ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2000 года N 388

     
Об утверждении Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области



Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области разработана на основе Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, Концепции экономической политики Ростовской области и одобрена решением Правительства Ростовской области от 17 мая 2000 года N 28.

Концепция определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики Ростовской области в сфере управления государственным сектором экономики и приватизации.

Концепция ориентирована на реализацию действующих и включение новых механизмов эффективного использования государственного имущества и повышения деловой активности коммерческих и некоммерческих организаций, успешного проведения институциональных преобразований на территории области.

В целях повышения эффективности использования государственного имущества, находящегося в собственности области,

постановляю:

1. Утвердить Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области, одобренную решением Правительства области от 17 мая 2000 года N 28 (приложение 1).

2. Утвердить план подготовки нормативных правовых актов по вопросам реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области (приложение 2).

3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - председателя Правительства Станиславова И.А.

Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ф.Чуб


Постановление вносит

комитет по управлению

государственным

имуществом области

Приложение N 1
к постановлению
Главы Администрации области
от 11.10.2000 N 388

     
КОНЦЕПЦИЯ
управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области

     

Введение


Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области (далее - Концепция) разработана на основе Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1024, и Концепции экономической политики Ростовской области, утвержденной решением Законодательного Собрания области от 29 сентября 1999 года N 34.

В основу Концепции положены практический опыт и существующая система управления государственным имуществом на территории области с перспективой ее развития и совершенствования.

Концепция ориентирована на реализацию действующих и включение новых механизмов эффективного использования государственного имущества и повышения деловой активности коммерческих и некоммерческих организаций, успешной реализации институциональных преобразований на территории области.

Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики области в сфере управления государственным сектором экономики, под которой понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, основанным на праве хозяйственного ведения, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями (далее - унитарные предприятия), или на праве оперативного управления, закрепленного за государственными учреждениями (далее именуются - учреждения), а также имущественных правах области, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством области в бюджетный процесс).

Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции природные ресурсы, принадлежащие области, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.

Концепция содержит два раздела.

В первом разделе рассматриваются цели, задачи, принципы и механизмы управления государственным имуществом.

Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации государственного имущества.

I. Управление государственным имуществом

     

1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом


Концепция отражает усиление государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Политика Администрации области, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:

оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в коммерческий оборот;

увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

повышение конкурентоспособности продукции унитарных предприятий, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Реализация указанных целей органами исполнительной власти области позволит осуществить решение следующих задач:

разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

инвентаризация объектов недвижимости и ценных бумаг, находящихся в государственной собственности области;

повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

классификация объектов государственной собственности области по признакам, определяющим специфику управления;

оптимизация количества объектов управления в целях эффективного пообъектного управления;

обеспечение прав области как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих (в целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании);

расширение полномочий по управлению предприятиями и организациями федеральной собственности, расположенными на территории области.

В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:

1.1. Определение цели и выбор способа ее достижения


Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) постановлением Главы Администрации области о его создании должна быть определена и зафиксирована цель, которую он преследует и достижению которой служит.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом управления.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски области при недостижении запланированного качественного результата управления.

1.2. Построение системы управления


Система управления представляет собой неразрывное единство следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, систематическое поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия уполномоченных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

1.3. Обеспечение эффективности и профессионализма управления


Эффективность управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности управляющих государственным имуществом области.

Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, недвижимость, акции, находящиеся в собственности области, доли области в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, в следующей логической последовательности:

а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, положение дел и основные выводы);

б) постановка целей и задач управления;

в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов для обеспечения эффективной реализации механизма управления);

г) контроль эффективности управления.

2. Управление унитарными предприятиями и учреждениями

     
2.1. Оценка состояния управления унитарными предприятиями


Состояние управления областными государственными унитарными предприятиями характеризуется наличием сложившейся постоянно совершенствующейся системы управления имуществом области.

Существующая система управления имуществом включает:

учет и ведение реестра областного имущества;

установленный порядок назначения руководителей унитарных предприятий, определения размера заработной платы, условий их работы и отчетности по результатам работы предприятия;

утвержденный примерный устав унитарного предприятия и контракт с руководителем;

ежеквартальный анализ хозяйственной деятельности унитарных предприятий;

контроль за использованием и сохранностью государственного имущества.

Указанная система успешно реализуется. Все предприятия и учреждения поставлены на учет. Назначение руководителей производится только в соответствии с установленным порядком. Со всеми руководителями унитарных предприятий заключены контракты. Уставы приведены в соответствие с примерным уставом унитарного предприятия.

В установленные сроки проводится анализ хозяйственной деятельности с направлением результатов в соответствующие отраслевые областные министерства для принятия мер. Осуществляется постоянный контроль за использованием государственного имущества.

В настоящее время в области имеется 419 областных государственных организаций, в т.ч. 185 областных государственных унитарных предприятий и 234 областных государственных учреждения.

На предприятиях областной собственности занято 13,0 тысяч человек.

В областной собственности находится 115 областных государственных унитарных аптечных предприятий, 19 предприятий электрических сетей, 7 предприятий кинофикации, 5 дорожно-строительных предприятий и 39 предприятий других отраслей.

Анализ хозяйственно-финансовой деятельности показывает, что наметилась тенденция улучшения финансово-экономических показателей деятельности государственных предприятий.

В 1999 году процент рентабельно работающих государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности области, по сравнению с 1998 годом увеличился с 70 до 82 процентов.

Средняя заработная плата выросла по сравнению с прошлым годом в 1,3 раза. Прибыль за отчетный период составила 77072 тыс. руб., что в 1,4 раза выше уровня 1998 года. Соответственно увеличились налоговые поступления в бюджет.

Вместе с тем следует отметить, что в собственности области имеются предприятия с малым по составу и стоимости имуществом, а также предприятия, деятельность которых общественно необходима, но не решены вопросы финансирования этой деятельности, что ставит их на грань фактической ликвидации.

Предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.

Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются гражданским законодательством. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, узок и однозначен. Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.

В частности, руководители унитарных предприятий самостоятельно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).

Действующее законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия.

На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»