Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

от 16 июля 2003 года N 30-З

ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Республики Марий Эл от 31.10.2014 N 44-З, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru - 31.10.2014).
____________________________________________________________________

Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл

10 июля 2003 года

{Изменения и дополнения:
Закон Республики Марий Эл от 04.10.2006 года N 55-З;
Закон Республики Марий Эл от 30.12.2006 года N 83-З;
Закон Республики Марий Эл от 26.12.2007 года N 78-З;
Закон Республики Марий Эл от 29.12.2009 года N 65-З;
Закон Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З;
Закон Республики Марий Эл от 24.02.2014 года N 7-З}

Настоящий Закон определяет правовые основы, принципы и формы участия граждан в обеспечении общественного порядка, а также цели, задачи, порядок образования и полномочия народных дружин и иных общественных формирований.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования


Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения, возникающие в связи с участием граждан в обеспечении общественного порядка.

Статья 2. Правовая основа и принципы участия граждан в обеспечении общественного порядка


1. Правовую основу участия граждан в обеспечении общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Республики Марий Эл, правовые акты органов местного самоуправления.

2. Участие граждан в обеспечении общественного порядка основывается на принципах законности, гласности, добровольности, гуманизма, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина и самоуправления.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Статья 3. Основные полномочия Государственного Собрания Республики Марий Эл


К основным полномочиям Государственного Собрания Республики Марий Эл в сфере участия граждан в обеспечении общественного порядка относятся:

а) определение форм участия граждан в обеспечении общественного порядка;

б) определение целей и видов деятельности народных дружин;

в) определение порядка взаимодействия народных дружин с правоохранительными органами;

г) регулирование иных вопросов, отнесенных в соответствии с Конституцией Республики Марий Эл к ведению и полномочиям Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Статья 4. Основные полномочия Правительства Республики Марий Эл


К основным полномочиям Правительства Республики Марий Эл в сфере участия граждан в обеспечении общественного порядка относятся:

а) утверждение типовых положений об общественном пункте охраны порядка, о народной дружине;

б) определение мероприятий по обеспечению общественного порядка с участием народных дружин;

в) утверждение положения об удостоверении народного дружинника, его образце и описании;

г) осуществление контроля за деятельностью граждан, связанной с их участием в обеспечении общественного порядка;

д) решение иных вопросов, отнесенных Конституцией Республики Марий Эл к ведению и полномочиям Правительства Республики Марий Эл.

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления


1. К полномочиям органов местного самоуправления относятся:

а) решение вопросов о создании народных дружин;

б) осуществление руководства деятельностью народных дружин;

в) {Подпункт "в" пункта 1 утратил силу: Законом Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}

г) определение мероприятий по обеспечению общественного порядка с участием народных дружин;

д) предоставление права народным дружинникам на бесплатный проезд в общественном транспорте;

е) определение источников финансирования народных дружин;

ж) предоставление помещений, специальных и технических средств, необходимых для осуществления деятельности народных дружин;

з) осуществление контроля за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка;

и) иные полномочия.

2. В соответствии с федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов относится также принятие мер по созданию условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

3. Органы местного самоуправления вправе:

а) устанавливать гарантии социальной защиты гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка;

б) применять меры поощрения за участие в обеспечении общественного порядка.

{Статья 5 в редакции:

Закона Республики Марий Эл от 26.12.2007 года N 78-З;

Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}

Глава III. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Статья 6. Участие граждан в обеспечении общественного порядка


1. Каждый гражданин имеет право принимать участие в обеспечении общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

2. Участие граждан в обеспечении общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

3. Граждане участвуют в обеспечении общественного порядка совместно с органами внутренних дел Республики Марий Эл (далее именуются - полиция).

{Пункт 3 статьи 5 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}

{Статья 6 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}

Статья 7. Формы индивидуального участия граждан в обеспечении общественного порядка


Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в следующих формах:

а) пропаганда правовых знаний;

б) содействие полиции в ее профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

{Пункт "б" в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}

в) содействие в работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) участие в профилактической работе по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, проводимой в подростковых клубах по месту жительства;

д) иное участие в обеспечении общественного порядка.

{Статья 7 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}

Статья 8. Формы коллективного участия граждан в обеспечении общественного порядка


1. Коллективное участие граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в следующих формах:

а) общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи полиции;

{Подпункт "а" пункта 1 статьи 8 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}

б) народные дружины;

в) общественные пункты охраны порядка.

2. Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи полиции, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".

{Пункт 2 статьи 8 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}

3. Народные дружины представляют собой добровольные формирования граждан, создаваемые для участия в обеспечении общественного порядка. На деятельность народных дружин не распространяются положения Федерального закона "Об общественных объединениях".

{Статья 8 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}

Статья 9. Общественные пункты охраны порядка


1. Общественные пункты охраны порядка создаются для объединения усилий членов народных дружин, общественных объединений, уставные цели которых предусматривают оказание помощи полиции, комитетов территориального общественного самоуправления, сотрудников заинтересованных предприятий, организаций и учреждений, внештатных сотрудников полиции и граждан, индивидуально участвующих в обеспечении общественного порядка.

{Пункт 1 статьи 9 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}

2. Общественные пункты охраны порядка образуются по решению органов местного самоуправления и действуют в соответствии с настоящим Законом.

{Статья 9 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}

Статья 10. Требования к гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка


Граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка, не имеют права осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции полиции, а также использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в корыстных или иных противоправных целях.

{Статья 10 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}

Глава IV. НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ

Статья 11. Создание народных дружин


1. Народные дружины создаются по решению органов местного самоуправления и действуют в соответствии с настоящим Законом, а также положением о народных дружинах.

2. Положение о народных дружинах утверждается представительным органом муниципального образования.

Указанное положение определяет:

а) цели, задачи, виды деятельности народной дружины;

б) структуру и порядок формирования народной дружины;

в) порядок взаимодействия народной дружины с полицией;

{Подпункт "в" пункта 2 статьи 11 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}

г) условия и порядок приема в народную дружину и исключения из нее.

3. С инициативой создания народной дружины в органы местного самоуправления вправе обратиться комитеты территориального самоуправления, инициативные группы граждан, руководители предприятий, учреждений и организаций, общественные организации, полиция.

{Пункт 3 статьи 11 в редакции: Закона Республики Марий Эл от 28.07.2011 года N 31-З}

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»