Решение для управления процессами
производственной безопасности

 
ЗАКОН

 КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 04 июня 2002 года N 152

О ДЕПУТАТСКИХ РАССЛЕДОВАНИЯХ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

  (в редакции Законов Калининградской области от 19.06.2003 N 277, от 29.11.2005 N 696, Уставного закона Калининградской области от 26.12.2014 N 383, Закона Калининградской области от 21.06.2016 N 553)

Принят
Калининградской областной Думой
 третьего созыва
23 мая 2002 года

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Цели депутатских расследований


1. Депутатские расследования являются одной из форм контроля Калининградской областной Думы (далее - областной Думы) за соблюдением законодательства Калининградской области и проводятся в целях:

укрепления демократического порядка организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Калининградской области;

информирования общества об обстоятельствах и причинах негативных событий, имеющих общественную значимость, а также выработки рекомендаций по ликвидации последствий таких событий, их недопущению.

2. Депутатское расследование не подменяет собой предварительное следствие, проводимое правоохранительными органами, рассмотрение дел в судах, а также не имеет преюдициальности, то есть не является обязанностью для судов принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные при проведении депутатского расследования.

 Статья 2. Правовая основа проведения депутатских расследований


Депутатские расследования осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, Законом Калининградской области "О Калининградской областной Думе", Законом Калининградской области "О статусе депутата Калининградской областной Думы", настоящим Законом, Регламентом областной Думы.

 Статья 3. Субъекты депутатских расследований


Депутатские расследования проводятся комиссиями, образуемыми для проведения конкретного расследования из состава депутатов областной Думы в случаях и порядке, установленных настоящим Законом.

 Статья 4. Основания для проведения депутатских расследований


Депутатские расследования проводятся при наличии сведений о несоблюдении или неисполнении законов Калининградской области, в том числе о нарушениях бюджетного законодательства, установленного порядка распоряжения собственностью области.

Депутатские расследования могут проводиться также в случаях:

- выяснения причин и обстоятельств аварий и катастроф, повлекших человеческие жертвы и (или) нанесших значительный материальный ущерб;

- выяснения причин и обстоятельств конфликтов, имеющих общественную значимость.

 Статья 5. Инициатива депутатского расследования


1. Право внесения инициативы депутатского расследования принадлежит депутатам областной Думы.

2. Для внесения инициативы депутатского расследования на имя председателя областной Думы либо замещающего его лица направляется письменное обращение, подписанное депутатами областной Думы, численностью не менее пяти человек или выписка из протокола заседания постоянного комитета областной Думы, на котором принято решение о проведении депутатского расследования

3. Обращение с инициативой депутатского расследования должно содержать:

краткое описание фактов или событий, подлежащих расследованию;

указание на источник, огласивший факты, подлежащие расследованию, кроме случаев очевидных событий;

обоснование общественной значимости фактов и событий, подлежащих расследованию.

4. Председатель областной Думы либо замещающее его лицо обязан на текущем или ближайшем заседании областной Думы поставить на голосование вопрос о необходимости проведения депутатского расследования. О проведении депутатского расследования областная Дума принимает постановление в порядке, установленном действующим законодательством.

5. Информация о принятом областной Думой постановлении о проведении депутатского расследования, а также о мотивах его принятия незамедлительно направляется Губернатору Калининградской области.

(в ред. Закона Калининградской области от 29.11.2005 N 696)

Глава II. КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ

 Статья 6. Формирование комиссии


1. После принятия решения о проведении депутатского расследования областная Дума не позднее чем на ближайшем заседании областной Думы обязана сформировать комиссию по проведению депутатского расследования (далее - комиссия). В случае, если в указанный период комиссия не будет сформирована, соответствующая инициатива депутатского расследования считается погашенной и по указанным в ней фактам или событиям расследование областной Думой не проводится.

2. Комиссия формируется из депутатов областной Думы. Численность комиссии не может быть менее пяти и более одиннадцати человек.

3. Персональный состав комиссии определяется областной Думой.

4. Областная Дума при формировании комиссии избирает председателя, заместителя (заместителей) председателя и секретаря комиссии.

 Статья 7. Аппарат комиссии


1. Председатель Думы определяет число и персональный состав сотрудников аппарата областной Думы, из которых формируется аппарат комиссии, осуществляющий вспомогательные и технические функции до окончания срока депутатского расследования.

2. Областная Дума может предоставить комиссии право привлекать в установленном порядке к ее работе в качестве сотрудников аппарата комиссии лиц, не работающих в аппарате областной Думы, на договорной основе.

 Статья 8. Сроки депутатских расследований


1. Моментом начала работы комиссии является принятие постановления областной Думы об образовании такой комиссии.

2. Моментом окончания работы комиссии является представление ею доклада о депутатском расследовании областной Думе.

3. Срок депутатского расследования не должен превышать трех месяцев. В отдельных случаях, по решению областной Думы, он может быть продлен не более чем на три месяца на основании мотивированного представления председателя комиссии по расследованию. Для комиссии этот срок не может превышать срока окончания полномочий депутатов областной Думы данного созыва.

(п. 3 в ред. Закона Калининградской области от 19.06.2003 N 277)

Глава III. КОМПЕТЕНЦИЯ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ

 Статья 9. Функции комиссии


Комиссия в ходе депутатского расследования:

устанавливает достоверность фактов и событий, послуживших основанием для данного депутатского расследования;

устанавливает причины и обстоятельства фактов и событий, послуживших основанием для данного депутатского расследования;

обращается в соответствующие государственные органы с предложением привлечения виновных к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, а также с предложениями об устранении условий, способствовавших нарушению законодательства области, наступлению неблагоприятных событий, имеющих общественную значимость, а также о мерах по ликвидации последствий этих фактов и событий.

(в ред. Уставного закона Калининградской области от 26.12.2014 N 383)

 Статья 10. Полномочия комиссии


1. Депутаты областной Думы, входящие в состав комиссии по проведению депутатского расследования, вправе в целях расследования и в процессе работы комиссии, осуществляемой в формах, определенных статьей 13 настоящего Закона, использовать все права и специальные полномочия, предусмотренные Законом Калининградской области "О статусе депутата Калининградской областной Думы" (право на депутатский запрос, депутатское обращение, безотлагательный прием должностными лицами, получение информации и иные).

Права и полномочия, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в отношении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов государственной власти, других государственных органов Российской Федерации, государственных предприятий, учреждений, организаций Российской Федерации и их должностных лиц реализуются депутатами областной Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(абзац введен Уставным законом Калининградской области от 26.12.2014 N 383)

2. Комиссия самостоятельна в своей работе и до окончания депутатского расследования никому не подотчетна.

 Статья 11. Ограничения деятельности комиссии


Комиссия не вправе:

проводить расследование в отношении лица, которое является подозреваемым, обвиняемым, подсудимым или осужденным по делу о преступлении, признаки которого совпадают с предметом депутатского расследования;

вмешиваться в деятельность органов прокуратуры, внутренних дел, предварительного следствия и суда по находящимся в их производстве делам об административных правонарушениях, уголовным, административным и гражданским делам;

(в ред. Закона Калининградской области от 21.06.2016 N 553)

требовать свидетельствования против себя, своего супруга и близких родственников, а также требовать от священнослужителя нарушения тайны исповеди;

использовать методы, разрешенные законом только субъектам оперативно-розыскной деятельности.

 Статья 12. Результаты депутатского расследования


1. Комиссия после завершения депутатского расследования либо по истечении установленного срока расследования на своем заседании утверждает доклад о результатах депутатского расследования. Доклад считается утвержденным, если за него проголосовало не менее двух третей от присутствующих членов комиссии. Утвержденный доклад незамедлительно направляется председателю областной Думы.

2. В случае, если доклад на заседании комиссии не будет утвержден, председатель комиссии либо лицо, его замещающее, направляет председателю областной Думы справку с изложением причин, по которым доклад не был утвержден. Данная справка оглашается на ближайшем заседании областной Думы.

3. В утвержденном докладе о результатах депутатского расследования в зависимости от характера расследования указываются выявленные комиссией:

степень достоверности фактов и событий, послуживших основанием для данного депутатского расследования;

причины и обстоятельства фактов и событий, послуживших основанием для данного депутатского расследования.

4. В случае, если комиссия выявила или установила достоверность фактов принятия решений, совершения действий или бездействия должностными лицами, не совместимых с их статусом, в докладе комиссии указываются предложения, адресованные соответствующим государственным органам:

о привлечении виновных к дисциплинарной, административной или гражданско-правовой ответственности, в том числе о взыскании с должностного лица стоимости ущерба, нанесенного его решениями, действиями или бездействием;

о возбуждении уголовного дела, если в действиях или бездействии виновного содержатся признаки преступления;

об устранении условий, способствовавших наступлению неблагоприятных событий, имеющих общественную значимость, а также о мерах по ликвидации последствий этих событий.

5. Комиссия вправе также включить в доклад предложения:

о мерах по недопущению в будущем аварий, катастроф, конфликтов и других событий, которые можно предотвратить;

о мерах по совершенствованию государственной службы, организации и механизме функционирования государственной власти в целом.

6. Доклад о результатах депутатского расследования должен быть включен в повестку дня ближайшего пленарного заседания областной Думы. На основе доклада областная Дума принимает постановление, подлежащее обязательному опубликованию, а также направляет это постановление в те государственные органы, организации, от которых зависит реализация предложений, содержащихся в докладе.

Глава IV. ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ

 Статья 13. Формы работы комиссий


Комиссии для реализации поставленных перед ними целей используют следующие формы работы:

заседания;

слушания;

проведение проверок и сбор сведений в местах событий;

направление запросов в государственные, муниципальные и негосударственные органы и организации.

 Статья 14. Обязанности и ответственность членов комиссии