ЗАКОН
Принят Рязанской областной Думой 25 июня 2003 года
<Акт утратил силу: Закон Рязанской области N 128-ОЗ от 20.10.20066 г. нгр:RU62000200600309>
<Изменения:
Закон Рязанской области N 93-ОЗ от 05.12.20033 г. нгр:RU62000200300235
Закон Рязанской области N 39-ОЗ от 28.05.20044 г. нгр:RU62000200400079;
Закон Рязанской области N 22-ОЗ от 02.03.20055 г. нгр:RU62000200500028;
Закон Рязанской области N 86-ОЗ от 05.08.20055 г. нгр:RU62000200500224>
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы" согласно приложению 1 к настоящему Закону.
Статья 2. Утвердить укрупненный план мероприятий по реализации программы согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Статья 3. Утвердить прогноз объемов финансирования программы согласно приложению 3 к настоящему Закону.
Указанные объемы подлежат ежегодному уточнению с учетом сумм, выделяемых на обеспечение жильем молодых семей из федерального, областного и местных бюджетов.
Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации области В.Н.Любимов
4 июля 2003 года
N 40-ОЗ
к Закону Рязанской области
\"Об
утверждении областной
целевой программы
\"Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы\"
Областная целевая программа \"Обеспечение жильем молодых семей на 2003 - 2010 годы\"
Наименование программы | Областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы" (далее - программа) |
Основание для разработки программы | Закон Рязанской области от 24 декабря 2002 года N 84-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год" Закон Рязанской области от 27 мая 1998 года N 77 "О молодежи" |
Государственный заказчик программы | Правительство Рязанской области в лице Управления по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области |
Основные разработчики программы | Областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, открытое акционерное общество "Рязанская ипотечная корпорация" |
Цель программы | Создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы |
Основные задачи программы | Разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям Содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей Привлечение финансовых ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем Оказание за счет средств федерального и областного бюджетов поддержки муниципальным образованиям, привлекающим для решения этой проблемы финансовые ресурсы путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования |
Исполнители основных мероприятий | Областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, открытое акционерное общество "Рязанская ипотечная корпорация" |
Сроки и этапы реализации программы | 1-й этап: 2003-2004 годы 2-й этап: 2005-2010 годы |
Основные мероприятия | Разработка нормативных правовых актов по реализации программы Формирование финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям |
Прогноз объемов финансирования программы | Общий объем финансирования программы составляет 438,4 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 80,0 млн. руб.; средства областного бюджета - 126,2 млн. руб.; средства местных бюджетов - 47,4 млн. руб.; реинвестиции - 5,6 млн. руб.; внебюджетные средства (в т.ч. личные средства молодых семей) - 81,5 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Обеспечение 1 036 молодых семей жильем площадью 51 800 кв. метров Создание механизма для решения в области жилищной проблемы молодых семей Привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников Развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе Укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе |
Система организации контроля за исполнением программы | Государственный заказчик осуществляет общее руководство и контроль за реализацией программы Муниципальные образования, участвующие в реализации программы, представляют ежеквартально государственному заказчику сведения о ходе ее реализации Государственный заказчик обобщает эти сведения и ежегодно информирует Рязанскую областную Думу с внесением предложений по совершенствованию реализации программы |
В настоящее время в Рязанской области значительно обострилась проблема воспроизводства населения, возросли тенденции к распаду семей и сокращению рождаемости.
По оценке Рязанского областного комитета государственной статистики на 1 ноября 2002 года постоянное население области насчитывало 1242,7 тыс. человек и уменьшилось за январь-октябрь 2002 года на 12,3 тыс. человек или на 1% (в январе-октябре 2001 года - 13 тыс. человек, 1%).
Определяющим фактором процесса депопуляции остается превышение числа умерших над числом родившихся в 2,6 раза. Пока миграционный приток населения из государств - участников СНГ и стран Балтии отчасти компенсирует естественные потери. В январе-октябре 2002 года показатель замещения естественной убыли составил 4,1%.
Число родившихся в январе-октябре 2002 года по сравнению с тем же периодом 2001 года увеличилось на 328 человек или на 4,2% и составило 8,1 тыс. человек. Показатель рождаемости возрос с 7,4 до 7,8 родившихся на 1000 населения.
В январе-октябре 2002 года в органах ЗАГС зарегистрировано 7,4 тыс. браков и 8,4 тыс. разводов, по сравнению с январем-октябрем 2001 года количество браков и разводов увеличилось соответственно на 223 и 1809. Количество разводов превысило количество браков: на каждую тысячу образованных брачных пар пришлось 1 126 распавшихся (в январе-октябре 2001 года - 909).
Одной из основных причин расторжения браков является отсутствие у супругов благоустроенного жилья и, самое главное, перспектив его приобретения, что влечет невозможность планирования развития семьи, в том числе рождения детей. Это подтверждают результаты социологических опросов, среди причин, по которым молодые семьи не торопятся с рождением детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив на приобретение жилья. Средняя продолжительность брака у разведенной молодежи до 30 лет - 3,1 год. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие и на другие аспекты социального состояния молодежной среды, в том числе: здоровье, образование, уровень преступности и др.
По данным управления по делам образования, науки и молодежной политики администрации области у молодежи Рязанской области на 1 января 2003 года следующая потребность в жилье:
Всего | В том числе | Население | % числа молодежи от общего числа населения | % нуждающейся молодежи от общего молодежи | ||||||||||
Семей | человек | молодых семей | человек | всего | в том числе молодежь | |||||||||
20 674 | 58 094 | 12 106 | 28 975 | 1 250 637 | 280 522 | 22,8 | 8,2 |
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
Настоящая программа предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Рязанской области.
<Абзац 11 раздела 1 в редакции: Закон Рязанской области N 86-ОЗ от 05.08.20055 г. нгр:RU62000200500224>
Основной целью программы является создание системы государственной поддержки молодых семей для строительства или покупки (далее - приобретения) ими на территории области благоустроенного жилья.
Государственная поддержка молодых семей в рамках реализации настоящей программы может осуществляться путем:
предоставления целевых займов на приобретение жилья;
предоставления субсидий на компенсацию первоначального взноса (части первоначального взноса), уплачиваемого молодыми семьями при получении ипотечного кредита с целью приобретения жилья;
предоставления субсидий на компенсацию части затрат на приобретение жилья или на погашение кредита (целевого займа), полученного для приобретения жилья, в случае рождения (усыновления ребенка).
Настоящая программа предусматривает разработку и утверждение муниципальными образованиями соответствующих программ по обеспечению благоустроенным жильем молодых семей.
При разработке муниципальных программ обязательным является выполнение мероприятий настоящей программы, а также разработка поэтапного плана действий органов местного самоуправления по реализации программы, привлечение средств местных бюджетов и внебюджетных источников для решения жилищных проблем молодых семей, определение порядка использования указанных средств, контроль за эффективным управлением бюджетными и внебюджетными средствами, направленными на финансирование программных мероприятий.
Программа будет выполняться поэтапно в 2003-2010 годах.
На первом этапе (2003-2004 годы) будут осуществляться:
формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей;
<Абзац 3 раздела 3 в редакции: Закон Рязанской области N 86-ОЗ от 05.08.20055 г. нгр:RU62000200500224>
проведение экспериментов на территории отдельных муниципальных образований по отработке указанных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей программы;
создание системы мониторинга реализации программы.
На втором этапе (2005 - 2010 годы) намечается:
совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации программы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения в муниципальных образованиях;
начало широкомасштабного внедрения механизмов реализации программы в практику муниципальных образований.
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) предполагается развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного участия федерального центра и привлечения в значительном объеме бюджетных средств.
Общий объем средств, предназначенных для реализации программы, прогнозируется в размере 438,4 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 80,0 млн. руб.;
средства областного бюджета - 126,2 млн. руб.;
средства местных бюджетов - 47,4 млн. руб.;
реинвестиции -5,6 млн. руб.;
внебюджетные средства (в т.ч. личные средства молодых семей)- 81,5 млн. руб.
Прогноз объемов ежегодного финансирования программы приведен в приложении 2 к настоящему Закону.
Средства федерального бюджета в рамках реализации настоящей программы используются для предоставления безвозмездных субсидий молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение жилья, или на погашение части кредита (целевого займа), полученного ими на эти цели.
Корпорация направляет средства областного и местных бюджетов, предоставленные для реализации настоящей программы, на следующие цели:
предоставление молодым семьям целевых займов на приобретение жилья;
предоставления субсидий на компенсацию первоначального взноса (части первоначального взноса), уплачиваемого молодыми семьями при получении ипотечного кредита с целью приобретения жилья;
предоставление молодым семьям безвозмездных субсидий при рождении (усыновлении) ребенка на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение жилья, или на погашение части кредита (целевого займа), полученного ими на эти цели.
<Абзац 13 раздела 4 в новой редакции: Закон Рязанской области N 39-ОЗ от 28.05.20044 г. нгр:RU62000200400079>
<Абзац 13 раздела 4 утратил силу: Закона Рязанской области N 22-ОЗ от 02.03.20055 г. нгр:RU62000200500028>
Система мероприятий настоящей программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
нормативно-правовое регулирование и методологическое обеспечение реализации программы;