Мероприятие Е1. Мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджета области
Описание исходного состояния
Исходное состояние - нулевой уровень.
В настоящее время администрация области участвует в реализации коммерческих инвестиционных проектов, включая смешанные, и социально-инфраструктурных.
Коммерческие инвестиционные проекты направлены на создание и развитие объектов экономической направленности. Реализуются полностью за счет средств частного инвестора либо при частичной поддержке области (смешанные проекты).
Социально-инфраструктурные проекты направлены на реконструкцию и развитие объектов социальной и инженерной инфраструктуры: жилья, образовательных учреждений, объектов здравоохранения, инженерных коммуникаций и дорог. Данные проекты полностью финансируются за счет средств бюджета области.
Инвестиционная деятельность и поддержка реализации инвестиционных проектов регулируются положениями Законом области от 10.04.1997 N 46-ЗТО "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тульской области".
Кроме этого, данный документ устанавливает нормы о предоставлении участникам инвестиционной деятельности налоговых льгот и государственных гарантий.
Отбор коммерческих инвестиционных проектов, для включения в коммерческую часть областной инвестиционной программы, осуществляется на конкурсной основе (Закон от 10.04.1997 N 46-ЗТО). Порядок проведения таких конкурсов регулируется постановлением администрации области от 28.03.2003 N 163 "Об утверждении порядка проведения конкурсов инвестиционных проектов и оказания государственной поддержки за счет средств бюджета Тульской области".
Мониторинг коммерческих инвестиционных проектов осуществляется департаментом внешних экономических связей и инвестиций Тульской области путем контроля соблюдения инвестором заявленных показателей объемов и сроков осуществления инвестиций. Для обеспечения информированности органов исполнительной власти области о ходе реализации коммерческих инвестиционных проектов в области создается информационная система, которая должна позволить отслеживать в режиме реального времени состояние каждого инвестиционного проекта, реализуемого за счет средств консолидированного бюджета области.
Мониторинг реализации социально-инфраструктурных проектов осуществляется департаментом строительства Тульской области. На основании результатов мониторинга, а также с учетом года начала строительства, проектной мощности объекта строительства, сметной стоимости, ожидаемых объемов освоения финансовых средств на конец текущего финансового года им совместно с департаментом финансов Тульской области определяется потребность в финансировании проектов на очередной год.
Оценка бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов
Требования к оценке бюджетной и социальной эффективности коммерческих инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации за счет средств бюджета области, содержатся в постановлении администрации Тульской области от 28.03.2003 N 163 "Об утверждении порядка проведения конкурсов инвестиционных проектов и оказания государственной поддержки за счет средств бюджета Тульской области".
Используемая система оценки бюджетной и социальной эффективности смешанных инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации за счет средств бюджета области, позволяет проводить объективную оценку и отбор действительно актуальных для области проектов.
Оценка бюджетной и социальной эффективности социально-инфраструктурных инвестиционных проектов
В настоящее время по отношению к социальным инвестиционным проектам проводится только оценка их социальной эффективности. За определение социальной эффективности таких проектов отвечают их инициаторы - органы исполнительной власти области. В основу расчетов положены федеральные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры.
Существующие в области подходы к оценке бюджетной и социальной эффективности, содействию реализации и мониторингу реализации инвестиционных проектов за счет средств бюджета области не лишены следующих существенных недостатков:
- отсутствует развернутая система критериев оценки бюджетной и социальной эффективности, которая позволяла бы определять реальный эффект от выполнения проектов на среднесрочную перспективу, а не только прогнозировать рост доходов бюджета и населения;
- отбор инвестиционных проектов для реализации в явной форме не увязан с системой стратегических целей и задач области, среднесрочными целями и задачами деятельности органов исполнительной власти области, устанавливаемыми в рамках докладов о результатах и основных направлениях деятельности и ведомственных целевых программ;
- при определении потребности в объектах социальной инфраструктуры не учитываются реальные потребности населения в бюджетных услугах.
Концепция изменений
При проведении преобразований в данной сфере необходимо исходить из того, что система инвестиций является одним из инструментов повышения качества жизни населения и способом достижения целей и задач, поставленных перед губернатором области и руководителями органов исполнительной власти области. В этой связи целесообразно реализовать следующие направления реформирования:
- разработка и утверждение методических рекомендаций по определению бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации на территории области вне зависимости от источника финансирования;
- разработка и утверждение методических рекомендаций по учету расходов на реализацию инвестиционных проектов при составлении проекта среднесрочного бюджета области на очередной финансовый год и плановый период (совместно с мероприятием В5);
{Слова "среднесрочного финансового плана и проекта бюджета на очередной финансовый год" заменены словами "бюджета области на очередной финансовый год и плановый период": Закон Тульской области от 30.06.2008 N 1030-ЗТО; НГР: ru71000200800203}
- разработка и утверждение системы критериев, удовлетворение которым является основанием для досрочного прекращения (переработки) реализации инвестиционных проектов;
- разработка механизмов по увязыванию инвестиционной программы Тульской области с докладами об ожидаемых результатах и результативными программами (мероприятия В3 и В5).
Для совершенствования механизмов оценки эффективности инвестиционных проектов необходимо дополнить перечень критериев оценки и отбора инвестиционных проектов требованиями по оценке эксплуатационных расходов (см. мероприятие Е2).