Успешное реформирование российской экономики невозможно без формирования новых федеративных отношений и учета специфических интересов каждого субъекта Федерации. В решении данных задач особое значение имеют целевые программы экономического и социального развития регионов. До 2001 года большинство регионов, разрабатывавших целевые программы, старались придать им статус федеральной целевой программы развития региона (ФЦПРР).
К числу регионов, к которым было решено применить программный метод регулирования социально-экономических процессов, в 1996 г. была отнесена и Республика Мордовия. Она была признана федеральными органами власти в качестве региона, нуждающегося в структурной перестройке экономики из-за высокой доли в валовом региональном продукте (ВРП) продукции предприятий военно-промышленного комплекса.
Федеральная целевая программа экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996 - 2000 годы стала значительным фактором развития экономики республики, а ее реализация позволила поддержать основные отрасли экономики в условиях переходного периода. Она включала в себя 60 проектов, в том числе 43 проекта относились к производственной сфере, 15 - к социальной и 2 проекта носили экологический характер.
Практика показала, что значительная часть ФЦПРР имела достаточно амбициозные цели, однако они были недостаточно конкретными и практически слабо реализуемыми. Отсутствовали также четкие правовые и финансовые механизмы их реализации и контроля.
Одновременно с ростом числа программ, которым был присвоен статус федеральных, постоянно сокращалось реальное финансирование из федерального бюджета. Из его средств в последние годы покрывалось в среднем около одной трети от запланированных объемов финансирования. В большинстве ФЦПРР не удалось привлечь запланированные объемы внебюджетных средств. К тому же цели, обозначенные во многих ФЦПРР, были ориентированы на регионализацию макроэкономического регулирования.
Все эти недостатки были отмечены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2001 году.
В связи с этим резко сократилось число федеральных целевых программ. В программно-целевом регулировании социально-экономических процессов акцент был сделан на региональный уровень. Правительство Республики Мордовия с целью закрепления позитивных тенденций развития республики, обусловленных реализацией первой Федеральной программы, приняло решение о разработке Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2001 - 2005 годы. Она была утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 января 2001 года N 32. Данная программа разрабатывалась как логическое продолжение предыдущей программы. Часть проектов была пролонгирована в связи с их недофинансированием в рамках предыдущей программы. Всего во вторую программу включено 156 проектов, в том числе 114 проектов носят производственный характер. Суммарный объем финансирования Программы составил 24,7 млн. рублей. Ее реализация позволит обеспечить прирост производства в сумме 25,28 млрд. рублей, создать 19108 новых и сохранить 26291 рабочих мест, сформировать собственный инвестиционный потенциал в размере 5,1 млрд. рублей к 2005 году.
На дальнейшее развитие и более эффективное использование программно-целевого регулирования социально-экономических процессов направлена Программа социально-экономического развития Республики Мордовия на 2003 - 2007 годы, разработанная в соответствии с Законом Республики Мордовия о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Мордовия от 25 ноября 1998 года N 41-З.
В основу ее разработки положена Концепция устойчивого экономического развития, базирующаяся на поддержании долгосрочного равновесия между производством, обществом и природой. При разработке программы развития региона сменены доминанты: переход от превалирующих до сих пор в развитии производственно-экономических факторов к доминированию социально-культурных факторов.
В связи с этим требуется качественное изменение самой модели экономического развития как на объектном, так и на субъектном уровнях. Параметры таких изменений определяют цели, задачи и приоритеты Программы социально-экономического развития Республики Мордовия на 2003 - 2007 годы.
Целью Программы является обеспечение устойчивого экономического роста на основе перехода экономики республики на модель инновационного развития, предусматривающую активизацию предпринимательской деятельности, создание экспортоориентированных и импортозамещающих производств, выпуск наукоемкой, высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, построение целостной инфраструктуры и ее современной информационной составляющей, а также более эффективное использование человеческого капитала и новых знаний, что позволит повысить уровень и качество жизни населения и обеспечить улучшение экологической ситуации.
Реализация поставленной цели будет зависеть от выполнения трех важнейших задач:
повышения уровня и качества жизни населения, сохранения и развития "человеческого капитала";
роста конкурентоспособности и эффективности региональной экономики;
сохранения природной среды и обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности людей.
Их решение позволит занять Республике Мордовия достойное место в общероссийском и мировом сообществе.
Региональная стратегия Республики Мордовия, направленная на обеспечение устойчивого экономического роста, в качестве приоритетных направлений развития предусматривает:
формирование инновационной модели развития региона;
максимальное использование человеческого капитала, рыночных механизмов функционирования экономики и активизации предпринимательской деятельности;
создание современной производственной и социальной инфраструктуры;
развитие и широкое использование современных информационных технологий;
повышение уровня и качества жизни населения;
улучшение экологической ситуации.
Формирование инновационной модели развития региона направлено на:
активизацию деятельности предприятий и организаций республики по разработке и внедрению современных наукоемких технологий;
налаживание производства конкурентоспособной на внутренних и внешних рынках продукции;
формирование научно обоснованной системы, структуры и механизма регулирования инновационных процессов;
организацию функционирования инновационной инфраструктуры, способствующей разработке и реализации эффективных инновационных проектов;