Действующий

Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт объектов жилья в городе Иркутске на 2013 - 2017 годы"

2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания населения. Создание комфортных и безопасных условий для проживания граждан с соблюдением необходимых технических и санитарных норм и правил эксплуатации объектов жилья города Иркутска напрямую зависит от технического состояния жилых зданий и их конструктивных элементов.

В соответствии с Программой комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 06.07.2012 N 005-20-360588/2, одним из направлений развития города Иркутска в жилищно-коммунальной сфере является развитие жилищных отношений, обеспечивающих безопасные и комфортные условия проживания граждан.

На территории города Иркутска по состоянию на 01.01.2012 располагаются 7685 МКД. Из них: 5864 дома находились в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года; 5758 домов, в которых расположены квартиры, находящиеся в муниципальной собственности; 213 домов со 100% муниципальной собственностью; 1332 дома имеют физический износ более 65%; 4596 домов имеют износ от 30 до 65%, т.е. имеют неудовлетворительное состояние.

Дома со 100% муниципальной собственностью находятся в управлении управляющих организаций по результатам открытого конкурса, проведенного в порядке, установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила отбора управляющей организации). В связи с тем, что в перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса, согласно Приложению N 2 к Правилам отбора управляющей организации не входят работы по текущему ремонту и капитальному ремонту общего имущества МКД, дома со 100% муниципальной собственностью остро нуждаются в проведении капитального ремонта.

Своевременное проведение капитального ремонта МКД, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности, должен обеспечивать собственник помещений - МО город Иркутск.

В настоящее время капитального ремонта требуют 138 домов такой категории.

МО город Иркутск как собственник помещений в МКД несет обязанность по расходам на содержание общего имущества в МКД. Механизм реализации данной обязанности МО город Иркутск урегулирован постановлением администрации города Иркутска от 13.08.2009 N 031-06-2754/9 "О порядке предоставления субсидий из бюджета города Иркутска в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых имеются жилые помещения муниципального жилищного фонда города Иркутска" с изменениями, внесенными постановлением администрации города Иркутска от 17.02.2012 N 031-06-188/12.

Возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по капитальному ремонту общего имущества МКД, в которых имеются жилые помещения муниципального жилищного фонда города Иркутска, соразмерно доле муниципальной собственности города Иркутска в праве общей собственности на общее имущество МКД, распространяется на МКД, в которых собственники помещений приняли решение о выборе способа управления МКД в порядке, установленном ЖК РФ, либо отбор управляющей организации осуществлен в порядке, установленном частью 2 статьи 163 либо частью 4 статьи 161 ЖК РФ.

В период с 2009 по 2012 год в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска поступило 42 заявки о получении субсидии на капитальный ремонт общего имущества МКД на сумму 885,5 тыс. руб. Низкий показатель обращений обусловлен тем, что в соответствии с частью 2 статьи 158 ЖК РФ собственники помещений в МКД должны на общем собрании собственников помещений в МКД принять решение о проведении капитального ремонта данного дома. Так как работы по капитальному ремонту общего имущества МКД являются дорогостоящими, желающих провести капитальный ремонт в своем доме полностью за свой счет очень мало. Средства бюджета города Иркутска на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по капитальному ремонту общего имущества МКД, в которых имеются жилые помещения муниципального жилищного фонда города Иркутска, ежегодно предусматриваются в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Иркутске" Комплексной муниципальной целевой программы капитального ремонта объектов жилья и объектов муниципальной собственности г. Иркутска на 2009 - 2012 годы. Заранее предусмотреть необходимый объем средств на очередной финансовый год невозможно в связи с тем, что процесс субсидирования расходов по капитальному ремонту МКД с долей муниципальной собственности имеет заявительный характер.

Учитывая, что МО город Иркутск как собственник помещений в МКД несет обязанность по расходам на содержание общего имущества в МКД соразмерно доле муниципальной собственности города Иркутска в праве общей собственности на общее имущество МКД, реализация мероприятия "Долевое финансирование расходов по капитальному ремонту МКД с долей муниципальной собственности" необходима.

Техническое состояние жилищного фонда города Иркутска характеризуется высоким уровнем износа отдельных конструктивных элементов зданий. На сегодня 60 процентов МКД нуждаются в проведении капитального ремонта.

Причинами возникновения этих проблем являются:

- естественное старение домов;

- недостаточность средств на капитальный ремонт и текущее содержание;

- нарушение правил эксплуатации объектов, непринятие оперативных мер по устранению многочисленных утечек в системах водоснабжения, канализации, теплоснабжения.

Объем средств, требуемых на капитальный ремонт, из года в год растет, а объем финансирования не покрывает фактическую потребность, что в свою очередь приводит к значительному ухудшению технического состояния жилых зданий. По мере превышения сроков нормативной эксплуатации инженерных систем и конструктивных элементов домов резко возрастают объемы и стоимость текущих ремонтных работ. В результате за относительно короткий срок сверхнормативной эксплуатации стоимость текущих ремонтов начинает превышать стоимость капитального ремонта.

В целях решения существующих проблем с 2009 года в городе Иркутске реализуется подпрограмма "Капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Иркутске" в рамках Комплексной муниципальной целевой программы капитального ремонта объектов жилья и объектов муниципальной собственности г. Иркутска на 2009 - 2012 годы. В данной подпрограмме предусматривается выполнение комплекса мероприятий по проведению капитального ремонта МКД. По итогам выполнения планов мероприятий данной подпрограммы в 2009 - 2011 годах был проведен капитальный ремонт в 687 МКД, в 2012 году планируется провести капитальный ремонт в 172 домах, что составляет 13% от обозначенного в 2009 году в подпрограмме "Капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Иркутске" количества МКД, требующих проведения капитального ремонта.

Жилищный фонд первых массовых серий (далее - ФПМС), представленный в основном пятиэтажными крупнопанельными, кирпичными и крупноблочными зданиями, является материальным воплощением модели малогабаритного экономичного жилища, призванной для решения жилищной проблемы на рубеже 60-х - 70-х годов XX века.

Минимизация первичных затрат на строительство посредством типизации, унификации, облегчения веса и повышения заводской готовности конструкций, совмещения в них узлов, систем и материалов различной степени надежности и долговечности без учета вторичных затрат на поддержание, ремонт и эксплуатацию зданий в те года была экономической основой политики государства.

В настоящее время неудовлетворительные с современной точки зрения теплозащитные качества зданий предопределили ускоренное моральное устаревание и прогрессирующий физический износ зданий ФПМС.

Модернизация и восстановление наружных стеновых панелей зданий жилищного ФПМС включают в себя усиление, утепление и дополнительную гидроизоляцию конструкций.

Комплексный по составу мероприятий и межотраслевой по организации характер модернизации и восстановления наружных стеновых панелей крупнопанельных жилых домов первых массовых серий (далее - КЖДПМС) в городе Иркутске, масштабность проблемы в условиях ограниченности бюджетных средств, отсутствие научно и экспериментально обоснованных критериев оценки сейсмоуязвимости и системы технического мониторинга жилищного ФПМС требуют целевого использования ресурсов и предопределяют необходимость программно-целевых методов решения.

С целью реализации мероприятий по сохранению, модернизации и снижению сейсмоуязвимости жилых зданий КЖДПМС 1-335 и И-163 в городе Иркутске в 2008 году была утверждена муниципальная целевая программа "Реконструкция, модернизация и восстановление крупнопанельных жилых домов первых массовых серий в г. Иркутске" на 2008 - 2012 годы, которой утверждался перечень объектов, подлежащих реконструкции, модернизации и восстановлению, в количестве 262 объекта. Данная программа просуществовала 1 год, в течение которого было восстановлено 17 объектов. В рамках Комплексной муниципальной целевой программы капитального ремонта объектов жилья и объектов муниципальной собственности г. Иркутска на 2009 - 2012 годы была принята подпрограмма "Модернизация и восстановление наружных стеновых панелей крупнопанельных жилых домов первых массовых серий в г. Иркутске". По итогам выполнения планов мероприятий данной подпрограммы в 2009 - 2011 годах были восстановлены стеновые панели 13 домов, в 2012 году запланировано проведение работ на 5 домах. В общей сложности за период с 2008 года проведена реконструкция и восстановление наружных стеновых панелей 13% объектов от утвержденного в 2008 г. перечня объектов, подлежащих реконструкции, модернизации и восстановлению.

В 2012 году действие Комплексной муниципальной целевой программы капитального ремонта объектов жилья и объектов муниципальной собственности г. Иркутска на 2009 - 2012 годы заканчивается. Остается большой перечень объектов жилищного фонда, требующих проведения модернизации, восстановления, капитального ремонта, который с каждым годом увеличивается.

Для дальнейшей реализации обязанностей и полномочий, возложенных на МО город Иркутск федеральным законодательством, в части модернизации, восстановления, капитального ремонта объектов жилья города Иркутска необходимо продолжить применение программно-целевого метода планирования.

Программно-целевой метод бюджетного планирования на территории МО город Иркутск реализуется путем принятия долгосрочных и ведомственных целевых программ.

Применение этого метода обусловлено необходимостью взаимоувязки планов мероприятий по реализации Программы с целями Программы и ресурсными возможностями бюджета города Иркутска посредством разрабатываемой Программы.