ЗАКОН
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
от 17 сентября 2003 года N 43-ЗС
Об утверждении краевой целевой программы "Дети Алтая" на 2003-2006 годы
Документ фактически утратил силу в связи с истечением срока действия.
Принят постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 12 сентября 2003 года N 281.
Опубликован: газета "Алтайская правда" от 26 сентября 2003 года N 262-264 с.9-17; Сборник законодательства Алтайского края 2003 год N 89 с. 33.
Вступил в силу 26 сентября 2003 года.
{ Изменения:
1. Закон Алтайского края от 7 июля 2004 года N 13-ЗС (вступление в силу 10 июля 2004 года);
2. Закон Алтайского края от 15 апреля 2005 года N 27-ЗС (вступление в силу 23 апреля 2005 года);
3. Закон Алтайского края от 9 декабря 2005 года N 117-ЗС (вступление в силу 1 января 2006 года);
4. Закон Алтайского края от 29 декабря 2005 года N 133-ЗС (вступление в силу 1 января 2006 года).
}
{ Новая редакция с изменениями от 29 декабря 2005 года. }
{ В тексте закона слова "комитет администрации края по социальной защите населения" в соответствующем падеже заменены словами "Главное управление администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" в соответствующем падеже на основании закона Алтайского края от 15 апреля 2005 года N 27-ЗС (вступление в силу 23 апреля 2005 года). }
Статья 1. Утвердить краевую целевую программу "Дети Алтая" на 2003-2006 годы, включающую в себя подпрограммы "Здоровый ребенок", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-инвалиды" (прилагается).
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации Алтайского края А.А. Суриков
Краевая целевая программа "Дети Алтая" на 2003-2006 годы
Наименование | краевая целевая програ мма "Дети Алтая" на 2003-2006 годы (далее - Программа); |
Основание | постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы"; |
Основные | Главное управление администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; |
Перечень | "Здоровый ребенок" (координатор - комитет администрации края по здравоохранению); |
Цель Программы | улучшение качества жизни и здоровья детей, решение проблем неблагополучия детей, в том числе проблемы детской безнадзорности и беспризорности ; |
Задачи Программы | обеспечение условий для рождения здоровых детей, профилактика детской заболеваемости и инвалидности; |
Сроки реализации | 2003-2006 годы; |
Перечень | социальная поддержка материнства и детства в крае; |
Объем и источники | финансирование Программы производится за счет средств федерального, краевого, местных бюджетов, внебюджетных фондов. Объем фактических затрат на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджетов всех уровней, с учетом привлечения благотворительных взносов; |
Ожидаемые | улучшение положения детей в крае, в том числе детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; |
Система | контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном администрацией края порядке совместно с комитетом администрации Алтайского края по здравоохранению, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Алтайского края, Главным управлением администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - координаторами соответствующих подпрограмм данной Программы с участием комитета администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике { в редакции c:\content\ngr\RU22DMJ200500357.doc (вступление в силу 1 января 2006 года) }. |
Краевая целевая программа "Дети Алтая" на 2003-2006 годы включает в себя подпрограммы "Здоровый ребенок", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-инвалиды".
Учитывая, что ранее принятые краевые целевые программы: "Об улучшении положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" и "Сохранение и развитие системы образования в Алтайском крае до 2005 года" (включающая в себя подпрограмму "Одаренные дети") действуют до 2005 года, в данную краевую целевую программу "Дети Алтая" не входят подпрограммы "Дети-сироты" и "Одаренные дети".
Данная программа направлена на формирование эффективной комплексной системы социальной поддержки детей в крае, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей в Алтайском крае.
Накопленный в крае опыт решения вопросов по улучшению положения детей в рамках уже реализуемых целевых программ, результаты анализа выполнения их мероприятий, наличие большого числа нерешенных проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в крае, подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации федеральных и краевых целевых программ по улучшению положения детей в России, в Алтайском крае сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка детей-сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В последние годы, благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации мероприятий федеральных и краевых целевых программ, удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства, в частности, показатели младенческой, перинатальной, материнской смертности в крае.
Однако вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. В результате показатели материнской и детской смертности остаются на высоком уровне, только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми. Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которых в последнее десятилетие многократно увеличилась, приводит к дальнейшему ухудшению здоровья детей.
Одной из причин ухудшения здоровья, особенно у детей раннего и подросткового возраста, является недостаточная эффективность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков. Все еще недостаточное внимание уделяется решению проблемы полноценного питания детей.
Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и асоциальному поведению.
Социальная значимость этих проблем, связанных с состоянием здоровья детей в крае, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.
Социальные и экономические проблемы в обществе на данном этапе существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост безнадзорности и беспризорности детей, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. Ежегодно в крае выявляется порядка трех тысяч преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, при этом почти треть из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности, растет число преступлений, связанных с наркоманией. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и помещается в центр временного содержания для несовершеннолетних до 300 подростков за совершение общественно опасных деяний. Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них - насилие в семье, проблемы детей и подростков, освободившихся из воспитательных колоний, бывших воспитанников детских домов. Продолжается рост числа социальных сирот. Брошенные дети становятся объектами внимания преступного мира.
Проводимая в крае комплексная работа по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений детей и подростков, реализация ранее действующих целевых программ в этом направлении, позволили частично снизить остроту указанных проблем. Создана сеть центров по работе с семьей и детьми, приютов для беспризорных и безнадзорных детей. В то же время незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, отсутствие четких механизмов взаимодействия государственных структур и общественных формирований, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.
В Алтайском крае, как и по всей России, наблюдается рост числа детей-инвалидов. Численность детей-инвалидов в настоящее время составляет более 13 тысяч человек, подавляющее большинство которых воспитывается в семье, примерно одна треть находится в специализированных детских учреждениях. В 32 школах-интернатах системы образования проживают и обучаются 4711 детей с умственными и физическими недостатками, а 600 детей в трех домах-интернатах системы социальной защиты населения. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности, а их материально-техническая база - в укреплении для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов.
Решение этих и целого ряда других вопросов по улучшению положения детей в Алтайском крае и предусматривается краевой целевой программой "Дети Алтая" со сроками реализации 2003-2006 годы.
подпрограмма "Здоровый ребенок"; | |
Основание | главы администрации края от 10 декабря 2002 года N 1094-р; |
внедрение многоуровневой системы образования, психологического сопровождения и воспитания детей и подростков в области сохранения психического и психологического здоровья; | |
подпрограммы "Здоровый ребенок" краевой комплексной программы "Дети Алтая" на 2003-2006 годы
N | Наименование | Источники | Всего | в том числе | Исполнители | ||||
Утверждено | Потребность в | ||||||||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка | |||||||||
1. | Внедрение современных технологий питания: питание детей до 1 года из малообеспеченных семей | краевой бюджет | 31000 | 8000 | 7000 | 16000 | комитет администрации Алтайского края по здравоохранению | ||
2. | Дальнейшее развитие телемедицинских технологий: открытие телемедицинских пунктов мониторинга состояния фетоплацентарного комплекса в городах Алейске, Заринске, Камне-на-Оби, государственных учреждениях здравоохранения: Краевой клинической больнице, Алтайском краевом кардиологическом диспансере, Алтайской краевой клинической детской больнице | краевой бюджет | 1500 | 500 | 500 | 500 | комитет администрации края по здравоохранению | ||
3. | Обеспечение современными методами контрацепции женщин фертильного возраста | краевой бюджет | 7900 | 1800 | 2800 | 2800 | комитет администрации края по здравоохранению | ||
4. | Оплата проезда беременных женщин до Краевой клинической больницы, Краевого и межрайонных перинатальных центров; | краевой бюджет | 2100 | 700 | 700 | 700 | комитет администрации края по здравоохранению | ||
5. | Обеспечение детей, страдающих фенилкетонурией, препаратами, не содержащими фенилаланин | краевой бюджет | 8065 | 2355 | 2855 | 2855 | комитет администрации края по здравоохранению | ||
6. | Внедрение оздоровительных технологий в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (беспризорных и безнадзорных) детей: | краевой бюджет* | 3000 | 1000 | 1000 | 1000 | комитет администрации края по здравоохранению | ||
7. | Внедрение информационных технологий при проведении профилактических медицинских осмотров и врачебного консультирования по вопросам профессиональной ориентации детей в организациях здравоохранения и образования: | краевой бюджет* | 3000 | 1000 | 1000 | 1000 | комитет администрации края по здравоохранению | ||
8. | Совершенствование системы реабилитационной помощи в домах ребенка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей | краевой бюджет* | 1100 | 300 | 300 | 500 | комитет администрации края по здравоохранению | ||
9. | Совершенствование перинатальной диагностики врожденных, наследственных заболеваний и внутриутробной инфекции, обеспечение новорожденных тест-системами для обследования на фенилкетонурию и гипотиреоз | краевой бюджет* | 1110 | 370 | 370 | 370 | комитет администрации края по здравоохранению, Алтайская краевая клиническая детская больница | ||
10. | Строительство и реконструкция учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям: | краевой бюджет* | 56840 | 19640 | 37200 | комитет администрации края по здравоохранению, Краевой детский санаторий "Белокуриха" |
N | Наименование мероприятий | Источники | 2003-2006 | в том числе (тыс. руб.) | Исполнители | |||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |||||||||
потребность | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
Совершенствование специализированной помощи детям | ||||||||||||
12 | Совершенствование программы мониторинга врожденных пороков развития: | краевой бюджет | 200,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | комитет администрации края по здравоохранению, краевой медицинский информационно-аналитический центр | ||||
13 | Оснащение краевой медико-генетической консультации краевой клинической детской больницы аппаратом УЗИ с учетным доплеровским картированием | средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования | 4000,0 | 4000,0 | комитет администрации края по здравоохранению, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию) | |||||||
14 | { Исключен на основании c:\content\ngr\RU22DMJ200400087.doc (вступление в силу 10 июля 2004 года). } | |||||||||||
15 | Оснащение медицинских учреждений оборудованием для реабилитации новорожденных, совершенствование профилактики и лечения осложнений у новорожденных детей: | средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования | 3300,0 | 3300,0 | комитет администрации края по здравоохранению, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию) | |||||||
16 | Укомплектование электрокардиографами крупных детских поликлиник городов Бийска, Барнаула, районов Благовещенского, Мамонтовского, Первомайского, Тальменского, Третьяковского, Троицкого | средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования | 6800,0 | 1700,0 | 1700,0 | 1700,0 | 1700,0 | комитет администрации края по здравоохранению, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию) | ||||
17 | Открытие при краевой клинической детской больнице центра "искусственной почки" | краевой бюджет | 2000,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | комитет администрации края по здравоохранению, краевая клиническая детская больница | ||||
18 | Оснащение хирургического отделения краевой клинической детской больницы эндоскопической стойкой для детской хирургии | средства Территориального | 2600,0 | 2600,0 | комитет администрации края по здравоохранению, краевая клиническая детская больница, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию) | |||||||
{ Пункты 19,20,21 дополнены на основании c:\content\ngr\RU22DMJ200400087.doc (вступление в силу 10 июля 2004 года). } | ||||||||||||
N | Наименование мероприятий | Источники финансирования | Всего 2004-2006 годы | в том числе | Исполнители | |||||||
Утверждено | Потребность в финансировании | |||||||||||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||
19. | Обеспечение реактивами для скрининга беременных женщин на врожденную патологию плода | краевой бюджет | 2820 | 640 | 1090 | 1090 | комитет администрации края по здравоохранению | |||||
20. | Обеспечение тест-системами для диагностики внутриутробных инфекций у беременных женщин и новорожденных | краевой бюджет | 4300 | 1000 | 1400 | 1400 | комитет администрации края по здравоохранению | |||||
21. | Обеспечение тест-системами для диагностики ВИЧ/СПИДа у беременных женщин | краевой бюджет | 1840 | 480 | 680 | 680 | комитет администрации края по здравоохранению | |||||
Оздоровительные мероприятия | ||||||||||||
N | Наименование мероприятий | Источники | 2003-2006 | в том числе (тыс. руб.) | Исполнители | |||||||
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |||||||||
потребность | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
19 | Подготовка кадров преподавателей физкультуры для специальных и подготовительных групп физкультуры в школах | краевой бюджет, | 300,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | комитеты администрации края по здравоохранению, по образованию, краевой врачебно-физкультурный диспансер | |||||
20 | Организация тестирования на наркологическую зависимость детей и подростков по клиническим показани ям в медицинских учреждениях и школах (на добровольной основе) | краевой бюджет | 1200,0 | 400,0 | 400,0 | 400,0 | комитеты администрации края по здравоохранению, по образованию, краевой наркологический диспансер | |||||
21 | Организация двух стационарных реабилитационных центров для детей и подростков, страдающих наркоманией, в городах Бийске, Рубцовске | краевой бюджет | 3000,0 | 1500,0 | 1500,0 | комитет администрации края по здравоохранению, краевой наркологический диспансер | ||||||
22 | Подготовка методических рекомендаций по реабилитации наркоманов, проведение краевого конкурса на лучшие методические разработки, направленные на профилактику социально обусловленных заболеваний | краевой бюджет | 200,0 | 100,0 | 50,0 | 50,0 | комитеты администрации края по здравоохранению, по образованию, краевой наркологический диспансер | |||||
23 | Совершенствование методов профилактики заболеваний у детей, форм их физического воспитания в учреждениях образования, начиная с дошкольного образования: | краевой бюджет | 50,0 | 50,0 | комитеты администрации края по здравоохранению, по образованию, краевой врачебно-физкультурный диспансер | |||||||
24 | Подготовка образовательных программ, информационных материалов для населения по вопросам подготовки к беременности и родам, грудному вскармливанию, уходу за новорожденными, по проблемам невынашивания беременности | краевой бюджет | 450,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | комитет администрации края по здравоохранению, Алтайский государственный медицинский университет (по согласованию) | |||||
25 | Проведение среди учреждений всех форм собственности конкурса образовательных программ по сохранению и укреплению психического и психологического здоровья детей и подростков | краевой бюджет | 150,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | комитеты администрации края по образованию, по здравоохранению, Алтайский государственный медицинский университет (по согласованию) | |||||
26 | Проведение мониторинга санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательных учреждениях и организации учебно-воспитательного процесса | местные бюджеты** | комитеты администрации края по здравоохранению, по образованию, Алтайский государственный медицинский университет (по согласованию) | |||||||||
27 | Организация в образовательных учреждениях физического воспитания детей на основе возрастных нормативов физической активности, создание в школах досуговых центров для детей и их родителей | местные бюджеты** | комитеты администрации края по образованию, по здравоохранению, по физической культуре и спорту, по культуре и туризму | |||||||||
28 | Рационализация питания детей в детских дошкольных учреждениях: | федеральный бюджет*** | комитеты администрации края по здравоохранению, по образованию | |||||||||
29 | Проведение профилактической витаминизации и коррекции минеральной недостаточности (дефицит йода, кальция, железа) у детей в образовательных учреждениях; | краевой бюджет | 1500,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | комитеты администрации края по здравоохранению, по образованию | |||||
30 | Разработка и внедрение на молочных кухнях новых технологических процессов и продуктов для здоровых и больных детей | местные бюджеты** | комитет администрации края по здравоохранению | |||||||||
31 | Подготовка серии телепередач по здоровому питанию детей | краевой бюджет | 500,0 | 100,0 | 200,0 | 200,0 | комитет администрации края по здравоохранению |