ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
от 15 апреля 2002 года N 293-ЗТО
Об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2002 год"
Принят
Тульской областной Думой
28 марта 2002 года
Постановление № 26/597
Статья 1. Утвердить областную целевую программу «Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2002 год» с финансированием из средств бюджета Тульской области в размере 6,4 млн.руб., в том числе 5,2 млн.руб. в виде государственных гарантий Тульской области, и общим объемом финансирования 37,0 млн.руб. (прилагается).
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тульской О.Д.Лукичев | Губернатор |
г. Тула
15 апреля 2002 года
№ 293-ЗТО
О Б Л А С Т Н А Я Ц Е Л Е В А Я П Р О Г Р А М М А
«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 ГОД»
П А С П О Р Т
областной целевой программы «Государственная поддержка
малого предпринимательства в Тульской области на 2002 год»
Наименование программы | Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2002 год |
Основание | Федеральный Закон от 14.06.95 г. № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, Закон Тульской области № 152-ЗТО “О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Тульской области” |
Государственный заказчик | Департамент по поддержке малого и среднего предпринимательства администрации Тульской области |
Головной разработчик | Рабочая группа при департаменте по поддержке малого и среднего предпринимательства администрации Тульской области |
Основные исполнители | Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства, |
Цель программы | Обеспечение условий для интенсивного развития малого предпринимательства, направленного на улучшение социально-экономической ситуации в Тульской области и выражающегося в росте численности занятых, объема производства, поступлений налоговых платежей в бюджет, а также в создании малых предприятий, в том числе в новых сферах деятельности |
Основные задачи | Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку; |
Объем и источники | Общий объем финансирования: |
Ожидаемые конечные результаты реализации | Сохранение и создание рабочих мест не менее чем на 1,0 тыс.; |
Система контроля | В соответствии с Законом Тульской области № 91-ЗТО "Об областных целевых программах" |
Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ
Развитие малого предпринимательства рассматривается как один из способов реализации политики государства, направленной на улучшение общих условий хозяйствования и создание благоприятной среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому росту. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется посредством системы мер, координирующих и стимулирующих его развитие.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 14.06.95 г. № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, государственная поддержка малого предпринимательства реализуется программно-целевым методом.
Малое предпринимательство в Тульской области сложилось в устойчивый сектор, обеспечивающий рабочие места более чем для 20% занятого населения. Доля малых предприятий в общем объеме выпуска товаров и услуг в целом по области за 2000 год составила около 10%, в том числе в промышленности - 3,3%, в строительстве - 34,3% и около 70% - в торговле; в налоговых доходах бюджета области доля субъектов малого предпринимательства - 11%.
Отраслевой состав малого предпринимательства стабилен и не отличается от среднего по России: в сфере торговли и общественного питания действует 48,2%, в промышленности - 14,8%, в строительстве - 14%, в сельском хозяйстве - 3,8% от общего количества малых предприятий.
Налицо тенденция развития малых предприятий: при незначительном, менее 1%, росте количества субъектов малого предпринимательства и численности занятых темп роста объема произведенной продукции за 2000 год в фактических ценах составил 159,3% при среднем по экономическому комплексу области 115,6%; темп роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Тульской области - 147,9%, в бюджеты всех уровней - 154,2%.
Динамика изменения налоговых платежей за последние 5 лет, представленная в таблице 1, положительна и отражает развитие налогооблагаемой базы малых предприятий.
Поступило налогов | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
в бюджеты всех уровней, млн.руб. | 362,4 | 274,1 | 337,4 | 547,4 | 843,9 |
в том числе в консолидированный бюджет Тульской области, млн.руб. | 198,9 | 163,4 | 213,3 | 358,7 | 530,6 |
темп роста, % | 82,2 | 130,5 | 168,2 | 147,9 |
Однако анализ данных официальной статистики, информации из муниципальных образований, а также практика реализации областной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области" и сопоставление показателей уровня развития малого предпринимательства в Тульской области с регионами, вышедшими на стадию саморазвития: город Москва, город Санкт-Петербург, Московская, Саратовская области, а по отдельным показателям и с другими субъектами РФ, указывают, что потенциал малых предприятий региона реализован недостаточно полно.
Среди основных причин невысокой эффективности деятельности малых предприятий наибольший вес имеют:
отсутствие у предприятий достаточного объема оборотных средств;
проблемы в доступе к кредитным ресурсам, неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки;
ограничение возможностей использования малыми предприятиями имущества реструктурируемых предприятий и неэффективно используемых производственных мощностей;
неполная информированность хозяйствующих субъектов, недоступность консультаций специалистов, отсутствие соответствующих деловых услуг, особенно в ряде муниципальных образований;
недостаточный уровень профессиональных знаний руководителей и специалистов малых предприятий в вопросах рыночной экономики.
На протяжении нескольких последних лет отсутствует заметный рост количества действующих малых предприятий и численности занятых на них.
Несмотря на ежегодное увеличение инвестиций в малое предпринимательство и преимущественную направленность их в промышленность и строительство, доля малых предприятий в общем объеме инвестиций по области очень мала и колеблется от 2 до 5% по отдельным муниципальным образованиям.
Слабо развивается инновационная деятельность. Количество малых предприятий, занятых в сфере науки и научного обслуживания, оценивается на уровне 100 единиц, большинство из них осуществляют деятельность около 10 лет; тенденция роста не наблюдается. Это особенно тревожно, так как этот круг предприятий производит конкурентоспособную продукцию, имеющую спрос за пределами области; их деятельность способствует притоку денежных средств в регион и стимулирует развитие смежных предприятий, в том числе крупных. Отдача от инвестиций в инновационные предприятия выше, чем в среднем по малому предпринимательству: рост объема производства в 2000 году по пятнадцати обследованным малым предприятиям инновационной сферы составил 189% .
Сохраняется неравномерность развития малого предпринимательства по муниципальным образованиям области. Количество субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей колеблется от 42,3 в Новомосковске и Новомосковском районе до 5,2 в Каменском районе.
Отсутствие на федеральном уровне норм, регулирующих отдельные отношения субъектов малого предпринимательства с органами государственной власти и другими субъектами права, тормозит развитие региональной нормативно-правовой базы.
Существуют проблемы с учетом деятельности и представлением информации по малому предпринимательству; не развиты методические основы реализации и оценки эффективности мер его государственной поддержки, в том числе осуществляемых с использованием средств бюджета.
Не преодолены в полной мере негативные факторы, сдерживающие процесс создания новых субъектов малого предпринимательства и провоцирующие их теневую деятельность:
проблемы административного характера, прежде всего на начальных этапах становления предприятия,
нестабильность правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов малого предпринимательства, в том числе налогового режима.
Областная целевая программа "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2002 год" является средством государственной политики, разработана в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Тульской области № 152-ЗТО "О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Тульской области" и направлена на преодоление проблем в развитии малого предпринимательства.
Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью государственной поддержки малого предпринимательства является обеспечение условий для его интенсивного развития, направленного на улучшение социально-экономической ситуации в Тульской области и выражающегося в росте численности занятых, объема производства, поступлений налоговых платежей в бюджет, а также в создании малых предприятий, в том числе в новых сферах деятельности.
Задачи Программы определяются ее конечной целью, заключаются в формировании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности:
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;
развитие финансовых технологий, направленных на обеспечение доступности для субъектов малого предпринимательства кредитных средств коммерческих банков и привлечение в регион финансовых ресурсов;
стимулирование инвестиционной и инновационной активности предприятий;
развитие систем информационной поддержки, обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к широкому спектру деловых услуг независимо от их месторасположения;
формирование системы кадрового обеспечения и постоянного повышения квалификации руководителей и специалистов малых предприятий;
расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью.
Решение поставленных задач обеспечит переход государственной поддержки малого предпринимательства в Тульской области на качественно новый уровень, что позволит реализовать принципы государственного управления развитием рыночной инфраструктуры, заложенные в документах, определяющих государственную политику в Российской Федерации на период 2002-2003 годов.
В разработке мер нормативно-правового характера центр тяжести смещен в направлении развития федерального законодательства. Поэтому приоритетные меры связаны с участием в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в направлении:
обеспечения преемственности и непротиворечивости законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;
разработки и реализации законодательных мер по созданию партнерских отношений между предприятиями и органами власти, по устранению административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности;
формирования правовых механизмов использования субъектами малого предпринимательства бездействующих производственных площадей;
установления специальных налоговых режимов, благоприятствующих развитию малого предпринимательства, активизации инвестиционной и инновационной деятельности.
Для создания эффективной кредитно-финансовой системы, для разработки и распространения финансовых технологий необходимо продолжение отработки практических механизмов финансирования малых предприятий: развитие институтов и технологий микрофинансирования и гарантирования кредитов; участие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в создании фондов венчурного финансирования.
Основные меры направлены на разработку нормативной и методической базы гарантийных кредитно-финансовых схем, их практическое внедрение, а также на привлечение капитала из внешних для области источников. Эти меры будут способствовать развитию инвестиционно-кредитных рынков, стимулированию направления средств частных инвесторов на финансирование малых предприятий.
Реализация мер кредитно-финансовой поддержки неразрывно связана со стимулированием инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства, осуществляемым в координации с муниципальными программами развития малого предпринимательства и во взаимосвязи с мерами имущественной поддержки малых предприятий. Для успешного решения этого круга задач необходимо качественное улучшение информационно-методической базы и инвентаризации бездействующих производственных площадей в муниципальных образованиях, разработка и распространение на этой основе экономических и правовых механизмов использования их субъектами малого предпринимательства.
Привлечение средств в регион связано не только с прямыми инвестициями, но и производством конкурентоспособной продукции, реализуемой за пределами области, с формированием устойчиво расширяющегося круга малых предприятий, разрабатывающих и использующих новые технологии. Одно из основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства - сохранение и развитие научно-технического потенциала области, повышение инновационной активности малых предприятий. Задачей Программы в данном направлении является дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры на региональном и муниципальном уровнях, создание условий для коммерциализации результатов научных разработок, трансфера технологий и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.
Серьезной задачей для Тульской области остается включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, в том числе дистанционного, что позволит значительно улучшить условия и повысить эффективность их работы, особенно в муниципальных образованиях области. При решении этих задач будут максимально использованы ресурсы действующих организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Необходимо расширить спектр деятельности информационно-юридических центров при объединениях предпринимателей и охватить основные сферы информационного обеспечения: законодательство, бухгалтерский учет и налогообложение, сертификацию, лицензирование, юридическую поддержку, техническую и нормативно-справочную информацию.
Отдельное направление информационной поддержки малых предприятий имеет целью содействие их выходу на рынки других регионов России и зарубежных стран и сочетает в себе предоставление маркетинговой и нормативно-правовой информации и организацию выставочно-ярмарочной деятельности.
Особое значение придается кадровому обеспечению малого предпринимательства, и в качестве одной из задач Программы планируется формирование многоуровневой системы кадрового обеспечения и постоянного повышения квалификации руководителей и специалистов малых предприятий. Подготовка высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства предполагает:
установление устойчивых связей с учебными заведениями разных уровней, в которых ведется преподавание основ предпринимательской деятельности;
создание системы дополнительного профессионального образования и стажировок руководителей и специалистов действующих малых предприятий, объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, а также государственных и муниципальных служащих;
развитие институтов повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы малого предпринимательства;
разработку методических основ для обучения предпринимательской деятельности, начиная от общеобразовательных школ.
Решение задач финансово-кредитной и информационной поддержки малого предпринимательства направлено как на повышение эффективности действующих предприятий, так и на содействие образованию новых субъектов малого предпринимательства.