(в редакции законов Республики Алтай от 15 декабря 2000 года N 19-42,
от 12 сентября 2001 года N 24-109, от 19 февраля 2002 года N 3-7)
(с изменениями на 14 июня 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 марта 2008 года на основании
Закона Республики Алтай от 5 марта 2008 года N 18-РЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Республики Алтай от 22 января 2004 года N 18-10 (Звезда Алтая , 29.01.2004, N 14-15).
Законом Республики Алтай от 9 июля 2004 года N 32-РЗ (Звезда Алтая, N 122-123, 17.07.2004);
Законом Республики Алтай от 9 июля 2004 года N 36-РЗ (Звезда Алтая, N 122-123, 17.07.2004);
Законом Республики Алтай от 11 октября 2004 года N 46-РЗ (Звезда Алтая, 26.10.2004);
Законом Республики Алтай от 29 июня 2006 года N 45-РЗ (Звезда Алтая, N 153, 18.07.2006);
Законом Республики Алтай от 14 июня 2007 года N 37-РЗ (Звезда Алтая, N 147-148, 26.06.2007).
____________________________________________________________________
Настоящим Законом на основании и во исполнение Конституции, законодательства Российской Федерации, Конституции Республики Алтай устанавливаются единые требования к законам и иным нормативным правовым актам Республики Алтай, их подготовке, внесению, рассмотрению, принятию, изменению, опубликованию, толкованию, учету и систематизации. Закон определяет виды нормативных правовых актов Республики Алтай, а также правила законодательной техники.
Настоящий Закон призван способствовать качественному и эффективному нормотворчеству органов государственной власти Республики Алтай.
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом Республики Алтай в пределах его компетенции либо на референдуме и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Правовая норма - это обязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Структура закона - распределение закона по разделам, главам, статьям, частям, пунктам.
Преамбула закона - вводная или вступительная часть закона, иного нормативного правового акта, излагающая в краткой форме цели, задачи и мотивы принятия акта.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации республика, как субъект Российской Федерации, осуществляет собственное регулирование, включая принятие республиканских законов и иных нормативных правовых актов.
Настоящий республиканский Закон в развитие и в соответствии с Конституцией Республики Алтай устанавливает виды республиканских нормативных правовых актов, а также определяет порядок их подготовки, принятия, вступления в силу, действия, толкования, учета и систематизации.
Настоящий республиканский Закон призван способствовать качественному и эффективному нормотворчеству органов государственной власти республики.
Нормотворчество органов государственной власти Республики Алтай осуществляется на основе принципов разделения властей, законности, гласности, планирования и согласования действий субъектов законодательной (нормотворческой) инициативы.
Нормотворчество включает в себя:
- прогнозирование, планирование, подготовку, рассмотрение, принятие, опубликование и толкование;
- научную экспертизу и оценку эффективности действия законов и иных нормативных правовых актов республики.
Нормотворческие органы республики обязаны предпринимать меры по обеспечению эффективности своей нормотворческой деятельности, которая обеспечивается качеством, законностью и своевременностью принятия нормативных правовых актов республики.
Нормотворческий орган республики - орган государственной власти республики, правомочный принимать, изменять или отменять республиканские нормативные правовые акты в соответствии с установленной компетенцией.
Нормотворческими органами республики являются Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай, Правительство Республики Алтай (далее - Правительство) и республиканские ведомства.
Законодательная инициатива - право внесения законопроекта в орган законодательной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с установленной процедурой.
Согласно статье 88 Конституции Республики Алтай правом законодательной инициативы обладают Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай, депутаты Республики Алтай, постоянные комиссии Государственного Собрания - Эл Курултай, Правительство, представительные органы местного самоуправления, а также избирательная комиссия Республики Алтай, Верховный суд Республики Алтай, Арбитражный суд Республики Алтай, прокурор Республики Алтай и профессиональный союз Республики Алтай по вопросам их ведения (часть в редакции, введенной в действие с 17 июля 2004 года Законом Республики Алтай от 9 июля 2004 года N 36-РЗ, - см. предыдущую редакцию).
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай:
- проектов республиканских конституционных законов и республиканских законов (далее - законопроекты);
- законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие республиканские конституционные законы и республиканские законы, либо о признании этих законов утратившими силу;
- поправок к законопроектам.
Субъекты законодательной инициативы, указанные в части первой настоящей статьи, за исключением Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и депутатов Республики Алтай, осуществляют право законодательной инициативы посредством принятия решения коллегиальным органом о внесении в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай законопроекта (поправок к законопроекту и назначения официального представителя при рассмотрении Госсобранием - Эл Курултай данного законопроекта).
Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай осуществляет право законодательной инициативы лично либо через официально назначенного представителя Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Депутаты Республики Алтай осуществляют право законодательной инициативы лично в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственное Собрание - Эл Курултай субъектами права законодательной инициативы, указанными в части первой настоящей статьи.
Субъекты права законодательной инициативы Республики Алтай вправе вносить в Государственное Собрание - Эл Курултай законопроекты в порядке реализации Республикой Алтай права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Законопроекты в порядке реализации права законодательной инициативы Республики Алтай в Федеральном Собрании Российской Федерации вносятся в Государственное Собрание - Эл Курултай, рассматриваются в порядке, определяемом Регламентом Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
Дальнейшее прохождение законопроектов определяется Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Республика Алтай как субъект Российской Федерации издает республиканские конституционные законы, республиканские законы и нормативные правовые акты по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае их противоречия действует нормативный правовой акт Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Республика Алтай осуществляет собственное регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В случае противоречия правового акта Республики Алтай федеральному закону, изданному в соответствии с частью первой настоящей статьи, действует федеральный закон.
В случае противоречия нормативных правовых актов Республики Алтай друг другу, действует нормативно - правовой акт, обладающий наибольшей юридической силой.
В случае коллизии правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.
Республиканские законы, принятые республиканским референдумом, являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении. Изменение либо отмена республиканского закона, принятого республиканским референдумом, осуществляется путем принятия иного республиканского закона на референдуме, ноне ранее 2-х лет после его принятия либо признания недействительным в судебном порядке.
(В редакции: Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)
Конституция Республики Алтай является Основным Законом республики. Республиканские законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить Конституции Республики Алтай.
Республиканские законы, принятые республиканским референдумом, обладают более высокой юридической силой по сравнению с другими законами республики. Изменение либо отмена республиканского закона, принятого республиканским референдумом, возможны только путем республиканского референдума.
Особыми видами нормативных правовых актов являются договоры нормативного характера, заключенные от имени республики. Порядок ратификации и денонсации договоров нормативного характера, заключенных от имени республики, определяется республиканским законом.
Государственное Собрание - Эл Курултай принимает нормативные правовые акты в форме Конституции Республики Алтай, республиканских конституционных законов, республиканских законов и постановлений.
(В редакции: Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)
Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения.
(В редакции: Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)
Правительство Республики Алтай, органы исполнительной власти республики нормативные правовые акты издают только в виде постановлений.
Республиканские ведомства принимают нормативные правовые акты в форме инструкций, правил и в иных формах, установленных Положением о республиканском ведомстве.
Акты, изданные в ином виде (указания и другие), не должны носить нормативный правовой характер.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Конституция - единый политико - юридический документ, являющийся основным законом республики как субъекта Российской Федерации, обладающий особыми гарантиями стабильности, который учреждает республику, систему ее органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяет характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением. Конституция определяет основные ценности республики и общества и порядок их государственной защиты.
(В редакции: Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)
По предметам ведения Республики Алтай принимаются республиканские конституционные законы, республиканские законы, имеющие прямое действие на всей территории Республики Алтай.
Порядок внесения, принятия и опубликования поправок к Конституции Республики Алтай регулируется особым правовым актом - Конституционным законом Республики Алтай "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Алтай".
Республиканские законы принимаются по любому вопросу компетенции республики, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Республики Алтай.
Республиканским законом регулируются:
(В редакции: Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-109)
а) установление мер административной ответственности;
б) установление всех видов республиканских налогов и других обязательных платежей в республиканский бюджет;
в) определение порядка разграничения государственной собственности республики и муниципальной собственности;
г) иные вопросы, законодательное регулирование которых прямо предусмотрено федеральными законами и Конституцией Республики Алтай.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Алтай издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Алтай принимает законы и иные нормативные правовые акты или применяет федеральный закон без принятия своего законодательного акта. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Республики Алтай и Российской Федерации Республика Алтай вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование, которое после принятия соответствующего федерального закона приводится в соответствие с ним и действует в части не противоречащей федеральному законодательству.