Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 15 мая 2003 года N 86

     

О внесении изменений в Указ Главы Республики Коми от 19 марта 2001 года N 120 "Об экономической программе правительства Республики Коми на 2001-2005 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Коми от 25 января 2013 года N 15
____________________________________________________________________


В целях приведения социально-экономической политики Правительства Республики Коми в соответствие с изменившимися в Республике Коми экономическими, финансовыми и социальными условиями, а также уточнения ее приоритетов на 2003-2005 годы Правительство Республики Коми

постановляет:

1. Внести в Указ Главы Республики Коми от 19 марта 2001 года N 120 "Об Экономической программе Правительства Республики Коми на 2001-2005 годы" следующие изменения:

Экономическую программу Правительства Республики Коми на 2001-2005 годы, утвержденную Указом (приложение N 1), изложить в новой редакции согласно приложению.

2. Министерству экономического развития Республики Коми до 31 января 2004 года разработать и представить на рассмотрение Правительства Республики Коми проект стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2012 года.

Глава Республики Коми
В.Торлопов

     
Приложение
к постановлению
Правительства Республики Коми
от 15 мая 2003 года N 86

"УТВЕРЖДЕНА
Указом
Главы Республики Коми
от 19 марта 2001 года N 120

Приложение N 1

     
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
правительства Республики Коми на 2001-2005 годы

     
Введение


Главной целью социально-экономической политики Правительства Республики Коми в течение последних пяти лет оставалась стабилизация уровня жизни населения.

Начиная с 1996 года, Правительство Республики Коми строило свою работу на основе двухгодичного планирования социально-экономической деятельности. Выбор периода определения целей и задач был обусловлен объективными причинами. Динамичное развитие политических событий в стране, многочисленные изменения в федеральной экономической и региональной политике, кризисные явления на общероссийских финансовых рынках исключали возможность реального планирования на более длительный срок. Более того, Правительство Республики Коми было вынуждено с учетом меняющейся экономической конъюнктуры в России осуществлять серьезную ежегодную корректировку принимаемых на себя обязательств.

Последовательная целенаправленная деятельность Правительства Республики Коми позволила получить определенные положительные результаты. Преодолен сложнейший период экономических и социальных преобразований, созданы предпосылки для экономического роста, стабилизации финансовой системы и формирования устойчивых позитивных тенденций социально-экономического развития республики.

Правительство Республики Коми, оценивая результаты своей работы и осознавая ответственность перед населением, считает необходимым принять Экономическую программу Правительства Республики Коми на 2001-2005 годы (далее именуется - Экономическая программа), в которой определены основные стратегические направления и параметры социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу.

Возможность стратегического планирования социально-экономической деятельности Правительства Республики Коми основана на появлении в России в 2000 году факторов относительной политической и экономической стабильности, наличии федеральных программных документов длительного действия.

Цель Экономической программы - определение основных направлений социально-экономической деятельности Правительства Республики Коми на 2001-2005 годы и механизмов достижения поставленных задач.

Исходная позиция Экономической программы заключается в том, что экономический рост в республике может быть обеспечен только при условии кардинального улучшения предпринимательского и инвестиционного климата.

Нормативно-правовое и административное управление, как основной инструмент государственного регулирования, будет осуществляться посредством принятия и реализации ежегодного комплексного плана мероприятий Правительства Республики Коми по реализации положений Экономической программы.

Основные итоги социально-экономического развития Республики Коми в 1996-2000 годах


Завершившийся пятилетний период в социально-экономическом развитии Республики Коми можно охарактеризовать как сложнейший и наиболее значимый в условиях крупномасштабных экономических преобразований.

Это период серьезных экономических и социальных потрясений 1997-1998 годов: бюджетный и финансовый кризисы, значительное падение уровня жизни населения республики, высокий уровень инфляции, пик безработицы, рост преступности.

Это переломный и во многом противоречивый период 1999-2000 годов: устойчивый общий рост промышленного производства при неравномерном развитии отдельных отраслей; бездефицитное исполнение бюджета при наличии значительной кредиторской и дебиторской задолженности; рост объема инвестиций в основной капитал при низких темпах обновления производственных мощностей; значительное снижение темпов инфляции и умеренное повышение реальных доходов населения; резкое снижение уровня открытой безработицы при сохранении значительных масштабов общей безработицы.

Это период динамичного развития основных рыночных институтов: системы коммерческих банков, рынка ценных бумаг, инвестиционной инфраструктуры, страхового рынка, период развития малого предпринимательства.

Социально-экономическое развитие Республики Коми в период с 1996 по 2000 годы характеризовалось следующими основными показателями.

Объем валового регионального продукта за период с 1996 по 1999 годы сократился на 4,5 процента, а в 2000 году он возрос на 8 процентов.

До 1999 года сохранялась тенденция падения промышленного производства, которое за это время сократилось на 7 процентов. 1999-2000 годы - годы устойчивого роста промышленного производства: за 1999 год его объем увеличился на 2,4 процента, за 2000 год - на 6,3 процента.

В нефтедобывающей промышленности в 1996 году удалось остановить спад производства. В период 1996-1998 годов добыча нефти производилась с ежегодным приростом. По итогам 2000 года рост добычи нефти составил 7,5 процента.

В газодобывающей промышленности рост добычи газа в 1996 - 1998 годах сменился незначительным сокращением (на 2,4 процента) в 1999 году и умеренным приростом в 2000 году (2,4 процента к уровню 1999 года).

В нефтеперерабатывающей промышленности за период с 1996 по 1999 годы объемы перерабатываемой нефти сократились на 44 процента. 2000 год стал переломным для отрасли: рост производства по итогам года составил 50 процентов.

Угольная отрасль, несмотря на замедление темпов падения и некоторую стабилизацию объемов добычи угля в течение последних двух лет, по-прежнему остается убыточной. За период с 1996 по 2000 годы объемы добычи угля сократились на 17 процентов.

Все большее значение приобретает горнорудный комплекс республики. К промышленному освоению подготовлены месторождения титановых и марганцевых руд, баритов, каменной соли, кварца, строительного камня, известняков, песков, золотосодержащие россыпи. Начата добыча бокситов.

В лесопромышленном комплексе республики с 1997 года удалось переломить тенденцию спада производства важнейших видов лесопродукции. В 1997 году рост объемов производства в комплексе составил 2,2 процента, в 1998 году - 8,9 процента, в 1999 году - 16,6 процента, в 2000 году - 11,2 процента.

Объемы вывозки древесины за период с 1999 по 2000 годы увеличились на 33,3 процента. В деревообрабатывающей промышленности в 1998 году впервые обеспечен рост объемов производства, который по итогам года составил 9,3 процента. В 1999 году объем производства увеличился на 26,7 процента, в 2000 году - на 9,5 процента. Растут объемы производства деловой древесины, пиломатериалов, фанеры, древесноволокнистых и древесностружечных плит.

В целлюлозно-бумажной промышленности производство бумаги за период с 1996 по 2000 годы увеличилось на 20,6 процента, картона - в 1,7 раза.

Сокращение производства в основных отраслях экономики республики в 1996-1997 годах повлекло за собой сокращение заказов на продукцию машиностроения и значительное ухудшение финансово-экономических показателей машиностроительных предприятий. В 1998 году в результате формирования новых хозяйственных связей наблюдалось некоторое улучшение ситуации на машиностроительных предприятиях. Начиная с 1999 года, наблюдается рост объемов выпуска профильной машиностроительной продукции и новых видов изделий.

Уверенно набирают темпы роста отрасли легкой и пищевой промышленности.

В сфере малого предпринимательства Республики Коми работает более 92 тыс. человек (21 процент от общей численности занятых в отраслях экономики республики), в том числе на малых предприятиях - около 35 тыс. человек.

В республике действуют около 4,8 тыс. малых предприятий. На 1000 человек постоянного населения в республике приходится 4 действующих малых предприятия и 18 предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме малых предприятий, в республике работают 627 крестьянских (фермерских) хозяйств.

В транспортном комплексе республики в течение 1996-2000 годов сохранялась тенденция снижения объемов грузовых и пассажирских перевозок.

При этом резкое снижение объемов перевозок произошло на авиационном (на 87 процентов) и речном (на 71 процент) транспорте.

Возросли объемы пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, их рост в 2000 году составил 33 процента к уровню 1996 года.

В строительной отрасли период 1996-1999 годов характеризовался дальнейшим нарастанием кризисных явлений.

Объем подрядных работ только за 1996-1999 годы сократился почти на 30 процентов, производство строительных материалов - более чем на 35 процентов, объем инвестиций в промышленность строительных материалов - на 60 процентов.

Вместе с тем, в 2000 году впервые наметились позитивные перемены. Наблюдалось существенное оживление строительной деятельности, объем подрядных работ увеличился в 1,5 раза по сравнению с уровнем 1999 года.

В сельском хозяйстве республики в 1996, 1997 и 1999 годах наблюдался спад сельскохозяйственного производства (соответственно на 13,4 процента, 4,9 процента и 7,9 процента), а в 1998 и 2000 годы рост производства валовой продукции сельского хозяйства составил соответственно 15 процентов и 4 процента.

Финансовая ситуация на протяжении 1996-2000 годов в республике складывалась неоднозначно.

Экономическая нестабильность, неплатежи, финансовый кризис 1998 года негативно отразились на исполнении бюджетов республики в 1996-1998 годах. В 1997 году консолидированный бюджет Республики Коми был исполнен с самым большим дефицитом за последние пять лет, по итогам года непрофинансированные расходы составили 28,4 процента.

1996-1999 годы - период использования преимущественно суррогатных форм расчетов с бюджетом. Пик платежного кризиса пришелся на 1998 год, когда доля неденежных поступлений в бюджет достигла 63,6 процента.

Нарастающий системный финансово-экономический кризис в 1996-1998 годах в экономике определил критическое положение промышленных предприятий, в результате в 1998 году убытки всех отраслей экономики превысили прибыль, а удельный вес убыточных предприятий достиг максимальной отметки за все истекшие пять лет - 65,5 процента.

В 1999-2000 годах ситуация существенным образом изменилась: растет число прибыльных предприятий, улучшается их финансовое положение, в результате многократно возрос положительный финансовый результат деятельности отраслей экономики республики в целом.

В 1999 году консолидированный бюджет Республики Коми впервые исполняется с профицитом - 5,4 процента, а в 2000 году профицит составил 2,1 процента к расходам бюджета. 99 процентов поступлений в республиканский бюджет Республики Коми составили денежные средства.

В период с 1996 по 1999 годы в республике значительно сократилась инвестиционная активность, реальный сектор экономики практически не обновлял свой производственный потенциал. Соотношение объема инвестиций и валового регионального продукта снизилось с 24 процентов в 1996 году до 12 процентов в 1999 году.

В 2000 году ситуация в инвестиционной сфере положительно изменилась: за год рост объемов инвестиций в основной капитал составил 168 процентов, что позволило компенсировать снижение объема инвестиций предыдущих лет.

Устойчивый рост иностранных инвестиций в экономику Республики Коми сохранялся вплоть до 1997 года.

Объем привлеченных в республику иностранных инвестиций в 2000 году, по оценке, составляет около 124 млн. долларов США. Однако к уровню 1996 года приток иностранных инвестиций в республику сократился в 2 раза.

Большая часть иностранных инвестиций приходится на топливную отрасль, уровень прямых инвестиций не превышает 30 процентов от общей структуры.

В течение 1996-1998 годов внешнеторговый оборот в республике сократился на 18 процентов. В 1999 году под влиянием роста мировых цен на нефть внешнеторговый оборот республики увеличился за год на 7,6 процента и исчислялся 751,9 млн. долларов США.

В 2000 году тенденция роста внешнеторгового оборота сохранилась: годовой рост составил 114 процентов, внешнеторговый оборот исчислялся 860 млн. долларов США.

Объем экспорта за период с 1996 по 1999 годы уменьшился на 0,5 процента.

Однако рациональное использование ресурсной базы и наличие благоприятной конъюнктуры внешних рынков позволили обеспечить в 2000 году объем экспорта на уровне 725,8 млн. долларов США, что на 15 процентов больше уровня 1999 года.

В течение последних пяти лет в республике сохраняется устойчивая тенденция к снижению численности населения, обусловленная, в первую очередь, миграционным оттоком и естественной убылью населения. К началу 2001 года численность населения составила 1126 тыс. человек, уменьшившись за период с 1996 года на 60 тыс. человек, или на 5 процентов.

С 1996 года численность выехавших из республики превысила численность приехавших более чем на 40 тыс. человек. При этом более 70 процентов миграционного оттока составляет население в трудоспособном возрасте.

В период с 1996 по 1999 годы в составе экономически активного населения число безработных увеличилось на 18,5 процента. Но уже к концу 1999 года численность безработных сократилась на 30 процентов и составила 25,6 тыс. человек, а уровень официально зарегистрированной безработицы снизился до 4,3 процента против 6,3 процента в конце 1997 года. В 2000 году сохранялась устойчивая динамика снижения уровня официально зарегистрированной безработицы.

Заработная плата по-прежнему остается основным источником доходов населения республики. Среднемесячный размер заработной платы на одного работающего в 1999 году составил 2417 рублей, в 2000 году - 3601 рубль.

Реальные располагаемые денежные доходы населения республики в 1999 году составили 85,4 процента от уровня 1998 года и 34 процента от уровня 1990 года. В 2000 году сохранялась устойчивая тенденция роста реальных доходов населения (по итогам 2000 года их рост составил 13 процентов).

В республике сохраняется значительная дифференциация населения по уровню доходов. В 1997-2000 годах соотношение денежных доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченного населения составляло 12-14 раз против 9-10 раз в 1995-1996 годах.

Показатели начисленной заработной платы не в полной мере характеризуют ситуацию с оплатой труда. Немаловажным фактором, усугубляющим проблемы оплаты труда, стали задержки с ее выплатой, которые приняли массовый характер.

За период с начала 1994 года, когда проблема задолженности по выплате заработной платы стала носить затяжной характер, темпы роста задолженности более чем в 20 раз опережали темпы роста среднемесячной начисленной заработной платы.

В 1999 году общая сумма задолженности по заработной плате в целом по всем отраслям экономики республики снизилась на 12 процентов, в 2000 году - на 40 процентов.

В бюджетной сфере задолженность по выплате заработной платы достигла максимальной отметки к началу 1999 года (более 400 млн. рублей, или более 3 месячных фондов оплаты труда), но к началу 2000 года задолженность работникам бюджетных организаций республики была погашена полностью.

По-прежнему сохраняется задолженность по выплате ежемесячного пособия на ребенка. За период 1997-1999 годов сумма задолженности возросла более чем втрое. К началу 2001 года сумма задолженности оставалась значительной (283,5 млн. рублей), сократившись за год всего на 30 процентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»