Реализация государственной политики в области образования, конституционного права граждан на дошкольное, общее образование во многом зависит от обеспечения доступности учебных изданий для обучающихся. Учебник является обязательным компонентом образовательного процесса, во многом определяет его результативность и успешность, позволяет реализовать государственный образовательный стандарт.
В 1978 году было принято правительственное решение о создании библиотечных фондов школьных учебников с 3-5-летним циклом обращения в учебном процессе для бесплатного их пользования.
Пополнение и обновление школьного библиотечного фонда учебников гарантировалось федеральным целевым финансированием и функционированием системы централизованного обеспечения учреждений образования учебниками по ежегодно представляемым заявкам.
С 1992 года федеральное финансирование на учебники начало сокращаться и обеспечение учреждений образования учебниками начало резко отставать от потребностей научной организации учебного процесса, что не позволяло в полном объеме реализовать статью 43 пункты 1, 2 Конституции Российской Федерации, гарантирующих каждому общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего образования в государственных или местных образовательных учреждениях и на предприятиях, введение государственных образовательных стандартов и выполнение задач, предусматриваемых Законом "Об образовании".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 1994 года N 767 "О мерах по обеспечению учебной литературой образовательных учреждений" федеральное финансирование на издание учебников полностью прекратилось, регионам было предложено заключить прямые договора с книжными издательствами, предусмотреть и изыскать необходимые целевые финансовые средства в местных бюджетах на учебники, в дальнейшем самостоятельно решать все вопросы издания и доставки учебников, поддержания и обновления библиотечных фондов образовательных учреждений.
В 1994 году приказом Министерства образования Российской Федерации был утвержден федеральный комплект учебников и учебных пособий, состоящий из 539 наименований, который на территории Российской Федерации должен сохранить и обеспечить единый образовательный уровень.
В последние годы в республике формируется единая региональная политика в обеспечении обучающихся, образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой.
В 1997 г. при Министерстве образования и науки Республики Алтай создано торгово-проводящая структура - государственное учреждение "Центр учебно-наглядных пособий", с целью обеспечения образовательных учреждений республики учебниками, наглядными пособиями, методической литературой. Основными направлениями деятельности центра являются:
- формирование единого информационного образовательного пространства республики;
- изучение и анализ потребности образовательных учреждений республики в учебно-методической литературе, формирование регионального заказа на Федеральный и Региональный комплекты учебников;
- информационное и учебно-методическое обеспечение отделов образования, образовательных учреждений, индивидуальных пользователей, учителей, учащихся и их родителей.
Коллегия Министерства образования и науки Республики Алтай от 30 марта 2000 года отметила недостаточную работу Министерства, местных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений по решению проблем формирования финансирования и обеспечения заказов приобретения и издания учебной литературы за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
Выполняя решение коллегии, были разработаны временные положения об обеспечении федеральным и региональным комплектами учебников учащихся образовательных учреждений республики и о порядке создания, обновления и использования учебного библиотечного фонда школы.
Новые подходы в обеспечении образовательных учреждений учебной литературой предполагают, в первую очередь, что средства на обеспечение образовательных учреждений учебной литературой закладываются в региональный бюджет.
В бюджете республики в 1997 году было заложено на учебники 3,0 миллиона рублей, выделено - 1,3 миллиона рублей (более 50% этих средств ушло на погашение задолженностей перед издательствами за ранее полученные учебники), в 1998 году было заложено 3,6 миллиона рублей, не было выделено ни рубля, в 1999 году заложено в бюджет 3,8 миллиона рублей, выделено 200 тысяч, в 2000 году заложено 1,9 миллиона рублей, выделено 1,6, в 2001 году заложено 13,3 миллиона рублей, выделено 5,8. На 2002 год потребность на учебники была определена на сумму около 31,0 миллиона рублей, заложено в бюджет 4,2 миллиона, на 1 сентября выделено 2,0 миллиона.
В современных условиях с ростом значимости учебника в образовательном процессе все острее ощущаются проблемы, связанные с наличием, общедоступностью и качеством учебных изданий.
В настоящее время обеспеченность обучающихся новыми учебниками по общеобразовательным программам составляет 9,1% (требуется 481,7 тысячи учебников, приобретено 39,3). Анализ состояния фонда учебной литературы школьных библиотек показывает, что средний возраст используемого учебника по приблизительной экспертной оценке составляет 5 лет, учебников, используемых 4 и более лет (% от общего количества ) - 60%, учебников, используемых 2-3 года - 30%, новых учебников - 15%, морально-устаревших учебников - 20%, физически изношенных учебников - 60%. Доля учебной литературы (% от общего числа используемых экземпляров), находящейся в собственности учащегося) - 70%. Укомплектованность школьных библиотек учебной литературой (в % от числа потребных экземпляров ) - 40%. В течение последних десяти лет практически во всех образовательных учреждениях библиотечные фонды не пополняются программной художественной литературой. Дефицит учебников, использование в учебном процессе изданий, не соответствующих требованиям современных программ и санитарно-гигиеническим нормам влияет на снижение качества образования.
Принимая во внимание то, что учебники должны использоваться в пределах 3-5 лет, библиотечные фонды образовательных учреждений должны ежегодно обновляться не менее чем на 25%, что составит около 8,0 миллионов рублей в год.
В республике остаются острыми проблемы обеспечения учебной литературой дошкольных образовательных учреждений, специальных (коррекционных), вечерних (сменных) школ.
В республике назрела необходимость создания республиканской системы комплектования школьных библиотек, обеспечения учебной литературой всех учащихся независимо от социального положения, основанной на использовании различных источников финансирования, в т.ч. и родительских средств.
Для решения обозначенных проблем в соответствии с требованиями сегодняшнего дня необходимы межведомственные организационные усилия по формированию республиканской системы обеспечения учащихся, образовательных учреждений республики учебной, учебно-методической литературой и созданием нормативно-правовой базы для ее поддержки.
Основной задачей является отработка партнерских отношений между субъектами взаимодействия по созданию республиканского рынка учебной литературы, которые предполагают прежде всего решение ряда организационных задач по развитию региональной инфраструктуры, объединяющей все ее элементы. Отношения потребителей (образовательные учреждения, обучающиеся, педагоги) и производителей (издательства) должны быть установлены с использованием торгово-проводящей структуры, работающей как с бюджетными, так и с внебюджетными средствами. Информационное обеспечение вопросов учебного книгоиздания должно сопровождаться совершенствованием деятельности органов управления образованием, методических служб по отслеживанию динамики книжного рынка, изучению потребности образовательных учреждений в учебной литературе, оказанию содействия в формировании заказов на учебную литературу. Учитывая, что выбор учебной и учебно-методической литературы является прерогативой учителя (при методическом его обосновании), меняется роль местных, школьных методических служб. Методические службы республики, местных образований должны формировать республиканский комплект учебной, учебно-методической литературы, включающий федеральный и региональный компоненты, оказывать целенаправленную помощь педагогам в ее использовании.
Программа "Школьный учебник" на 2003-2005 годы" предусматривает пути решения обозначенных проблем через совершенствование нормативно-правовой базы, изменение схемы обеспечения обучающихся, учреждений образования учебной литературой, централизацию распространения учебной продукции, развитие инфраструктуры учебно-методического обеспечения учебных заведений.