____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 09.06.2018 N 173.
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 -2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2001* N 630 Правительство Республики Алтай
_______________
* Вероятно ошибка оригинала. Дату принятия постановления следует читать: "от 28.08.2001". - Примечание "КОДЕКС".
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Развития единой образовательной информационной среды на 2002 -2005 годы" (далее именуется - Программа).
2. Министерству финансов Республики Алтай (У.А. Альпимов) при формировании бюджета на 2003 год и на последующие годы предусмотреть средства на реализацию данной Программы.
3. Министерству образования и науки Республики Алтай (В.К. Трутнев) для выполнения и практического применения данной Программы создать "Центр информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса".
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства РА В.С. Торбокова.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И. Лапшин
Министерство образования и науки Республики Алтай
Горно-Алтайский государственный университет
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
"Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай на 2002-2005 годы"
Горно-Алтайск, 2002 г.
Наименование Программы
"Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай на 2002-2005 гг."
Государственный заказчик Программы
Министерство образования и науки Республики Алтай
Основные разработчики Программы
Горно-Алтайский государственный университет,
Министерство образования и науки Республики Алтай,
Центр науки и технологий Республики Алтай
Конечная цель Программы
Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай, обеспечивающей:
- повышение качества образования в республике на основе использования новых информационных технологий;
- предоставление условий для обеспечения равных возможностей всем жителям республики на получение образования всех уровней и ступеней.
Задачи Программы
1. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями. Создание и развитие нормативной базы единой образовательной информационной среды.2. Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.3. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.
Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2002-2005 годы.
Первый этап - 2002-2003 годы. Разработка и внедрение современных электронных учебных материалов. Разработка программ, учебных планов и материалов, организация курсов повышения квалификации преподавательских кадров. Проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Обеспечение учебных заведений средствами информатизации. Создание единой образовательной информационной среды.
Второй этап - 2004-2005 годы. Разработка и тиражирование электронных учебных материалов. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Завершение поставок средств информатизации в учебные заведения. Развитие единой образовательной информационной среды. Организация сервисной службы.
Перечень подпрограмм и основных мероприятий. Основные направления Программы
1. Создание и внедрение электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса. Формирование перечня электронных учебных материалов, необходимых для обеспечения учебного процесса различных уровней образования; разработка и тиражирование электронных учебных материалов; организация электронных библиотек учебных материалов и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам; организация системы дистанционного обучения и консультирования учащихся учебных заведений различного уровня.
2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Формирование программ и методическое обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных технологий. Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
3. Обеспечение образовательных учреждений средствами информатизации. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, телекоммуникаций, лицензионно чистыми и сертифицированными программными продуктами. Обеспечение учебных заведений специализированной мебелью для учебных кабинетов и компьютерных классов.
4. Создание и развитие образовательной телекоммуникационно-информационной среды. Проектирование и развертывание республиканской образовательной сети, включение ее в российские телекоммуникационные сети. Интеграция электронных и традиционных учебных материалов в единую образовательную информационную среду.
5. Организация сервисной службы. Создание инфраструктуры сервисной службы, организация эффективного функционирования сервисной службы.
Объемы и источники финансирования Программы
Финансирование работ предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Алтай и из других источников.
Всего на 2002-2005 годы 40 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 11,666 млн. руб., из средств бюджета Республики Алтай 16,078 млн. руб., из других источников 12,256 млн. руб.
Примечание: в случае изменения объемов финансирования из средств федерального бюджета (при формировании бюджета на очередной год) пропорционально изменяются и объемы финансирования из бюджета Республики Алтай, а также объемы финансирования из других источников (усредненные соотношения по годам реализации программы федерального бюджета, бюджета Республики Алтай, средств из других источников соответственно следующие: 29% - 40% - 31%).
Ожидаемые конечные результаты
В результате выполнения Программы получит существенное развитие, будет апробирована и введена в эксплуатацию единая образовательная информационная среда, которая позволит:
Создать условия для повышения качества образования в Республике Алтай за счет эффективного использования современных информационных технологий. Довести число компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: один компьютер - на 80 учащихся.
Создать условия для обеспечения равных возможностей на получение образования всех уровней и ступеней в Республике Алтай; обеспечить доступ учащихся и преподавателей не менее 50% общеобразовательных учреждений и не менее 70% профессиональных учебных заведений Республики Алтай к сетевым информационным ресурсам.
Повысить качество обучения в сельской местности путем организации доступа отдаленных школ к образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для сельской школы.
Обеспечить разработку электронных учебных материалов и программно-методического обеспечения. Внедрить современные электронные учебные материалы по основным предметам общеобразовательной школы (физика, химия, биология, математика, история, география и др.), осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения.
Разработать электронные учебные материалы по изучению природных и социально-экономических особенностей Республики Алтай, этнокультурных традиций местного населения.
На территории Республики Алтай создать систему доступа к глобальным образовательным ресурсам; создать условия для развития технологии интерактивного дистанционного обучения.
Создать систему методической поддержки преподавателей учебных учреждений всех уровней, провести подготовку и переподготовку 80% преподавателей общеобразовательных учреждений в области новых информационных технологий.
Создать условия жителям республики с ограниченными возможностями здоровья получать полноценное образование и необходимую специальную (коррекционную) помощь; создать благоприятные условия для их социальной адаптации и реабилитации средствами образования.
Внедрить программное обеспечение сетевого тестирования; создать банки данных с тестовыми заданиями.
Создать республиканский центр информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, осуществляющий обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды Республики Алтай.
Система организации контроля за исполнением Программы
Система организации контроля за исполнением Программы определяется Министерством образования и науки Республики Алтай.
Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность.
Уровень развития современных технологий в стране зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, от уровня развития образования в стране. Вопросы качества и содержания образования приобретают приоритетное значение. Наиболее сложным и важным звеном здесь является общеобразовательная школа. Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий.
В мире все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения как важнейшей компоненты складывающейся системы открытого образования.
На этом фоне состояние информатизации школ Республики Алтай можно расценить как неудовлетворительное.
Общеобразовательная школа
Большую часть компьютерного парка в школах составляют установленные в 1985 -1992 годах компьютеры первого поколения (Агат, БК, Ямаха, Корвет и УКНЦ), которые по существу в настоящее время не пригодны к эксплуатации. В большинстве случаев нет даже возможности ввести типовую операционную среду Windows 95/98, которая используется подавляющим числом пользователей персональных компьютеров в России. В последние 7-8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись. Определенная работа велась на местах, но это были лишь разрозненные усилия, которые носили частный характер и не могли существенно повлиять на реальное положение дел в школах республики.
Анализ программного обеспечения компьютерных классов образовательных учреждений общего образования выявил, что в основном лицензионное программное обеспечение учебного назначения имеется только в классах, оснащенных устаревшими средствами вычислительной техники. Это, как правило, системное программное обеспечение, пакеты программ по поддержке курса информатики, текстовые редакторы. Компьютерные классы на основе IBM-совместимых компьютеров оснащены в основном нелицензионными программными продуктами.
Только 6,34% образовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия, и только 0,5% образовательных учреждений имеют выход в глобальную сеть.
Разработка образовательных ресурсов идет крайне медленно.
На сегодняшний день менее 10% школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится более 2000 учащихся.
Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии.
Широкому распространению Интернет-технологий в общеобразовательной школе мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, отсутствие в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленность учителей к использованию информационных технологий. Использование Интернет в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе не сами по себе, а как технические средства решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.
Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимает сельская школа. В систему образования Республики Алтай входят 189 сельских школ основного общего образования. Имеется 62 начальных малокомплектных школы. В сельских школах обучается примерно две трети школьников республики.
В сельской школе остро не хватает учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечения школ обычной электронной почтой - как наиболее распространенного и простого телекоммуникационного средства. Определенный прогресс в области оснащения сельских школ компьютерами был достигнут в ходе реализации программы компьютеризации сельских школ, проводимой в 2001 г. Однако число поставляемых компьютеров в отдельную школу минимально и данную вычислительную технику можно рассматривать как некоторый задел для дальнейшего наращивания компьютерного парка.
Описанное состояние оснащенности сельских школ приводит к определенной информационной изолированности сельских школьников, создает неравные условия для получения качественного образования.
Профессиональная школа
Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников профессиональных учебных заведений. Прогресс в данном направлении в значительной степени определяется уровнем информационной подготовленности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения. Однако в настоящее время лишь около 25% из них имеют начальный (ознакомительный) уровень подготовки в области информатики.