ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
от 16 июля 2003 года N 30-З
ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Республики Марий Эл от 31.10.2014 N 44-З, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru - 31.10.2014).
____________________________________________________________________
Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл
10 июля 2003 года
{Изменения и дополнения:
Закон Республики Марий Эл от 04.10.2006 года N 55-З;
Закон Республики Марий Эл от 30.12.2006 года N 83-З;
Закон Республики Марий Эл от 26.12.2007 года N 78-З;
Закон Республики Марий Эл от 29.12.2009 года N 65-З;
Закон Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З;
Закон Республики Марий Эл от 24.02.2014 года N 7-З}
Настоящий Закон определяет правовые основы, принципы и формы участия граждан в обеспечении общественного порядка, а также цели, задачи, порядок образования и полномочия народных дружин и иных общественных формирований.
Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения, возникающие в связи с участием граждан в обеспечении общественного порядка.
1. Правовую основу участия граждан в обеспечении общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Республики Марий Эл, правовые акты органов местного самоуправления.
2. Участие граждан в обеспечении общественного порядка основывается на принципах законности, гласности, добровольности, гуманизма, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина и самоуправления.
К основным полномочиям Государственного Собрания Республики Марий Эл в сфере участия граждан в обеспечении общественного порядка относятся:
а) определение форм участия граждан в обеспечении общественного порядка;
б) определение целей и видов деятельности народных дружин;
в) определение порядка взаимодействия народных дружин с правоохранительными органами;
г) регулирование иных вопросов, отнесенных в соответствии с Конституцией Республики Марий Эл к ведению и полномочиям Государственного Собрания Республики Марий Эл.
К основным полномочиям Правительства Республики Марий Эл в сфере участия граждан в обеспечении общественного порядка относятся:
а) утверждение типовых положений об общественном пункте охраны порядка, о народной дружине;
б) определение мероприятий по обеспечению общественного порядка с участием народных дружин;
в) утверждение положения об удостоверении народного дружинника, его образце и описании;
г) осуществление контроля за деятельностью граждан, связанной с их участием в обеспечении общественного порядка;
д) решение иных вопросов, отнесенных Конституцией Республики Марий Эл к ведению и полномочиям Правительства Республики Марий Эл.
1. К полномочиям органов местного самоуправления относятся:
а) решение вопросов о создании народных дружин;
б) осуществление руководства деятельностью народных дружин;
в) {Подпункт "в" пункта 1 утратил силу: Законом Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}
г) определение мероприятий по обеспечению общественного порядка с участием народных дружин;
д) предоставление права народным дружинникам на бесплатный проезд в общественном транспорте;
е) определение источников финансирования народных дружин;
ж) предоставление помещений, специальных и технических средств, необходимых для осуществления деятельности народных дружин;
з) осуществление контроля за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка;
и) иные полномочия.
2. В соответствии с федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов относится также принятие мер по созданию условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
3. Органы местного самоуправления вправе:
а) устанавливать гарантии социальной защиты гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка;
б) применять меры поощрения за участие в обеспечении общественного порядка.
{Статья 5 в редакции:
Закона Республики Марий Эл от 26.12.2007 года N 78-З;
Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}
1. Каждый гражданин имеет право принимать участие в обеспечении общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
2. Участие граждан в обеспечении общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.
3. Граждане участвуют в обеспечении общественного порядка совместно с органами внутренних дел Республики Марий Эл (далее именуются - полиция).
{Пункт 3 статьи 5 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}
{Статья 6 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}
Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в следующих формах:
а) пропаганда правовых знаний;
б) содействие полиции в ее профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
{Пункт "б" в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}
в) содействие в работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
г) участие в профилактической работе по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, проводимой в подростковых клубах по месту жительства;
д) иное участие в обеспечении общественного порядка.
{Статья 7 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}
1. Коллективное участие граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в следующих формах:
а) общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи полиции;
{Подпункт "а" пункта 1 статьи 8 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}
б) народные дружины;
в) общественные пункты охраны порядка.
2. Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи полиции, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".
{Пункт 2 статьи 8 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}
3. Народные дружины представляют собой добровольные формирования граждан, создаваемые для участия в обеспечении общественного порядка. На деятельность народных дружин не распространяются положения Федерального закона "Об общественных объединениях".
{Статья 8 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}
1. Общественные пункты охраны порядка создаются для объединения усилий членов народных дружин, общественных объединений, уставные цели которых предусматривают оказание помощи полиции, комитетов территориального общественного самоуправления, сотрудников заинтересованных предприятий, организаций и учреждений, внештатных сотрудников полиции и граждан, индивидуально участвующих в обеспечении общественного порядка.
{Пункт 1 статьи 9 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}
2. Общественные пункты охраны порядка образуются по решению органов местного самоуправления и действуют в соответствии с настоящим Законом.
{Статья 9 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}
Граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка, не имеют права осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции полиции, а также использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в корыстных или иных противоправных целях.
{Статья 10 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}
1. Народные дружины создаются по решению органов местного самоуправления и действуют в соответствии с настоящим Законом, а также положением о народных дружинах.
2. Положение о народных дружинах утверждается представительным органом муниципального образования.
Указанное положение определяет:
а) цели, задачи, виды деятельности народной дружины;
б) структуру и порядок формирования народной дружины;
в) порядок взаимодействия народной дружины с полицией;
{Подпункт "в" пункта 2 статьи 11 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}
г) условия и порядок приема в народную дружину и исключения из нее.
3. С инициативой создания народной дружины в органы местного самоуправления вправе обратиться комитеты территориального самоуправления, инициативные группы граждан, руководители предприятий, учреждений и организаций, общественные организации, полиция.
{Пункт 3 статьи 11 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}