РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 3 марта 2003 года N 12-ОЗ
Об утверждении областной целевой программы "Долгосрочное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы"
Принят
Рязанской областной Думой
19 февраля 2003 года
<Изменения:
Закон Рязанской области N 15-ОЗ от 27.02.2004 г.; нгр:RU62000200400031
Закон Рязанской области N 55-ОЗ от 30.06.2004 г.; нгр:RU62000200400103;
Закон Рязанской области N 23-ОЗ от 02.03.2005 г.; нгр:RU622000200500029
Закон Рязанской области N 112-ОЗ от 14.09.2006 г.; нгр:RU62000200600253;
Закон Рязанской области N 42-ОЗ от 03.04.2007 г.; нгр:RU62000200700079;
Закон Рязанской области N 85-ОЗ от 19.07.2007 г.; нгр:RU62000200700183;
Закон Рязанской области N 140-ОЗ от 17.10.2007 г.; нгр:RU62000200700294;
Закон Рязанской области N 113-ОЗ от 08.10.2008 г.; нгр:RU62000200800330;
Закон Рязанской области N 64-ОЗ от 15.07.2010 г.; нгр:RU62000201000293>
<Действие Закона в части, не обеспеченной финансированием из областного бюджета приостановлено на 2010 год: Закон Рязанской области N 155-ОЗ от 15.12.20099 г. нгр:RU62000200900587>
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Долгосрочное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы" согласно приложению 1 к настоящему Закону.
Статья 2. Утвердить укрупненный план мероприятий по реализации программы согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Статья 3. Утвердить прогноз объемов финансирования программы согласно приложению 3 к настоящему Закону.
Указанные объемы подлежат ежегодному уточнению с учетом сумм, выделяемых на развитие ипотечного кредитования из федерального, областного и местных бюджетов.
Статья 4. Утвердить таблицу примерного расчета максимально возможной суммы займа в зависимости от совокупного семейного дохода согласно приложению 4 к настоящему Закону.
Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации области
В.Н.Любимов
3 марта 2003 года
N 12-ОЗ
Областная целевая программа "Долгосрочное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы"
Наименование программы | Областная целевая программа "Долгосрочное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы" (далее - программа). | |
Государственный заказчик | Правительство Рязанской области | |
Разработчики программы | Областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, открытое акционерное общество "Рязанская ипотечная корпорация" | |
Цель программы | Создание необходимых общественных (законодательных, государственно-политических, финансовых, экономических и организационных) условий для решения жилищной проблемы населения области с помощью ипотечного кредитования. | |
Основные задачи программы | 1. Поддержка и стимулирование инициативы населения области по улучшению своих жилищных условий в осуществлении государственной жилищной политики. | |
Исполнитель основных мероприятий | министерство строительного комплекса Рязанской области, управление капитального строительства Рязанской области, областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, открытое акционерное общество "Рязанская ипотечная корпорация" | |
Сроки и этапы реализации программы | 2003-2004 гг. | Разработка и формирование механизма мобилизации ресурсов обеспечения жилищного инвестиционно- |
| 2007-2010 гг. | Переход системы ипотечного кредитования в строительстве и приобретении жилья на частичную самоокупаемость. Создание системы мониторинга потребности в строительстве социального жилья. |
Объемы и источники финансирования программы | 2003-2004 гг. | Общий объем средств в ценах 2003 года составляет 181,8млн. руб., в том числе: |
| 2005-2006 гг. | Общий объем средств в ценах 2003 года составляет 285,9 млн. руб., в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Реальное улучшение жилищных условий жителей области: | |
Система организации контроля за исполнением программы | Общее руководство, межведомственную координацию и контроль за реализацией мероприятий программы осуществляет Правительство Рязанской области. |
1. Введение
Долгосрочное жилищное финансирование является важным инструментом реализации проводимой государством жилищной политики. Правильное выстраивание отношений в рамках жилищного финансирования, эффективность используемых схем (механизмов), своевременность решения насущных и перспективных задач становятся во многом определяющим фактором социально-экономических преобразований в регионе.
Преобразования, произошедшие в последние годы в жилищной отрасли, весьма значительны. Более половины квартир, ранее находившихся в государственном, муниципальном и ведомственном жилищных фондах, приватизированы, что привело к появлению достаточно развитого рынка жилья и его существенного оборота.
Приобретение жилья в собственность, являющееся теперь основным средством для улучшения жилищных условий граждан, способствует развитию заемно-кредитных и ипотечных отношений. Вокруг них складываются новые организационные, финансовые и правовые системы, обеспечивающие потребности граждан в улучшении жилищных условий. Они также способствуют становлению и развитию рыночных отношений среди хозяйствующих субъектов, участвующих в названных процессах.
Источники финансирования процесса приобретения и строительства жилья многообразные. Это средства граждан, кредиты банков, материальные ресурсы юридических лиц, займы и субсидии из бюджетов различных уровней.
Механизмы финансово-кредитного обеспечения строительства и приобретения жилья:
адресные безвозмездные субсидии гражданам из бюджетов различных уровней, в том числе в рамках реализации целевых программ;
банковское ипотечное кредитование;
выдача целевых ипотечных займов;
сбережения граждан;
продажа "старого" жилья, зачет его стоимости;
инвестирование, предоставление поручительств юридическими лицами.
В настоящее время в Российской Федерации внедряется общефедеральная система ипотечного жилищного кредитования. В основу этой системы положена концепция программы, разработанная Госстроем Российской Федерации и одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации".
Ипотечное кредитование - один из самых проверенных в мировой практике и надежных способов привлечения внебюджетных инвестиций в жилищную сферу. Именно ипотека позволяет согласовать интересы населения в улучшении жилищных условий, банков - в эффективности и прибыльной работе, строительного комплекса - в ритмичной загрузке производства, в том числе государства, заинтересованного в общем экономическом росте, которому будет способствовать широкое распространение ипотечного кредитования населения.
Зарубежный опыт решения жилищной проблемы населения показывает, что 80 процентов жилищного строительства в мире производится при помощи ипотечного кредитования, и подтверждает правильность концептуального выбора пути решения жилищной проблемы в области с применением механизма ипотечного кредитования.
В процессе реализации областной целевой программы "Долгосрочное жилищное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы" необходимо будет принять ряд нормативных правовых актов, корректировать ее в дальнейшем как из-за изменения федерального законодательства, так и для повышения эффективности развития программы по мере ее внедрения.
Анализ ситуации
2.1.Зарубежный опыт решения жилищной проблемы
США. Самым важным в регулировании жилищного рынка США является правительственная поддержка системы ипотечного кредитования. Главная цель федерального правительства - обеспечение всех граждан США жильем по современным минимальным стандартам - достигается не путем строительства дешевого муниципального жилья, а регулированием частного рынка жилья.
Основными методами регулирования являются: обеспечение вторичного рынка закладных, государственное страхование ссуд, выдаваемых частными кредитными учреждениями, льготы в получении кредитов для малообеспеченных групп населения и ветеранов, регулирование деятельности сберегательных учреждений, налоговые льготы для инвесторов жилищного рынка, установление стандартов на жилье.
Германия. Институт ипотечного кредитования предполагает жилищные накопительные счета до 50% стоимости жилья, на вторую половину стоимости выдается кредит сроком на 15 - 20 лет под 8% годовых.
Франция. Крупнейший земельный банк - "Креди Фонсье де Франс" предоставляет ссуды землевладельцам и строительным компаниям на жилищное и промышленное строительство. Ипотечные операции связаны с выдачей среднесрочных и долгосрочных ипотечных ссуд сроком от 3 до 20 лет.
Венгрия. Рынок ипотечных кредитов в Венгрии находится под защитой государства. Ставка рефинансирования Центрального Банка Венгрии на декабрь 1995 г. составляла 28% годовых. Контрактная ставка для ипотечного кредита выше - 32%, но она разбивается пополам, т.е. 16% заемщик платит ежемесячно, а 16% начисляются и прибавляются к основной сумме долга. Срок кредита 15 лет.
Канада. Ипотечный кредит предоставляется всем желающим, имеющим стабильный заработок и возможность внести первоначальный взнос 5 - 25% от стоимости. Ипотечные кредиты предоставляются по льготной кредитной ставке ввиду того, что, с одной стороны, они поддерживаются Центральным Банком и, с другой стороны, они обеспечены самой недвижимостью в качестве залога.
Гонконг. Первые сделки в Азии на вторичном рынке закладных на частную недвижимость были проведены в 1994 году. Структура этих сделок была схожа с той, что принята в США, Австралии, Великобритании. Интерес инвесторов к этому рынку не ослабевает, емкость рынка закладных в этой стране оценивается примерно в 30 млрд. долларов США.
Кредитные инструменты так называемых "кредитов с индексацией" нашли широкое применение в странах с высокой и изменяющейся инфляцией - Турция, Колумбия, Португалия, Израиль, Польша и др.
Таким образом, анализ материалов по зарубежным схемам строительства жилья свидетельствует, что их эффективное развитие возможно при активной поддержке государства в виде налоговых льгот и субсидий, создании специализированных ипотечных фондов, ассоциаций, страховых, оценочных и риэлтерских организаций и, самое главное, при соответствующей федеральной законодательной базе и наличии нормативно-правового обеспечения.
Именно увеличение объемов жилищного строительства в вышеперечисленных странах являлось одним из основных факторов подъема экономики, решения проблемы занятости, улучшения жилищного обеспечения населения и улучшения демографической ситуации.
2.2. Отечественный опыт решения жилищной проблемы
В ряде регионов Российской Федерации, в частности в г.г. Москве, Санкт - Петербурге и других, заложены законодательные и организационные основы функционирования системы ипотечного жилищного кредитования. В г. Москве и Санкт - Петербурге разработаны концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования, в основе которых лежит двухуровневая модель. В г. Москве она опирается на учрежденное Московское городское агентство по ипотечному кредитованию, в г. Санкт - Петербурге - на филиал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, созданного на федеральном уровне. Ведется работа с банками по ипотечным программам г. Москвы и Санкт - Петербурга.
Среди администраций ряда городов получила распространение идея создания специальных внебюджетных фондов поддержки жилищного строительства (г. Саров, Нижегородская область). Фонды, используя бюджетные средства и часть налоговых поступлений (в пределах местных налогов, а в отношении закрытых административно - территориальных образований - и федеральных налогов), финансируют строительство жилья. Это жилье продается тем гражданам, которые согласны продать фонду имеющееся жилье, недостающую сумму частично оплатить за счет собственных средств, а частично - получить рассрочку. Стоимость старого жилья, как правило, составляет примерно 50 - 60 процентов стоимости нового, 20 - 25 процентов - собственные средства гражданина, на оставшиеся 15 - 30 процентов стоимости покупаемого жилья предоставляется рассрочка. При этом каждый вложенный фондом в сферу жилищного строительства рубль кредита привлекает превосходящие в несколько раз средства населения.
Результаты этих программ определяются бюджетными возможностями регионов, объемами жилищного строительства, а также платежеспособным спросом на жилье на вторичном рынке жилья.
В некоторых других городах и регионах (Оренбургская область, Удмуртская Республика и др.) получили развитие схемы кредитования населения по кредитной ставке намного ниже рыночной через создаваемые внебюджетные фонды. Предоставление льготных процентных ставок по кредитам создает трудности для привлечения в систему ипотечного жилищного кредитования внебюджетных средств инвесторов. В связи с этим подобные схемы ограничены по масштабам кредитования и ложатся тяжелой нагрузкой на региональные бюджеты, которые в большинстве своем на сегодняшний день являются дефицитными.
В ряде регионов России (Белгородская область, Республика Башкортостан и др.), в основном в сельской местности, получили распространение схемы кредитования, в которых не используется кредитно - финансовый механизм. В Республике Башкортостан заемщики получают кредиты и займы в виде строительных материалов, а в Белгородской области рассматривается результативность подсобного хозяйства заемщика. При этом платежеспособность заемщика в общепринятом смысле слова не оценивается, поскольку возврат кредита (займа) осуществляется не в денежной, а в натуральной форме - в виде сельскохозяйственной продукции, которая впоследствии продается по ценам, устанавливаемым организаторами такого рода кредитования.
Замена денежных инструментов натуральными может привести к несоизмеримости затрат и результатов. Кроме того, достаточно сложно гарантировать возврат кредитов при отсутствии реального денежного эквивалента натуральных платежей по кредиту и его соответствия размеру кредитных ресурсов.
В 1999 году администрацией города Рязани разработана Программа ипотечного кредитования.
Основной целью программы является повышение доступности жилья для населения в рыночных условиях.
В соответствии с программой её участнику предоставляется заем (рассрочка платежа) в размере не более 50 % от стоимости приобретаемого жилья на срок до 15 лет с годовой ставкой 1/10-1/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Отбор участников производится на конкурсной основе, с преимущественным правом тех, кто стоит в очереди, просит в кредит меньшую сумму на меньший срок и имеет меньшую обеспеченность общей площадью жилья в расчете на 1 члена семьи.
В рамках программы выполнены следующие мероприятия:
создана некоммерческая организация "Рязанский ипотечный фонд",
разработано положение об аккредитации предприятий и организаций, ведущих страхование, строительную и оценочную деятельность по Программе ипотечного кредитования,