Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2008 ГОДЫ"

4. Реформирование государственного сектора экономики


Мероприятие D1. Повышение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения

Описание исходного состояния

Исходное состояние - первый уровень.

В связи с постепенным переходом к 100-процентному уровню платежей населения расходы местных бюджетов на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства в период 2003-2005 годов постепенно снижались, увеличивались расходы на благоустройство и капитальный ремонт жилищного фонда и коммунальных объектов. Так, в 2003 году на покрытие убытков было направлено 84,8 процента от расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, в 2004 году - 62,6 процента, в 2005 году - 27 процентов. На финансирование объектов внешнего благоустройства в 2003 году было направлено 11,1 процента от расходов на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, в 2004 году - 13,8 процента, в 2005 году - 27,7 процента. Расходы на проведение капитальных работ в 2003 году составляли 7,9 процента, а в 2005 году - 33,6 процента от расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.

В структуре предприятий, оказывающих услуги населению в жилищно-коммунальном хозяйстве, предприятия негосударственной формы собственности составляют 17 процентов.

Постановлением администрации области от 25.01.2005 N 51 "Об утверждении положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Тульской области" утверждено положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в области. Утвержденным положением оговорен порядок перечисления из бюджета области субвенций муниципальным образованиям области.

С 01.10.2005 в области осуществлен постепенный переход к перечислению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные счета граждан, а с 01.01.2006 все муниципальные образования области перешли к перечислению населению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг на персонифицированные счета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22 процентов.

В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления области при установлении тарифов на 2005 и 2006 годы для населения применяли федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги - 100 процентов.

Установленный муниципальными образованиями уровень возмещения населением затрат по предоставленным жилищно-коммунальным услугам (в среднем по области) составил: в 2003 году - 84,8 процента, в 2004 году - 92,5 процента, в 2005 году - 97,7 процента, в 2006 году - 100 процентов (план).

Фактический уровень возмещения населением затрат по предоставленным жилищно-коммунальным услугам (в среднем по области) составил: в 2003 году - 66,3 процента, в 2004 году - 64,1 процента, в 2005 году - 76,3 процента.

В 2003-2004 годах предоставленные субсидии населению на оплату жилья и коммунальных услуг организациями жилищно-коммунального хозяйства не возмещались из бюджетов муниципальных образований области в полном объеме. В 2005-2006 годах за счет субвенций, выделяемых из бюджета области, в полном объеме оплачены начисленные субсидии, кроме того, в указанный период бюджеты муниципальных образований области осуществляли погашение кредиторской задолженности, сложившейся по состоянию 01.01.2005.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации установить областные стандарты, используемые для расчета субсидий.

В настоящее время принят Закон Тульской области от 30.09.2006 N 739-ЗТО "О региональных стандартах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий и оказания мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи".

Концепция изменений

Учитывая, что основной задачей государства является формирование психологии ответственного собственника объекта недвижимости - жилья, необходимо в кратчайшие сроки перейти как минимум к 95-процентной фактической оплате населением коммунальных услуг и издержек, связанных с эксплуатацией жилых помещений.

Планируемые мероприятия и их результаты

{Позиция "Планируемые мероприятия и их результаты" в новой редакции: Закон Тульской области от 24.12.2007 N 948-ЗТО; НГР: ru71000200700402}

Планируемое состояние по результатам второго этапа - пятый уровень (средний по области фактический уровень платежей граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги составляет не менее 95 процентов).

На втором этапе будут выполнены следующие виды работ:

- публикация в СМИ и сети "Интернет" установленного фактического уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию области;

- оценка среднего по области, а также среднего в разрезе муниципальных образований области фактического уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.

Результатом реализации заявленных мероприятий должен стать следующий целевой показатель - средний по области фактический уровень платежей граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги составит не менее 95 процентов.

Альтернативы и риски

Наличие в области значительного числа малообеспеченных граждан может не позволить в короткие сроки довести фактический уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг до 95 процентов.

Проводимые реформы могут, с одной стороны, быть заторможены, поскольку связаны с возможным ростом социальной напряженности, с другой стороны, установление 100-процентной оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства является вынужденным шагом из-за отсутствия средств на дальнейшее субсидирование убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства.