ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
УКАЗ
от 19 марта 2001 года N 120
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2001-2005 ГОДЫ
(в ред. Указов Главы РК от 12.07.2001 N 293;
от 08.08.2001 N 337; от 25.09.2001 N 392; от 04.01.2002 N 3;
Постановления Правительства РК от 15.05.2003 N 86)
Акт утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 25.12.2012 N 161.
В целях создания условий для устойчивого экономического развития и достижения финансовой стабильности Республики Коми постановляю:
1. Утвердить Экономическую программу Правительства Республики Коми на 2001 - 2005 годы согласно приложению N 1.
2. Утвердить Комплексный план мероприятий Правительства Республики Коми по реализации в 2001 году Экономической программы Правительства Республики Коми на 2001 - 2005 годы согласно приложению N 2.
Пункт 2 утратил силу в связи с изданием Указа Главы Республики Коми от 03.08.2004 N 103
3. Руководителям министерств и ведомств осуществить необходимую организаторскую работу по реализации Экономической программы Правительства Республики Коми на 2001 - 2005 годы и Комплексного плана мероприятий по ее выполнению в 2001 году.
В месячный срок на основе указанных документов разработать соответствующие мероприятия по каждой отрасли и обеспечить их последующую реализацию.
4. Руководителям министерств и ведомств ежеквартально рассматривать итоги исполнения настоящего Указа и до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство экономики Республики Коми информацию о ходе его реализации.
5. Предложить органам местного самоуправления осуществлять необходимую организаторскую работу по реализации Экономической программы Правительства Республики Коми на 2001 - 2005 годы, Комплексного плана мероприятий по ее выполнению в 2001 году и ежеквартально представлять в Министерство экономики Республики Коми информацию о ходе их реализации.
6. Возложить на Министерство экономики Республики Коми систематический сбор и анализ информации о ходе исполнения настоящего Указа и ежеквартальное ее представление Главе Республики Коми.
7. Признать утратившим силу Указ Главы Республики Коми от 18 февраля 2000 г. N 75 "Об Основных направлениях экономической и социальной политики Правительства Республики Коми на 2000 - 2001 годы".
8. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Главы Республики Коми Каракчиева А.А.
Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 19 марта 2001 г. N 120
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства РК от 15.05.2003 N 86)
Главной целью социально-экономической политики Правительства Республики Коми в течение последних пяти лет оставалась стабилизация уровня жизни населения.
Начиная с 1996 года, Правительство Республики Коми строило свою работу на основе двухгодичного планирования социально - экономической деятельности. Выбор периода определения целей и задач был обусловлен объективными причинами. Динамичное развитие политических событий в стране, многочисленные изменения в федеральной экономической и региональной политике, кризисные явления на общероссийских финансовых рынках исключали возможность реального планирования на более длительный срок. Более того, Правительство Республики Коми было вынуждено с учетом меняющейся экономической конъюнктуры в России осуществлять серьезную ежегодную корректировку принимаемых на себя обязательств.
Последовательная целенаправленная деятельность Правительства Республики Коми позволила получить определенные положительные результаты. Преодолен сложнейший период экономических и социальных преобразований, созданы предпосылки для экономического роста, стабилизации финансовой системы и формирования устойчивых позитивных тенденций социально-экономического развития республики.
Правительство Республики Коми, оценивая результаты своей работы и осознавая ответственность перед населением, считает необходимым принять Экономическую программу Правительства Республики Коми на 2001 - 2005 годы (далее именуется - Экономическая программа), в которой определены основные стратегические направления и параметры социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу.
Возможность стратегического планирования социально - экономической деятельности Правительства Республики Коми основана на появлении в России в 2000 году факторов относительной политической и экономической стабильности, наличии федеральных программных документов длительного действия.
Цель Экономической программы - определение основных направлений социально-экономической деятельности Правительства Республики Коми на 2001 - 2005 годы и механизмов достижения поставленных задач.
Исходная позиция Экономической программы заключается в том, что экономический рост в республике может быть обеспечен только при условии кардинального улучшения предпринимательского и инвестиционного климата.
Нормативно-правовое и административное управление, как основной инструмент государственного регулирования, будет осуществляться посредством принятия и реализации ежегодного комплексного плана мероприятий Правительства Республики Коми по реализации положений Экономической программы.
Завершившийся пятилетний период в социально-экономическом развитии Республики Коми можно охарактеризовать как сложнейший и наиболее значимый в условиях крупномасштабных экономических преобразований.
Это период серьезных экономических и социальных потрясений 1997 - 1998 годов: бюджетный и финансовый кризисы, значительное падение уровня жизни населения республики, высокий уровень инфляции, пик безработицы, рост преступности.
Это переломный и во многом противоречивый период 1999 - 2000 годов: устойчивый общий рост промышленного производства при неравномерном развитии отдельных отраслей; бездефицитное исполнение бюджета при наличии значительной кредиторской и дебиторской задолженности; рост объема инвестиций в основной капитал при низких темпах обновления производственных мощностей; значительное снижение темпов инфляции и умеренное повышение реальных доходов населения; резкое снижение уровня открытой безработицы при сохранении значительных масштабов общей безработицы.
Это период динамичного развития основных рыночных институтов: системы коммерческих банков, рынка ценных бумаг, инвестиционной инфраструктуры, страхового рынка, период развития малого предпринимательства.
Социально-экономическое развитие Республики Коми в период с 1996 по 2000 годы характеризовалось следующими основными показателями.
Объем валового регионального продукта за период с 1996 по 1999 годы сократился на 4,5 процента, а в 2000 году он возрос на 8 процентов.
До 1999 года сохранялась тенденция падения промышленного производства, которое за это время сократилось на 7 процентов. 1999 - 2000 годы - годы устойчивого роста промышленного производства: за 1999 год его объем увеличился на 2,4 процента, за 2000 год - на 6,3 процента.
В нефтедобывающей промышленности в 1996 году удалось остановить спад производства. В период 1996 - 1998 годов добыча нефти производилась с ежегодным приростом. По итогам 2000 года рост добычи нефти составил 7,5 процента.
В газодобывающей промышленности рост добычи газа в 1996 - 1998 годах сменился незначительным сокращением (на 2,4 процента) в 1999 году и умеренным приростом в 2000 году (2,4 процента к уровню 1999 года).
В нефтеперерабатывающей промышленности за период с 1996 по 1999 годы объемы перерабатываемой нефти сократились на 44 процента. 2000 год стал переломным для отрасли: рост производства по итогам года составил 50 процентов.
Угольная отрасль, несмотря на замедление темпов падения и некоторую стабилизацию объемов добычи угля в течение последних двух лет, по-прежнему остается убыточной. За период с 1996 по 2000 годы объемы добычи угля сократились на 17 процентов.
Все большее значение приобретает горнорудный комплекс республики. К промышленному освоению подготовлены месторождения титановых и марганцевых руд, баритов, каменной соли, кварца, строительного камня, известняков, песков, золотосодержащие россыпи. Начата добыча бокситов.
В лесопромышленном комплексе республики с 1997 года удалось переломить тенденцию спада производства важнейших видов лесопродукции. В 1997 году рост объемов производства в комплексе составил 2,2 процента, в 1998 году - 8,9 процента, в 1999 году - 16,6 процента, в 2000 году - 11,2 процента.
Объемы вывозки древесины за период с 1999 по 2000 годы увеличились на 33,3 процента. В деревообрабатывающей промышленности в 1998 году впервые обеспечен рост объемов производства, который по итогам года составил 9,3 процента. В 1999 году объем производства увеличился на 26,7 процента, в 2000 году - на 9,5 процента. Растут объемы производства деловой древесины, пиломатериалов, фанеры, древесноволокнистых и древесностружечных плит.
В целлюлозно-бумажной промышленности производство бумаги за период с 1996 по 2000 годы увеличилось на 20,6 процента, картона - в 1,7 раза.
Сокращение производства в основных отраслях экономики республики в 1996 - 1997 годах повлекло за собой сокращение заказов на продукцию машиностроения и значительное ухудшение финансово-экономических показателей машиностроительных предприятий. В 1998 году в результате формирования новых хозяйственных связей наблюдалось некоторое улучшение ситуации на машиностроительных предприятиях. Начиная с 1999 года, наблюдается рост объемов выпуска профильной машиностроительной продукции и новых видов изделий.
Уверенно набирают темпы роста отрасли легкой и пищевой промышленности.
В сфере малого предпринимательства Республики Коми работает более 92 тыс. человек (21 процент от общей численности занятых в отраслях экономики республики), в том числе на малых предприятиях - около 35 тыс. человек.
В республике действуют около 4,8 тыс. малых предприятий. На 1000 человек постоянного населения в республике приходится 4 действующих малых предприятия и 18 предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме малых предприятий, в республике работают 627 крестьянских (фермерских) хозяйств.
В транспортном комплексе республики в течение 1996 - 2000 годов сохранялась тенденция снижения объемов грузовых и пассажирских перевозок.
При этом резкое снижение объемов перевозок произошло на авиационном (на 87 процентов) и речном (на 71 процент) транспорте.
Возросли объемы пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, их рост в 2000 году составил 33 процента к уровню 1996 года.
В строительной отрасли период 1996 - 1999 годов характеризовался дальнейшим нарастанием кризисных явлений.
Объем подрядных работ только за 1996 - 1999 годы сократился почти на 30 процентов, производство строительных материалов - более чем на 35 процентов, объем инвестиций в промышленность строительных материалов - на 60 процентов.
Вместе с тем, в 2000 году впервые наметились позитивные перемены. Наблюдалось существенное оживление строительной деятельности, объем подрядных работ увеличился в 1,5 раза по сравнению с уровнем 1999 года.
В сельском хозяйстве республики в 1996, 1997 и 1999 годах наблюдался спад сельскохозяйственного производства (соответственно на 13,4 процента, 4,9 процента и 7,9 процента), а в 1998 и 2000 годы рост производства валовой продукции сельского хозяйства составил соответственно 15 процентов и 4 процента.
Финансовая ситуация на протяжении 1996 - 2000 годов в республике складывалась неоднозначно.
Экономическая нестабильность, неплатежи, финансовый кризис 1998 года негативно отразились на исполнении бюджетов республики в 1996 - 1998 годах. В 1997 году консолидированный бюджет Республики Коми был исполнен с самым большим дефицитом за последние пять лет, по итогам года непрофинансированные расходы составили 28,4 процента.
1996 - 1999 годы - период использования преимущественно суррогатных форм расчетов с бюджетом. Пик платежного кризиса пришелся на 1998 год, когда доля неденежных поступлений в бюджет достигла 63,6 процента.
Нарастающий системный финансово-экономический кризис в 1996 - 1998 годах в экономике определил критическое положение промышленных предприятий, в результате в 1998 году убытки всех отраслей экономики превысили прибыль, а удельный вес убыточных предприятий достиг максимальной отметки за все истекшие пять лет - 65,5 процента.
В 1999 - 2000 годах ситуация существенным образом изменилась: растет число прибыльных предприятий, улучшается их финансовое положение, в результате многократно возрос положительный финансовый результат деятельности отраслей экономики республики в целом.
В 1999 году консолидированный бюджет Республики Коми впервые исполняется с профицитом - 5,4 процента, а в 2000 году профицит составил 2,1 процента к расходам бюджета. 99 процентов поступлений в республиканский бюджет Республики Коми составили денежные средства.
В период с 1996 по 1999 годы в республике значительно сократилась инвестиционная активность, реальный сектор экономики практически не обновлял свой производственный потенциал. Соотношение объема инвестиций и валового регионального продукта снизилось с 24 процентов в 1996 году до 12 процентов в 1999 году.
В 2000 году ситуация в инвестиционной сфере положительно изменилась: за год рост объемов инвестиций в основной капитал составил 168 процентов, что позволило компенсировать снижение объема инвестиций предыдущих лет.
Устойчивый рост иностранных инвестиций в экономику Республики Коми сохранялся вплоть до 1997 года.
Объем привлеченных в республику иностранных инвестиций в 2000 году, по оценке, составляет около 124 млн. долларов США. Однако к уровню 1996 года приток иностранных инвестиций в республику сократился в 2 раза.
Большая часть иностранных инвестиций приходится на топливную отрасль, уровень прямых инвестиций не превышает 30 процентов от общей структуры.
В течение 1996 - 1998 годов внешнеторговый оборот в республике сократился на 18 процентов. В 1999 году под влиянием роста мировых цен на нефть внешнеторговый оборот республики увеличился за год на 7,6 процента и исчислялся 751,9 млн. долларов США.
В 2000 году тенденция роста внешнеторгового оборота сохранилась: годовой рост составил 114 процентов, внешнеторговый оборот исчислялся 860 млн. долларов США.
Объем экспорта за период с 1996 по 1999 годы уменьшился на 0,5 процента.
Однако рациональное использование ресурсной базы и наличие благоприятной конъюнктуры внешних рынков позволили обеспечить в 2000 году объем экспорта на уровне 725,8 млн. долларов США, что на 15 процентов больше уровня 1999 года.
В течение последних пяти лет в республике сохраняется устойчивая тенденция к снижению численности населения, обусловленная, в первую очередь, миграционным оттоком и естественной убылью населения. К началу 2001 года численность населения составила 1126 тыс. человек, уменьшившись за период с 1996 года на 60 тыс. человек, или на 5 процентов.
С 1996 года численность выехавших из республики превысила численность приехавших более чем на 40 тыс. человек. При этом более 70 процентов миграционного оттока составляет население в трудоспособном возрасте.
В период с 1996 по 1999 годы в составе экономически активного населения число безработных увеличилось на 18,5 процента. Но уже к концу 1999 года численность безработных сократилась на 30 процентов и составила 25,6 тыс. человек, а уровень официально зарегистрированной безработицы снизился до 4,3 процента против 6,3 процента в конце 1997 года. В 2000 году сохранялась устойчивая динамика снижения уровня официально зарегистрированной безработицы.
Заработная плата по-прежнему остается основным источником доходов населения республики. Среднемесячный размер заработной платы на одного работающего в 1999 году составил 2417 рублей, в 2000 году - 3601 рубль.
Реальные располагаемые денежные доходы населения республики в 1999 году составили 85,4 процента от уровня 1998 года и 34 процента от уровня 1990 года. В 2000 году сохранялась устойчивая тенденция роста реальных доходов населения (по итогам 2000 года их рост составил 13 процентов).
В республике сохраняется значительная дифференциация населения по уровню доходов. В 1997 - 2000 годах соотношение денежных доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченного населения составляло 12 - 14 раз против 9 - 10 раз в 1995 - 1996 годах.
Показатели начисленной заработной платы не в полной мере характеризуют ситуацию с оплатой труда. Немаловажным фактором, усугубляющим проблемы оплаты труда, стали задержки с ее выплатой, которые приняли массовый характер.
За период с начала 1994 года, когда проблема задолженности по выплате заработной платы стала носить затяжной характер, темпы роста задолженности более чем в 20 раз опережали темпы роста среднемесячной начисленной заработной платы.