Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 августа 2002 года N 237


Об утверждении республиканской программы "Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай на 2002 -2005 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 09.06.2018 N 173.
____________________________________________________________________



В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 -2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2001* N 630 Правительство Республики Алтай

_______________

* Вероятно ошибка оригинала. Дату принятия постановления следует читать: "от 28.08.2001". - Примечание "КОДЕКС".


постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Развития единой образовательной информационной среды на 2002 -2005 годы" (далее именуется - Программа).

2. Министерству финансов Республики Алтай (У.А. Альпимов) при формировании бюджета на 2003 год и на последующие годы предусмотреть средства на реализацию данной Программы.

3. Министерству образования и науки Республики Алтай (В.К. Трутнев) для выполнения и практического применения данной Программы создать "Центр информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса".

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства РА В.С. Торбокова.

Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И. Лапшин

     

     
 УТВЕРЖДЕНА
 постановлением Правительства
 Республики Алтай
 от 22.08.2002 N 237

Министерство образования и науки Республики Алтай

Горно-Алтайский государственный университет

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
"Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай на 2002-2005 годы"

Горно-Алтайск, 2002 г.


ПАСПОРТ
Республиканской программы
"Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай на 2002-2005 гг."

     
Наименование Программы


"Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай на 2002-2005 гг."

Государственный заказчик Программы


Министерство образования и науки Республики Алтай

Основные разработчики Программы


Горно-Алтайский государственный университет,

Министерство образования и науки Республики Алтай,

Центр науки и технологий Республики Алтай

Конечная цель Программы


Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай, обеспечивающей:

- повышение качества образования в республике на основе использования новых информационных технологий;

- предоставление условий для обеспечения равных возможностей всем жителям республики на получение образования всех уровней и ступеней.

Задачи Программы

1. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями. Создание и развитие нормативной базы единой образовательной информационной среды.2. Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.3. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.

Сроки и этапы реализации Программы


Сроки реализации Программы - 2002-2005 годы.

Первый этап - 2002-2003 годы. Разработка и внедрение современных электронных учебных материалов. Разработка программ, учебных планов и материалов, организация курсов повышения квалификации преподавательских кадров. Проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Обеспечение учебных заведений средствами информатизации. Создание единой образовательной информационной среды.

Второй этап - 2004-2005 годы. Разработка и тиражирование электронных учебных материалов. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Завершение поставок средств информатизации в учебные заведения. Развитие единой образовательной информационной среды. Организация сервисной службы.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий. Основные направления Программы

1. Создание и внедрение электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса. Формирование перечня электронных учебных материалов, необходимых для обеспечения учебного процесса различных уровней образования; разработка и тиражирование электронных учебных материалов; организация электронных библиотек учебных материалов и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам; организация системы дистанционного обучения и консультирования учащихся учебных заведений различного уровня.

2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Формирование программ и методическое обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных технологий. Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

3. Обеспечение образовательных учреждений средствами информатизации. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, телекоммуникаций, лицензионно чистыми и сертифицированными программными продуктами. Обеспечение учебных заведений специализированной мебелью для учебных кабинетов и компьютерных классов.

4. Создание и развитие образовательной телекоммуникационно-информационной среды. Проектирование и развертывание республиканской образовательной сети, включение ее в российские телекоммуникационные сети. Интеграция электронных и традиционных учебных материалов в единую образовательную информационную среду.

5. Организация сервисной службы. Создание инфраструктуры сервисной службы, организация эффективного функционирования сервисной службы.

Объемы и источники финансирования Программы


Финансирование работ предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Алтай и из других источников.

Всего на 2002-2005 годы 40 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 11,666 млн. руб., из средств бюджета Республики Алтай 16,078 млн. руб., из других источников 12,256 млн. руб.

Примечание: в случае изменения объемов финансирования из средств федерального бюджета (при формировании бюджета на очередной год) пропорционально изменяются и объемы финансирования из бюджета Республики Алтай, а также объемы финансирования из других источников (усредненные соотношения по годам реализации программы федерального бюджета, бюджета Республики Алтай, средств из других источников соответственно следующие: 29% - 40% - 31%).

Ожидаемые конечные результаты


В результате выполнения Программы получит существенное развитие, будет апробирована и введена в эксплуатацию единая образовательная информационная среда, которая позволит:

Создать условия для повышения качества образования в Республике Алтай за счет эффективного использования современных информационных технологий. Довести число компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: один компьютер - на 80 учащихся.

Создать условия для обеспечения равных возможностей на получение образования всех уровней и ступеней в Республике Алтай; обеспечить доступ учащихся и преподавателей не менее 50% общеобразовательных учреждений и не менее 70% профессиональных учебных заведений Республики Алтай к сетевым информационным ресурсам.

Повысить качество обучения в сельской местности путем организации доступа отдаленных школ к образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для сельской школы.

Обеспечить разработку электронных учебных материалов и программно-методического обеспечения. Внедрить современные электронные учебные материалы по основным предметам общеобразовательной школы (физика, химия, биология, математика, история, география и др.), осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения.

Разработать электронные учебные материалы по изучению природных и социально-экономических особенностей Республики Алтай, этнокультурных традиций местного населения.

На территории Республики Алтай создать систему доступа к глобальным образовательным ресурсам; создать условия для развития технологии интерактивного дистанционного обучения.

Создать систему методической поддержки преподавателей учебных учреждений всех уровней, провести подготовку и переподготовку 80% преподавателей общеобразовательных учреждений в области новых информационных технологий.

Создать условия жителям республики с ограниченными возможностями здоровья получать полноценное образование и необходимую специальную (коррекционную) помощь; создать благоприятные условия для их социальной адаптации и реабилитации средствами образования.

Внедрить программное обеспечение сетевого тестирования; создать банки данных с тестовыми заданиями.

Создать республиканский центр информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, осуществляющий обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды Республики Алтай.

Система организации контроля за исполнением Программы


Система организации контроля за исполнением Программы определяется Министерством образования и науки Республики Алтай.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости принятия программы


Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность.

Уровень развития современных технологий в стране зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, от уровня развития образования в стране. Вопросы качества и содержания образования приобретают приоритетное значение. Наиболее сложным и важным звеном здесь является общеобразовательная школа. Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий.

В мире все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения как важнейшей компоненты складывающейся системы открытого образования.

На этом фоне состояние информатизации школ Республики Алтай можно расценить как неудовлетворительное.

Общеобразовательная школа


Большую часть компьютерного парка в школах составляют установленные в 1985 -1992 годах компьютеры первого поколения (Агат, БК, Ямаха, Корвет и УКНЦ), которые по существу в настоящее время не пригодны к эксплуатации. В большинстве случаев нет даже возможности ввести типовую операционную среду Windows 95/98, которая используется подавляющим числом пользователей персональных компьютеров в России. В последние 7-8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись. Определенная работа велась на местах, но это были лишь разрозненные усилия, которые носили частный характер и не могли существенно повлиять на реальное положение дел в школах республики.

Анализ программного обеспечения компьютерных классов образовательных учреждений общего образования выявил, что в основном лицензионное программное обеспечение учебного назначения имеется только в классах, оснащенных устаревшими средствами вычислительной техники. Это, как правило, системное программное обеспечение, пакеты программ по поддержке курса информатики, текстовые редакторы. Компьютерные классы на основе IBM-совместимых компьютеров оснащены в основном нелицензионными программными продуктами.

Только 6,34% образовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия, и только 0,5% образовательных учреждений имеют выход в глобальную сеть.

Разработка образовательных ресурсов идет крайне медленно.

На сегодняшний день менее 10% школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится более 2000 учащихся.

Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии.

Широкому распространению Интернет-технологий в общеобразовательной школе мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, отсутствие в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленность учителей к использованию информационных технологий. Использование Интернет в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе не сами по себе, а как технические средства решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.

Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимает сельская школа. В систему образования Республики Алтай входят 189 сельских школ основного общего образования. Имеется 62 начальных малокомплектных школы. В сельских школах обучается примерно две трети школьников республики.

В сельской школе остро не хватает учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечения школ обычной электронной почтой - как наиболее распространенного и простого телекоммуникационного средства. Определенный прогресс в области оснащения сельских школ компьютерами был достигнут в ходе реализации программы компьютеризации сельских школ, проводимой в 2001 г. Однако число поставляемых компьютеров в отдельную школу минимально и данную вычислительную технику можно рассматривать как некоторый задел для дальнейшего наращивания компьютерного парка.

Описанное состояние оснащенности сельских школ приводит к определенной информационной изолированности сельских школьников, создает неравные условия для получения качественного образования.

Профессиональная школа


Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников профессиональных учебных заведений. Прогресс в данном направлении в значительной степени определяется уровнем информационной подготовленности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения. Однако в настоящее время лишь около 25% из них имеют начальный (ознакомительный) уровень подготовки в области информатики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»