З А К О Н   Т У Л Ь С К О Й   О Б Л А С Т И



ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 ГОД»

Принят
Тульской областной Думой
28 марта 2002 года
 Постановление № 26/597


Статья 1. Утвердить областную целевую программу «Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2002 год» с финансированием из средств бюджета Тульской области в размере 6,4 млн.руб., в том числе 5,2 млн.руб. в виде государственных гарантий Тульской области, и общим объемом финансирования 37,0 млн.руб. (прилагается).


Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Председатель Тульской
областной Думы

О.Д.Лукичев                                                                                    

Губернатор
Тульской области

В.А.Стародубцев





 г. Тула
15 апреля 2002 года
№ 293-ЗТО


Приложение
к Закону Тульской области
“Об областной целевой программе
“Государственная поддержка
малого предпринимательства
в Тульской области на 2002 год”




О Б Л А С Т Н А Я   Ц Е Л Е В А Я   П Р О Г Р А М М А


«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 ГОД»




 П А С П О Р Т
 областной целевой программы «Государственная поддержка
малого предпринимательства в Тульской  области  на 2002 год»

Наименование программы

Государственная поддержка малого предпринимательства  в Тульской области на 2002 год

Основание

Федеральный Закон от 14.06.95 г. № 88-ФЗ “О   государственной  поддержке  малого предпринимательства  в Российской Федерации”, Закон Тульской области № 152-ЗТО “О   государственной  поддержке  малого предпринимательства на территории Тульской области

Государственный заказчик

Департамент по поддержке малого и среднего предпринимательства  администрации Тульской области

Головной разработчик

Рабочая группа при департаменте по поддержке  малого  и среднего предпринимательства администрации Тульской области

Основные исполнители

Тульский  областной  фонд поддержки малого предпринимательства,
Тульская  торгово-промышленная  палата,
Тульская региональная  Лига научно-технического и инновационного предпринимательства (Лига  "Тула-Интех"),
Тульский  региональный  центр поддержки предпринимательства

Цель программы

     Обеспечение условий для интенсивного развития малого предпринимательства, направленного на улучшение социально-экономической ситуации в Тульской области и  выражающегося в росте численности занятых, объема производства, поступлений налоговых платежей в бюджет, а также в создании малых предприятий, в том числе в новых сферах деятельности

Основные задачи

     Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;
     развитие финансовых технологий, направленных на обеспечение доступности для субъектов малого предпринимательства кредитных средств коммерческих банков и привлечение в регион финансовых ресурсов;
     стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности;
     развитие систем информационной поддержки, обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к широкому спектру деловых услуг независимо от их месторасположения;
     формирование системы кадрового обеспечения и постоянного повышения квалификации руководителей и специалистов малых предприятий;
     расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью

Объем и  источники
финансирования

Общий  объем  финансирования:
37,0 млн.руб., в том числе из бюджета Тульской области - 6,4 млн.руб., из них 5,2 млн.руб. в виде государственных гарантий Тульской области

Ожидаемые конечные результаты реализации

Сохранение и создание рабочих мест не менее чем на 1,0 тыс.;
      рост объема реализации продукции, в том числе производимой с использованием инновационных технологий;
      рост налоговых поступлений в бюджет Тульской области - не менее 15%;
      увеличение доходов бюджета Тульской области от реализации мер финансово-кредитной поддержки - не менее 12 ,75 млн.руб.

Система контроля

В соответствии с Законом Тульской области № 91-ЗТО "Об областных целевых программах"

         

     Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Развитие малого предпринимательства рассматривается как один из способов реализации политики государства, направленной на улучшение общих условий хозяйствования и создание благоприятной среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому росту. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется посредством системы мер, координирующих и стимулирующих его развитие.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 14.06.95 г. № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, государственная поддержка малого предпринимательства реализуется программно-целевым методом.

Малое предпринимательство в Тульской области сложилось в устойчивый сектор, обеспечивающий рабочие места более чем для 20% занятого населения. Доля малых предприятий в общем объеме выпуска товаров и услуг в целом по области за 2000 год составила около 10%, в том числе  в промышленности - 3,3%, в строительстве - 34,3% и около 70% - в торговле; в налоговых доходах бюджета области доля субъектов малого предпринимательства - 11%.

Отраслевой состав малого предпринимательства стабилен и не отличается от среднего по России: в сфере торговли и общественного питания действует 48,2%, в промышленности - 14,8%, в строительстве - 14%, в сельском хозяйстве - 3,8% от общего количества малых предприятий.

Налицо тенденция развития малых предприятий: при незначительном, менее 1%,  росте количества субъектов малого предпринимательства и численности занятых темп роста объема произведенной продукции за 2000 год в фактических ценах составил 159,3% при среднем по экономическому комплексу области 115,6%; темп роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Тульской области - 147,9%, в бюджеты всех уровней - 154,2%.

Динамика изменения налоговых платежей за последние 5 лет, представленная в таблице 1, положительна и отражает развитие налогооблагаемой базы малых предприятий.

Таблица 1

Поступило налогов

1996

1997

1998

1999

2000

в бюджеты всех уровней, млн.руб.

362,4

274,1

337,4

547,4

843,9

     в том числе в консолидированный бюджет Тульской области, млн.руб.

198,9

163,4

213,3

358,7

530,6

     темп роста, %

82,2

130,5

168,2

147,9

  

Однако анализ данных официальной статистики, информации из муниципальных образований, а также практика реализации областной  целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области" и сопоставление показателей уровня развития малого предпринимательства в Тульской области с регионами, вышедшими на стадию саморазвития: город Москва, город Санкт-Петербург, Московская, Саратовская области,  а по отдельным показателям и с другими субъектами РФ, указывают,  что потенциал малых предприятий  региона  реализован недостаточно полно.

Среди основных причин невысокой эффективности  деятельности малых предприятий наибольший вес имеют:

отсутствие у  предприятий  достаточного  объема   оборотных средств;

проблемы в доступе к кредитным ресурсам, неразвитость механизмов   финансово-кредитной  поддержки;

ограничение возможностей использования малыми предприятиями имущества реструктурируемых предприятий и неэффективно используемых  производственных  мощностей;

неполная информированность хозяйствующих субъектов, недоступность консультаций специалистов, отсутствие соответствующих деловых услуг, особенно в ряде муниципальных образований;

недостаточный уровень профессиональных знаний руководителей и специалистов малых предприятий в вопросах рыночной экономики.

На протяжении нескольких последних лет отсутствует заметный рост количества действующих малых предприятий и численности занятых на них.

Несмотря на ежегодное увеличение инвестиций в малое предпринимательство и преимущественную направленность их в промышленность и строительство, доля малых предприятий в общем объеме инвестиций по области очень мала и колеблется  от 2 до 5% по отдельным муниципальным образованиям.

Слабо развивается инновационная деятельность. Количество малых предприятий, занятых в сфере науки и научного обслуживания, оценивается на уровне 100 единиц, большинство из них осуществляют деятельность около 10 лет;  тенденция роста не наблюдается. Это особенно тревожно, так как  этот круг предприятий производит конкурентоспособную продукцию, имеющую спрос  за пределами области; их деятельность способствует притоку денежных средств в регион и стимулирует развитие смежных предприятий, в том числе крупных. Отдача от инвестиций в инновационные предприятия выше, чем в среднем по малому предпринимательству: рост объема производства в 2000 году по пятнадцати обследованным малым предприятиям инновационной сферы составил 189% .

Сохраняется неравномерность развития малого предпринимательства по муниципальным образованиям области. Количество субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей колеблется от 42,3 в Новомосковске и Новомосковском районе до 5,2 в Каменском районе.

Отсутствие на федеральном уровне норм, регулирующих отдельные отношения субъектов малого предпринимательства с органами государственной власти и другими субъектами права, тормозит развитие региональной нормативно-правовой базы.

Существуют проблемы с учетом деятельности и представлением информации по малому предпринимательству; не развиты методические основы реализации и оценки эффективности мер его государственной поддержки, в том числе осуществляемых с использованием средств бюджета.

Не преодолены в полной мере негативные факторы, сдерживающие процесс создания новых субъектов малого предпринимательства и провоцирующие их теневую деятельность:

проблемы административного характера,  прежде всего на начальных этапах становления предприятия,

нестабильность правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов малого предпринимательства, в том числе налогового режима.

Областная целевая программа   "Государственная   поддержка   малого предпринимательства в Тульской области на 2002 год" является средством государственной политики,  разработана в  соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 г.  № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в  Российской Федерации",  Законом Тульской области № 152-ЗТО "О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Тульской  области" и направлена на преодоление проблем в развитии малого предпринимательства.

Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Целью государственной поддержки малого предпринимательства является обеспечение условий для его интенсивного развития, направленного на улучшение социально-экономической ситуации в Тульской области и выражающегося в росте численности занятых, объема производства, поступлений налоговых платежей в бюджет, а также в создании малых предприятий, в том числе в новых сферах деятельности.

Задачи Программы определяются ее конечной целью, заключаются в формировании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности:

совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;

развитие финансовых технологий, направленных на обеспечение доступности для субъектов малого предпринимательства кредитных средств коммерческих банков и привлечение в регион финансовых ресурсов;

стимулирование инвестиционной и инновационной активности предприятий;

развитие систем информационной поддержки, обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к широкому спектру деловых услуг независимо от их месторасположения;

формирование системы кадрового обеспечения и постоянного повышения квалификации руководителей и специалистов малых предприятий;

       расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью.

        Решение поставленных задач обеспечит переход государственной поддержки малого предпринимательства в Тульской области на качественно новый уровень, что позволит реализовать принципы государственного управления развитием рыночной инфраструктуры, заложенные в документах, определяющих государственную политику в Российской Федерации на период 2002-2003 годов.

       В разработке мер нормативно-правового характера центр тяжести смещен в направлении развития федерального законодательства. Поэтому приоритетные меры связаны с участием в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в направлении:

обеспечения преемственности и непротиворечивости законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;

разработки и реализации законодательных мер по созданию партнерских отношений между предприятиями и органами власти, по устранению административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности;

формирования правовых механизмов использования субъектами малого предпринимательства бездействующих производственных площадей;

установления специальных налоговых режимов, благоприятствующих развитию малого предпринимательства, активизации инвестиционной и инновационной деятельности.

Для создания эффективной кредитно-финансовой системы, для  разработки и распространения финансовых технологий необходимо продолжение отработки практических механизмов финансирования малых предприятий: развитие институтов и технологий микрофинансирования и гарантирования кредитов; участие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в создании фондов венчурного финансирования.

Основные меры направлены на разработку нормативной и методической базы гарантийных кредитно-финансовых схем, их практическое внедрение, а также на привлечение капитала из внешних для области источников. Эти меры будут способствовать развитию инвестиционно-кредитных рынков, стимулированию направления средств частных инвесторов на финансирование малых предприятий.

Реализация мер кредитно-финансовой поддержки неразрывно связана со стимулированием инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства, осуществляемым в координации с муниципальными программами развития малого предпринимательства и во взаимосвязи с мерами имущественной поддержки малых предприятий. Для успешного решения этого круга задач необходимо качественное улучшение информационно-методической базы и инвентаризации бездействующих производственных площадей в муниципальных образованиях, разработка и распространение на этой основе  экономических и правовых механизмов использования их субъектами малого предпринимательства.

Привлечение средств в регион связано не только с прямыми инвестициями, но и производством конкурентоспособной продукции, реализуемой за пределами области, с формированием устойчиво расширяющегося круга малых предприятий, разрабатывающих и использующих новые технологии. Одно из основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства - сохранение и развитие научно-технического потенциала области, повышение инновационной активности малых предприятий.  Задачей Программы в данном направлении является дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры на региональном и муниципальном уровнях, создание условий для коммерциализации результатов научных разработок, трансфера технологий и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.

Серьезной задачей для Тульской области остается включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, в том числе дистанционного, что позволит значительно улучшить условия и повысить  эффективность их работы, особенно в муниципальных образованиях области. При решении этих задач будут максимально использованы ресурсы действующих организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Необходимо расширить спектр деятельности информационно-юридических центров при объединениях предпринимателей и охватить основные сферы информационного обеспечения:  законодательство, бухгалтерский учет и налогообложение, сертификацию, лицензирование, юридическую поддержку, техническую и нормативно-справочную информацию.

Отдельное направление информационной поддержки малых предприятий имеет целью содействие их выходу на рынки других регионов России  и зарубежных стран и сочетает в себе предоставление маркетинговой и нормативно-правовой информации и организацию выставочно-ярмарочной деятельности.

Особое значение придается кадровому обеспечению  малого предпринимательства, и в качестве одной из задач Программы планируется формирование многоуровневой системы кадрового обеспечения и постоянного повышения квалификации руководителей и специалистов малых предприятий. Подготовка высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства предполагает:

установление устойчивых связей с учебными заведениями разных уровней, в которых ведется преподавание основ предпринимательской деятельности;

создание системы дополнительного профессионального образования и стажировок руководителей и специалистов действующих малых предприятий, объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, а также государственных и муниципальных служащих;

развитие институтов повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы малого предпринимательства;

разработку методических основ для обучения предпринимательской деятельности, начиная от общеобразовательных школ.

Решение задач финансово-кредитной и информационной поддержки малого предпринимательства направлено как на повышение эффективности действующих предприятий, так и на содействие образованию новых субъектов малого предпринимательства.

В рамках этих направлений планируются специальные меры адресной поддержки начинающих предпринимателей, а также пропаганда идей цивилизованного ведения бизнеса, формирование положительного имиджа предпринимательства, стимулирование благотворительной деятельности  малых предприятий. Большая роль отводится целенаправленной и гласной деятельности Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Тульской области, проведению ежегодного собрания представителей малых предприятий Тульской области, ведению конструктивного диалога между органами государственной власти и некоммерческими объединениями предпринимателей,  взаимодействию со средствами массовой информации.   

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»