификации ООН население государства считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и более в общем числе превышает 7 процентов. В Магаданской области каждый 21 житель находится в возрастной категории 65 лет и старше (5 процентов).

Относительно низкий удельный вес населения старшего поколения обусловлен спецификой жизнедеятельности области, ее социально-экономическими особенностями.

По прогнозу Госкомстата Российской Федерации в результате миграционного оттока населения, в основном молодых и средних возрастов, к 2005 году доля пожилых людей в Магаданской области вырастет до 14 процентов, а к 2016 году - до 25 процентов.

Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически активного населения.

Главным, а зачастую и единственным источником доходов пожилых людей является пенсия, средний размер которой по состоянию на 30 сентября 2003 года составил 2444,8 рублей, что обеспечивает прожиточный минимум пенсионера на 99 процентов. По сравнению с прошлыми годами это соотношение увеличилось, тем не менее пожилые граждане, проживающие в условиях Крайнего Севера, нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства.

Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, теряются связи с родными и близкими.

На территории области более 7000 человек относятся к категории одиноких или одиноко проживающих граждан и нуждаются в социально-бытовых и других услугах. Из них более 1000 человек, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, получают социальные услуги на дому, 220 пожилых людей обеспечены стационарным социальным обслуживанием.

На территории области функционируют 4 нестационарных учреждения социального обслуживания пожилых людей, два из которых (в г. Сусумане и п. Ягодное) действуют по типу социального общежития, один (в Северо-Эвенском районе) является комплексным (т.е. по обслуживанию различных категорий граждан), и только в г. Магадане учреждение имеет статус Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Стационарное обслуживание пожилых людей представлено 3 учреждениями, которые не отвечают в полной мере требованиям настоящего времени.

В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуется создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.

Несмотря на то что в последние годы отмечается устойчивое внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста как на федеральном, так и на региональном уровне, положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач. Именно Программа может стать составной частью сильной государственной социальной политики.

Целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе их материальной поддержки, развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.

Указанная цель соответствует глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.

По временному характеру и периоду реализации Программа среднесрочная, реализуемая в течение 2004-2007 годов.

Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение качества жизни, создание благоприятных условий для активного участия пожилых людей в жизни общества.

Организационно-правовые вопросы социальной защиты граждан старшего поколения.

В связи с 5-летием со дня учреждения профессионального праздника "День социального работника" планируется проведение областного форума социальных работников и подготовка информации о положении граждан старшего поколения в Магаданской области.

На устойчивое функционирование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста направлена систематизация нормативной правовой базы деятельности государственных учреждений социального обслуживания.

Меры по улучшению социально-экономического положения граждан старшего поколения.