ЗАКОН
КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
от 16 июня 1997 года N 88
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
(в ред. Законов Камчатской области от 23.11.1998 N 20(ред. от 19.08.2005), от 14.05.2005 N 335, от 19.08.2005 N 370)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Камчатского края от 14.03.2008 N 20.
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Камчатской Области
30 мая 1997 года
Настоящий закон направлен на регулирование общественных отношений в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Камчатской области (далее именуется - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Камчатской области или его части, объектов производственного, социального и жилищного назначения, а также окружающей природной среды (далее именуется - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуется - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Камчатской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуется - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Законодательную основу в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций составляют Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 года, Закон РСФСР "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 года, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Камчатской области, настоящий Закон, а также нормативные правовые акты Камчатской области, принимаемые в соответствии с настоящим Законом.
Целями настоящего Закона являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций в Камчатской области;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
В отношении настоящего Закона Камчатской области понятия используются в следующих значениях:
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Источник чрезвычайной ситуации техногенного характера - объект промышленности, энергетики, коммунального хозяйства или транспорта, в результате деятельности которого на определенной территории возникла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Источник чрезвычайной ситуации природного характера - опасное природное явление, в результате которого на определенной территории возникла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Потенциально опасный объект - объект, на котором используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются радиоактивные, пожаро-, взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, или иные вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Промышленная безопасность - состояние защищенности объектов, человека и окружающей среды, материальных ценностей общества и государства при размещении промышленных объектов, их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, выводе из эксплуатации, а также при конструировании и изготовлении промышленного оборудования.
Обеспечение промышленной безопасности - разработка и осуществление системы адекватных мер экономического, организационно-технического, правового, воспитательного характера, направленных на предупреждение промышленных аварий, на постоянную готовность к их ликвидации.
Декларация безопасности - специальный документ, обосновывающий безопасность проекта объекта производственного, социального и жилищного назначения (далее именуется - объект экономики) или действующего объекта экономики; определяющий характер и масштабы опасности на нем, выработку организационных, технических и иных мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, защиты населения и окружающей среды от чрезвычайной ситуации техногенного характера; регламентирующий действия персонала в аварийных условиях.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Всестороннее обеспечение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - проведение нештатными структурными подразделениями, создаваемыми администрацией Камчатской области, органами местного самоуправления и организациями, комплекса мероприятий, осуществляемых в целях организованного и успешного выполнения задач гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Видами обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются: медицинское, инженерное, противопожарное, энергетическое, коммунально-техническое, дорожно-транспортное и транспортное обеспечение, а также связь и оповещение, охрана общественного порядка, материально-техническое снабжение и другие виды обеспечения.
Борьба со стихийными бедствиями - комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также всестороннему обеспечению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Камчатской области являются:
- заблаговременность проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения;
- планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- определение объема и содержания мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;
(в ред. Закона Камчатской области от 14.05.2005 N 335)
- ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами администрации Камчатской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области (далее - органы местного самоуправления), организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства территориальных органов федеральных органов Камчатской области;
(в ред. Закона Камчатской области от 14.05.2005 N 335)
- привлечение сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(абз. 6 дополнен Законом Камчатской области от 14.05.2005 N 335)
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медикобиологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Камчатской области, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, и законами Камчатской области.
Администрация Камчатской области, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, о ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом.
Порядок обеспечения населения, органов государственной власти Камчатской области, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается постановлением губернатора области.
(в ред. Закона Камчатской области от 14.05.2005 N 335)
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатской области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с администрацией Камчатской области, органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
(в ред. Закона Камчатской области от 14.05.2005 N 335)
(в ред. Закона Камчатской области от 14.05.2005 N 335)
Совет народных депутатов Камчатской области:
а) принимает законы и иные нормативные правовые акты Камчатской области;
б) утверждает по представлению губернатора Камчатской области долгосрочные областные целевые программы в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций;
в) осуществляет иные полномочия в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатской области.
Администрация Камчатской области:
а) осуществляет нормативное правовое регулирование в пределах своих полномочий;
б) разрабатывает и исполняет областной бюджет в части расходов на финансирование деятельности и мероприятий в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций;
в) разрабатывает, организует выполнение и финансирование долгосрочных областных целевых программ в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
д) принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивает их проведение;
е) осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
ж) организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
з) создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
и) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
к) осуществляет иные полномочия в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатской области.
Статья 8. Утратила силу. - Закон Камчатской области от 14.05.2005 N 335.
(в ред. Закона Камчатской области от 14.05.2005 N 335)
Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования.
(в ред. Закона Камчатской области от 14.05.2005 N 335)
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;