Недействующий


ЗАКОН

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

от 8 января 1998 года N 69-ЗТО


О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 ноября 2007 года на основании
Закона Тульской области от 2 ноября 2007 года N 889-ЗТО
____________________________________________________________________

 

    Принят
 Тульской областной думой
 25 декабря 1997 года



Настоящий Закон определяет правовые основы становления, организации, функционирования, укрепления и развития социального партнерства в Тульской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом (Основным Законом) Тульской области с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.

    
     Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


     Статья 1. Основные понятия

Социальное партнерство - особый тип социально-трудовых отношений, обеспечивающий взаимодействие двух основных социальных групп - работодателей (их представителей) и наемных работников (их представителей) и реализацию их основных интересов на основе равноправного сотрудничества, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации.

Стороны соглашений - работники, работодатели, а также органы исполнительной власти Тульской области (далее области), органы местного самоуправления на территории области в лице их полномочных представителей.

Система социального партнерства в Тульской области - совокупность постоянно действующих органов, формируемых социальными партнерами; определенного ими порядка взаимодействия и функционирования данных органов, совместных документов (соглашений, договоров), принимаемых социальными партнерами.

Организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности.

Работники - физические лица, работающие в организации на основе трудового договора (контракта), лица, обучающиеся в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования.

Работодатели - организации (юридические лица) независимо от форм собственности и подчиненности, представляемые их руководителями (администрацией), либо физические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях.

Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами; органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Представители органов государственной власти, органов местного самоуправления - руководители этих органов или другие полномочные в соответствии с уставами (положениями) лица, иные уполномоченные этими органами лица.

Областное трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в области, социальные нормативы и программы, нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы, взаимные обязательства и заключаемый администрацией области, объединением (объединениями) профсоюзов области, объединением (объединениями, союзами) работодателей области в пределах их компетенции.

Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (нескольких отраслей) на территории области, заключаемые профсоюзными органами, образованными по отраслевому (межотраслевому) признаку, объединениями работодателей либо соответствующим отраслевым органом администрации области (выступающим в качестве работодателя) и органом по труду администрации области.

Областные тарифные профессиональные соглашения - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной профессии на территории области, заключаемые профсоюзными органами, созданными по профессиональному признаку, объединениями работодателей, либо соответствующим отраслевым органом администрации области (выступающим в качестве работодателя) и органом по труду администрации области.

Территориальные соглашения - правовые акты, устанавливающие условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, заключаемые территориальными объединениями профсоюзов (районные, городские), территориальными объединениями работодателей (районные, городские) и органами местного самоуправления.

     
     Статья 2. Правовая основа социального партнерства

1. Правовую основу социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации, регулирующие соответствующие общественные отношения законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и области, настоящий Закон.

2. Если международные договоры Российской Федерации, в том числе конвенции Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией, федеральные законы содержат иные нормы, устанавливающие более благоприятные для работников условия, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются нормы международных договоров, федеральных законов.

    
     Статья 3. Принципы социального партнерства

1. Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:

     1) уважение и учет интересов участников переговоров;

2) заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях;

3) содействие государства укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе;

4) соблюдение социальными партнерами и их представителями законодательства Российской Федерации и Тульской области;

     5) полномочность социальных партнеров и их представителей;
     6) равноправие сторон и доверие в отношениях;
     7) невмешательство в дела друг друга;

8) свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;

     9) добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;

10) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;

     12) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

13) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;

14) ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;

     15) соблюдение предусмотренных законом примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров.

     
     Статья 4. Сфера действия Закона

Действие настоящего Закона распространяется на организации, находящиеся на территории Тульской области, работников и представителей работников, работодателей и представителей работодателей, представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, действующих на территории области.

     
     Глава II. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБЛАСТИ


     Статья 5. Задачи системы социального партнерства

Система социального партнерства в области создается для выполнения следующих основных задач:

     - обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований в области;
     - обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

- проведение коллективных переговоров и взаимных консультаций сторонами соглашений;

     - совершенствование законодательства  в  сфере социально-трудовых отношений;

- разработка, заключение и выполнение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;

- предотвращение коллективных трудовых споров и содействие в их разрешении.

   

      Статья 6. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

1. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее Комиссия) создается для сотрудничества в выработке и реализации социально-ориентированной политики экономических преобразований в области, регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проекта, обсуждения и заключения областного трехстороннего соглашения; является постоянно действующим органом системы социального партнерства в области.

     2. Комиссия формируется из представителей органов государственной власти области, областных объединений профсоюзов, областных объединений работодателей при соблюдении принципов паритетности и равноправия сторон, полномочности их представителей.

3. Областные объединения профсоюзов и областные объединения работодателей самостоятельно определяют персональный состав своих представителей.

4. Предложения о включении в состав Комиссии представителей органов государственной власти вносятся органом по труду администрации области координатору Комиссии, назначаемому губернатором области.

Состав Комиссии утверждается и возглавляется координатором областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Представители сторон являются членами Комиссии. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 10 человек.

     5. Комиссия:

руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации и области, настоящим Законом и Положением, утвержденным губернатором области;

осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным планом работы, регламентом и, с учетом необходимости, оперативно решает возникающие неотложные вопросы;

основывает работу на коллективном свободном обсуждении и решении вопросов, гласности, ответственности, законности и постоянном учете общественного мнения;

принимает решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения и выполнения действующими на территории области органами исполнительной власти области, профсоюзами, работодателями, их объединениями, имеют рекомендательный характер для органов местного самоуправления;

осуществляет контроль за выполнением условий областного трехстороннего соглашения, областных отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, областных профессиональных соглашений, территориальных соглашений, коллективных договоров, а также соглашений вышестоящего уровня;

заслушивает на заседании комиссии представителей сторон, не обеспечивающих выполнение мероприятий по реализации областного соглашения и решений комиссии, вносит предложение о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих областное трехстороннее соглашение, решения комиссии;

заслушивает на заседании комиссии представителей сторон, не обеспечивающих выполнение условий областных отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, областных профессиональных соглашений, территориальных соглашений, коллективных договоров, а также соглашений вышестоящего уровня;

выступает с предложениями о принятии соответствующими органами власти области законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы;

участвует в разработке и обсуждает проекты законов области, иных нормативных правовых актов, принимаемых органами власти области по вопросам социально-трудовых и связанных с ними отношений;

     вносит предложения по принадлежности вопросов  о приостановлении или отмене принятых решений каждой из сторон в случае нарушения ими трудовых прав работников, необоснованного снижения социальных гарантий, основных положений областного трехстороннего соглашения.

6. Стороны комиссии вправе запрашивать и бесплатно получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, от работодателей (их объединений, союзов), от представителей работников информацию о социально-экономическом положении в области, необходимую для ведения коллективных переговоров и заключения областного трехстороннего соглашения.

     
     Статья 7. Другие органы системы социального партнерства в области

Стороны соглашений, коллективных договоров на основе взаимной договоренности и совместно определенных правил могут формировать другие двухсторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в области по отдельным направлениям.

     
     Статья 8. Областное трехстороннее соглашение

     1. Областное трехстороннее соглашение:

заключается администрацией области, объединениями профсоюзов области, объединениями работодателей области;

разрабатывается на основе переговоров между сторонами соглашений;

заключается до принятия областного бюджета на соответствующий период;

распространяется на работников, работодателей, органы исполнительной власти, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени;

содержание определяется областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основе предварительных консультаций между представителями администрации области, объединениями профсоюзов и объединениями (союзами) работодателей;

условия, содержащиеся в трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации.

2. Условия областного трехстороннего соглашения учитываются при принятии соответствующих законов, иных нормативных правовых актов на всех уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в области, при рассмотрении и принятии областного бюджета, в соответствии с действующим законодательством.

3. Принятый областной трехсторонней комиссией проект областного трехстороннего соглашения в пятидневный срок подлежит подписанию представителями сторон.

4. Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

5. Соглашение в течение десяти дней публикуется в средствах массовой информации в форме официальной публикации администрации области, объединений профсоюзов области, объединений (союзов) работодателей области.

     6. Действие областного трехстороннего  соглашения распространяется на все организации в области, не заявившие письменно в областную трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования.

7. Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.

    
     Статья 9. Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные соглашения

1. Областные отраслевые (межотраслевые), профессиональные соглашения:

     заключаются профсоюзными органами, образованными по отраслевому (межотраслевому) или профессиональному признаку, объединениями работодателей либо отраслевым органом администрации области (выступающего в качестве работодателя) и органом по труду администрации области;

заключаются при обязательном участии представителей органов государственной власти в случае, предусматривающем полное или частичное бюджетное финансирование, при этом объемы бюджетного финансирования согласовываются в финансовых структурах органов исполнительной власти;

разрабатываются на основе переговоров между сторонами соглашений в рамках областных отраслевых и профессиональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

распространяются на работников и работодателей, органов исполнительной власти, их представителей, заключивших соглашение от их имени;

     заключаются после     принятия областного трехстороннего соглашения.

     2. Условия, содержащиеся в областных отраслевых (межотраслевых), профессиональных соглашениях, не могут ухудшать положение работников, предусмотренное законодательством, генеральным соглашением, областным трехсторонним соглашением на соответствующий     период,     общероссийскими     отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями,     общероссийскими профессиональными     тарифными соглашениями, при условии делегирования в установленном порядке соответствующими представителями своих полномочий на заключение общероссийских соглашений.

3. Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, областные профессиональные тарифные соглашения должны учитываться при принятии соответствующих нормативных правовых актов.

4. Одобренный сторонами проект областного отраслевого (межотраслевого) тарифного, областного профессионального тарифного соглашения проходит обязательную экспертизу в органе по труду администрации области, в случае, если орган по труду администрации области не является стороной соглашения, после чего в трехдневный срок подлежит подписанию представителями сторон.

5. Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

6. Руководитель органа по труду администрации области по договоренности с другими сторонами соглашения имеет (право предложить работодателям и работникам организаций, по тем или иным причинам не участвовавшим в заключении областного отраслевого (межотраслевого), профессионального соглашения, но в организациях которых не менее 50 процентов работников принадлежит к отрасли, профессии, в рамках которых заключено соглашение, присоединиться к данному соглашению.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»